Схема захода на посадку — установленный маршрут в районе аэродрома, по которому воздушное судно выполняет полет от точки входа в район аэродрома до выхода на предпосадочную прямую.
Предпосадочная прямая — заключительная часть схемы захода на посадку от точки выхода из четвертого разворота до точки приземления.
Установленный маршрут — маршрут вне воздушной трассы, местной
воздушной линии, согласованный с компетентными органами,
заинтересованными ведомствами и организациями и предназначенный для
исполнения авиационных работ.
Район аэродрома — воздушное пространство над аэродромом и прилегающей к нему местностью в установленных границах в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Схема захода — на посадку позволяет произвести безопасный заход
на посадку и посадку. Существует несколько типов захода на посадку, для
каждого аэродрома публикуются определённые схемы. Выбор той или иной
схемы обусловлен географическим расположением аэродрома и наличием на
аэродроме того или иного навигационного оборудования.
Аэродромный круг полетов (схема полета в зоне взлета и посадки) —
установленный маршрут в районе аэродрома, по которому (или части
которого) выполняется набор высоты после взлета, снижение для захода на
посадку, ожидание посадки, выполнение полета над аэродромом.
Высота полета — расстояние по вертикали от определенного уровня
до воздушного судна. В зависимости от уровня начала отсчета различают
высоты: истинную (от уровня точки, находящейся непосредственно под
воздушным судном), относительную (от уровня порога ВПП, уровня аэродрома, наивысшей точки рельефа и т. д.) и абсолютную (от уровня моря).
Зона взлета и посадки — воздушное пространство от уровня
аэродрома до высоты второго эшелона включительно, в границах,
обеспечивающих маневрирование воздушных судов при взлете и заходе на
посадку.
В СССР
наибольшее распространение получила схема полета по аэродромному кругу
типа «коробочка» (практически существовала 1 универсальная схема для
всех аэродромов с небольшими вариациями). Маршрут выглядит как
прямоугольник. После взлёта и набора безопасной высоты самолёт
выполняет 1 разворот на 90° вправо или влево (соответственно схемы
бывают правые и левые), затем для создания бокового уклонения
относительно ВПП 8 или 12 км выполняется 2 разворот и самолёт движется параллельно ВПП
в направлении обратном направлению взлёта и посадки. Затем выполняется
соответственно 3 и 4 развороты. Места выполнения разворотов это
определённые точки, которые имеют заданные координаты. Диспетчер может
направить воздушное судно к 2, 3 или 4 развороту или к траверзу ДПРМ,
это означает, что экипаж начинает выполнение схемы с указанной точки.
Полёт по кругу выполняется на высоте круга, кроме того для каждого разворота может быть отдельно задана высота полета. Данная схема полета позволяет достаточно просто и с достаточной точностью выйти на предпосадочную прямую. Сначала выполнается пролет любого ориентира ВПП
(ДПРМ, БПРМ, маяк ВОР, маркер, сама ВПП, даже, например, костер) на
посадочном курсе, затем выполняется полет по прямоугольному маршруту с
засечкой времен полета по каждой стороне. Зная скорость и время полета
легко вычислить пролетаемые расстояния. Зная расстояние между первым и
вторым разворотами легко найти время полета между третьим и четвертым
разворотами для выхода на предпосадочную прямую в створ полосы.
Еще одной схемой полета по аэродромному кругу является «восьмерка». Пример — аэропорт Пулково.
В данной схеме второй разворот производится не на курс, обратный
посадочному, к траверзу ДПРМ, как в стандартной «коробочке», а на саму
ДПРМ (БПРМ, в зависимости от схемы). После пролета ДПРМ (БПРМ), при
необходимости, выполняется доворот на курс к третьему развороту. Далее,
как в стандартной «коробочке». Различия: в «коробочке» все развороты
либо правые, либо левые, пролет траверза приводной радиостанции, в
«восьмерке» два правых и два левых разворота, пролет самой приводной
радиостанции.
Из-за сильно возросшей в наши дни нагрузки на аэродромы, полет по
аэродромному кругу перестает практически существовать, оставаясь
возможным лишь для выполнения особых процедур, например, полет без
возможности ведения радиосвязи. Схема же ухода на второй круг
выполняется через обязательное нахождение ВС в зоне ожидания.
|