В последнее время
довольно часто появляется у многих вопрос: сможет ли симмер посадить самолет?
До того мне надоели ворчания старых летунов, мол невозможно или наоборот
твердая уверенность сим-хомячков, что просто вынужден написать этот скромный
пост.
Сейчас в мой адрес полетят упреки: это антинаучно, аффтар -
ты дилетант, и что то в этом духе. В общем закидают гнилыми помидорами с
тухлыми яйцами ))) Пилот с шестилетним
стажем, знаю что пишу. Попробую описать ситуация глазами человека, раньше не
бывавшего в кабине самолета, а знакомого с кабиной самолета, по фоткам, симулятору и форумом.
В данном случае речь
пойдет про среднестатистического симмера, чей удел сидеть с пивом и чипсами с джойстиком за симулятором в удобном
кресле, знания английского ограничивается парой десятков слов, но в общем
английский на уровне «My name is....». Тут конечно
исходов может быть много, я не берусь рассматривать тот случай, когда самолет
валится с креном 60 градусов и прочие, где исход один- неминуемый 3,14здец. Я
не берусь рассматривать что это произойдет на старом советском самолете ( хотя
бы потому что с пилотом что-то случится) там экипажа хватит, да и органы управление довольно значимо
отличаются от других самолетов, да и сейчас таких самолетов осталось совсем немного.
Я не берусь рассматривать самолеты типа Б-747 или Б-777, там как правило есть
сменный экипаж, рассмотрим самолет типа б-737 или А-320, может б-757. Допустим,
пилоты пред полетом нажрались некачественной еды, например, тухлую рыбу ))))…
Нет, это сейчас ты сидишь перед монитором, лениво щелкая
мышкой, с усмешкой читаешь эту статью, но садясь в кресло самолета, когда быть
может, ты полетишь на отдых, ты как обычно будешь молиться на пилота… на дай
бой…
Хорошо вот ты сел в кресло самолета, как обычно предполетный
инструктаж, руление, взлет… Самолет набирает высоту, раздали напитки, вроде все
гладко, вот самолет занимает эшелон, погасло табло пристегнуть ремни, у вас
забрали мусор, ну и все можно откинутся в кресло. Но тут открывается дверь из
кабины пилотов, от куда выходит стюардесса
с кислым лицом, пока она не
сообщает причину беспокойства, а просто идет по салону и вглядывается в лица.
Первый раз идет, её взгляд падает на
тебя, и еще на несколько мужиков, второй раз проходит, опять на те, яна них она
больше не смотрит – дернули уже из бутылки коньяка, который как-то пронесли…
Третий раз проходит совсем мрачная и тут она, наконец наклоняется к тебе, а её
взгляд падает на твой ноутбук, где запущен симулятор. «Вы самолетом управлять
умеете?» - спрашивает она шепотом тебя, что бы не поднять панику на борту.
Ты хочешь сказать «да», но какое-то
чувство тебе подсказывает, что такие вопросы просто так не задаются и ты
говоришь «нет», однако или ты говоришь
не убедительно, или больше из полторы сотни пассажиров, никто не умеет
управлять самолетом. Так или иначе, ты понимаешь, что происходит что-то не так,
и невольно окликаешь на её просьбу
пройти в кабину. Едва только ты оказываешься за порогом, случайно
захлопывается дверка. Ты не знаешь как её, ибо в симе такой процедуры как
открыть дверь в кабину пилотов просто нет. ( А она на кодовом замке). И тут до
тебя начинает доходить, что теперь тебе что-то придется делать, видя как
безжизненные пилоты облокотились на подлокотниках. Не слишком церемонясь, на
вытаскиваешь капитана с кресла, пусть полежит пока на полу, толку от него все
равно нет. Вот ты сел в кресло, хватанулся за штурвал или за джойстик, надел
наушники… Какое-то шипение, ничего не разобрать, о господи! Так оно еще на
английском. Ты пробуешь сказать «питолтс дайе, мы проблэм!» однако в ответ –
молчание, еще раз –так же. Конечно, ты не сообразишь что для того, что бы
ответить что-то земле, нужно нажать на кнопку ( на какую? Тут их миллион,
дохрена и больше). Ладно, считай – что
связь сломалась, значит с земли тебе никто не поможет. Придется делать самому. Тебе на ум приходят
фильм, где пилоты читают какие-то
инструкции, так ты начинаешь метаться по
кабине, на удивление быстро тебе попадается толстый кожаный портфель набитый
тяжелыми книжками ( это вам не «Война и
мир»). Вот ты находишь самую толстую из них на ней написано «FCOM» и еще что-то на королевском языке, но ты не
замечаешь, распахнув её где-то в середине ты видишь целую страницу текста ( на
английском), листаешь некоторые картинки имеют не менее длинные подписи и все
на том же английском. Не найдя ничего полезного в руководстве по летной
эксплуатации, ты забрасываешь его в дальний угол кабины.
Ты вновь хватишься за штурвал, сев поглубже в кресле, но до
него еле дотягиваешься, нет, не удобно, ты начинаешь искать какие-то рычаги под
сиденьем. Потянув вверх рычаг, ты вместе с креслом укатываешься далеко назад,
но не много сообразив делаешь обратное движение, отлично, теперь, наконец,
можно и взяться за управление. Сживаешь крепко штурвал, но не дергаешь, потом
чуть давишь, но ничего не происходит, чуть отклоняешь влево – опять ничего не
происходит – включен автопилот. Твой взгляд падает на дисплей что перед тобой –
там авиагоризонт, но он стоит не подвижно, нет он не сломан, просто самолет
ровно летит. Слева от него какие-то цифры, они чуть скачут,
что это может быть? Где-то 270 для скорости маловато, даже в узлах, ладно
справа тоже цифры – там где-то 36000 может быть около этого значения, в любом
случае выше 30000, высота 30 км? Так что это? Может быть в футах? Раз
бортпроводница говорила, что полет проходит на высоте 10 тысяч метров, ладно с этим
нормально. На соседнем дисплее – какой-то белый круг, напоминающий электронный
компас и яркая фиолетовая линия. Там же небольшой индекс- трехзначное число это
направление. Линия – должно быть маршрут.
Ты опять, пробуешь отклонить штурвал, но ничего не происходит. На
большинстве машин при определенном усилии на штурвал, автопилот отключается, но
допустим в твоем случае этого нет. На
козырьке сверху ты видишь автопилот, но для тебя это бессмысленные кнопочки, крутилки, и окошки,
но до тебя начинает доходить что и это так нельзя оставлять. Под окошками,
крутилки, кнопки, некоторые светятся, ты видишь некоторые подписи, но они опять
же на английском, в стороне на том же автопилоте есть три или иногда две кнопочки, это главные
включатель автопилота, но из всех этих
трех кнопочек горит одна – остальные
дублируют, ты нажимаешь её, придерживая
одной рукой штурвал. Вот ты нажал на неё, прозвучал короткий сигнал,
самолет стал чуть-чуть опускать нос, ты инстинктивно хватаешь штурвал на себя,
но довольно резко, ох не завидую я твоим пассажирам! Самолет теперь задрал нос,
автомат тяги дает рычаги вперед двигатели зашумели ( ведь он не выключился), ты
толкаешь теперь вперед штурвал, но уже не так сильно, чуть снижаешься, потом
опять на себя, еще слабее, так и снижаешь амплитуду раскачки до нуля. Однако
,все равно ты поднялся чуть выше. Теперь ты пробуешь слегка повернуть,
чуть-чуть вправо, потом влево. Случайно, ты обращаешь внимание, что фиолетовая
стрелка на авиагоризонте, что была в центре на приборе, ушла вправо, а
горизонтальная так вообще в самом низу. Попав в такую ситуацию ты естественно
не вспомнишь как летал по приборам в симуляторе, и многое для тебя придется
открывать заново, но это пойдет быстрее. Теперь, ты вновь отклоняешь штурвал,
вправо, но не сильно, с креном градусов пять, уходящая стрелочка вновь
встает вновь начинает двигаться к центру.
Теперь ушла чуть влево, ты отклоняешь штурвал в противоположную сторону, но не
сильно, еле заметно. Наконец, раскачка прекращается, а стрелка встает в центр
окончательно, конечно, маленькая раскачка есть, теперь ты чуть снижаешься,
пытаясь догнать горизонтальную стрелку, но при этом и вертикальная чуть
уходит. Так или иначе тебе удается
снизится до заданного эшелона, и снизить раскачку по крену и тангажу до минимума.
Включать автопилот ты не решаешься, сам
крутишь штурвал, причем ты не чувствуешь усталости, да и вообще не чувствуешь того как замерзли ноги, как трещат
наушники… все твое внимание сосредоточено на этих двух стрелок. Вот стрелка ни
с того ни с сего ушла влево, твой взгляд падает на соседний дисплей – линия
маршрута как раз изгибается в ту сторону, все правильно, нужно поворачивать.
Пусть поворот у тебя размазанный, пусть с небольшой потерей высоты, но ты это
догонишь после поворота. Тут у тебя возникает
такая необходимость, ты начинаешь понимать, что
удержания стрелок мало. Ты не надолго
включаешь автопилот, поднимаешь голову и разглядываешь верхнюю панель.
Господи…. Сколько кнопок! Конечно, подписи на непонятном английском ,но
большинство кнопок и тумблеров находятся в положении auto ну уж это-то ты знаешь. Это значит автоматически
регулируются и твоего вмешательства не требуется. В самом верху над тобой
несколько тумблеров под колпачком, или кнопок под пластиковыми крышками. Но их
лучше не трогать – выключишь двигатели ( еще этого не хватало). Потом
переводишь взгляд на средний пульт, между креслами пилотов. Там как раз
находятся эти рычаги управления двигателями. Под ними два других рычага – упаси
Боже тебя их трогать –двигатели остановятся. Там целая куча крутилок,
окошек, кнопок, все они отвечают за
радио. Ты можешь их покрутить, но потом вернуть на исходную. Кстати,
навигационное радио – настраивается автоматически. Ну ладно, вновь отключил автопилот, приноровился, но
уже быстрее освоился, покачав, конечно чуть-чуть. На соседнем дисплеи, где маршрут и направление, вдруг появляется
зеленый кружок, после чего непонятно-какие белые записи, там маршрут тоже сводится к одной точке – должно быть
аэродром, а значит скоро снижение, зеленый кружок на экране - должно быть точка начала снижения. Ладно,
ты держишь крен, тангаж, с небольшой раскачкой, но почти не заметно, в любом
случае твои пассажиры особо ничего не
замечают, у некоторых особо вредных
возникают подозрения, что-то не так, ну да ладно, ты сейчас не думаешь что
думают твои пассажиры. И поверь моему слову, тебе удастся освоить управления,
пусть грубо, но все же быстрее, вопреки ворчаниям старлетов, которые летали на
тушках или ил-62, в такой ситуации
осваиваешь гораздо быстрее, быстрее взрослеешь.
Тем временем самолет
пролетает ту зеленную точку на электронной карте прибора, но почему-то
горизонтальная стрелка на приборе вниз не ушла. Твой взгляд падает на автопилот,
именно на окошко, которое отвечает судя по всему за высоту, ведь цифры справа
от авиагоризонта и в этом окошке почти совпадают, да и ты сделал вывод что это
высота потому что ты помнишь, когда ты
брал на себя штурвал, толкал… ну что еще может быть в таком значении?
Курс? Скорость? Нет только высота, в футах не удобно. Ну тебе не привычно, но вести подсчетов времени нет, по этому высоту
ты мысленно делишь где-то на 3. Ладно, вот ты поставил в том окошке 3000, не 0, что бы в случае чего была высота. Тут
ты, будь уверен сообразишь. Теперь эта
горизонтальная стрелка на авиагоризонте ушла вниз, ты толкаешь штурвал… Ну на снижение её выдержать будет чуть
сложнее, будет бегать туда-сюда. Но ничего, так или иначе снизишься, кстати,
полосу уже видно сквозь некоторые разрывы в облаках. Кстати на снижении или
ветер был сильнее, или ты так пилотировал скорость уже близко подходит к
предельно для такой высоты, понадобится
притормозить спойлерами, но где их ручка расположена, ты не вспомнишь. Ладно, погасишь
скорость, взяв штурвал на себя чуть чуть, правда стрелка уйдет вниз, но думаю
ничего страшного не будет, догнать можно будет потом. Сейчас твоя скорость где-то 260 а на эшелоне
была 270 это что на 10 узлов упала? Нет просто просто про приборную скорость ты
забудешь нафиг, но её суть уже не важна, автомат тяги по прежнему управляет
скоростью, она не много ,но болтается, вот уже падает к 200 узлов, там уже
желтый сектор ниже ( хорошо что ты не на тушке ,где обычная черно-белая шкала)
ту понятно, что в желтый сектор скорости лучше не залазить а в красный- опасно
для жизни. ))) Твой взгляд сосредоточен на стрелках, но глядя на скорость ты
понимаешь, что –то не так, великовата. Бросаешь взгляда на средний путь, на
РУД, рядом и слева и справа два рычага от них, но какой закрылки, какой скорость?
Взгляд на приборы- планки разбежались, одно-два движения. Один рычаг вытянутой
формы, а у другого широкая ручка с
надписью «FLAP» но ты не
знаешь что такое, но судя по тому, что написаны какие-то ходовые положения
1,5,10,15,25,30,45 точно закрылки! Робко ты переставляешь её в положение 1,
скорость на приборе, а вернее желтый сектор сдвигается до 195, точно закрылки!
Индекс сбоку падает где-то 182, ты двигаешь ручку в 5, самолет несколько
опускает нос, но тем не менее вертикальная скорость стремится к 0 и продолжает
расти. Ты отдаешь отдаешь штурвал от себя, еще чуть чуть. На малых скоростях
надо крутить посильнее, ведь эффективность падает. Ну вот последний разворот, уверею тебя, это
будет очень сложно, дай бог ты успеешь выровнять машину, или предположим что он
находится примерно в 30 км от полосы, но или 12 милях. Но вот ты по вернулся,
до полосы еще прилично лететь, ( кстати наушники орут благим матом, ты тоже
пытаешь отвечать что-то вяло и нечленораздельно, занятый пилотированием, но
тебя никто не слышат, ведь, ты не нашел ту кнопку, да и забыл про её
существование. Ты все же выдерживаешь направление и скорость ( не глиссаду ведь
ты забыл или не знаешь что нужно сделать, что бы включи автолэнд) LNAV и VNAV ведут тебя
к полосе, пусть не совсем точно, но все же ведут. Но видимость позволяет, но
огни полосы видно еще едва ли. Это напряженный момент. Время для тебя
остановилось, высотомер вяло отнимает высоту, автомат тяги держит скорость это
будет где-то 140 узлов. Но тут благим матом заорала сирена, однако причину ты
пока не замечаешь, но игнорировать её не
сможешь. Твой взгляд пробегается по
панели. Но сирена продолжает играть на нервах. То-лоу гир, то-лоу гир…
Точно! Ты не выпустил шасси! А где и как их выпустить? В
симуляторе, они всегда были в правом нижнем углу экрана, но пробежав еще раз
взглядом по панели, ты рычаг не обнаруживаешь. Естественно ты, раскачивая
самолет гоняешься за стрелками, которые безбожно уходят в разные стороны, пока ты
отвлекаешься. Ага вот он! Такой большой, а рядом как раз шесть лампочек, сейчас
три красные, не раздумывая, ты его суешь вниз, одновременно уменьшая
вертикальную скорость и доварачивая чуть
влево. Ну все, как раз можешь сосредоточится на управлении. Конечно, ты забыл включить фары, забыл
включить табло пристегнуть ремни… Ну думаю что бортпроводница, которая наверное
долбилась в кабину на протяжении полета, а ты не слышал, приготовила к посадке. Полосу уже видно хорошо, но далековато ,
высота еще где-то 1000 футов, но тут голос говорит «ванн саузенд», ну и дальше
пошел отсчет… Полоса приближается, а тебе все сложнее оторваться от полосы, но
ты смотришь на приборы и по прежнему пытаешься выдержать стрелки на дисплеи. Полоса потихоньку подползает под тебя, но тебе
кажется что ты идешь высоковато, уже пролетел ограждение аэродром, голос орет
«фифти», осевая линия чуть левее, тебе
кажется, что ты идешь с перелетом, ты кладешь правую руку на РУД, тягой
по-прежнему управляет автомат тяги, левой рукой, пусть относительно грубо, но
надежно ты берешь штурвал на себя, сильнее и сильнее, вертикальная скорость
уменьшается, ты пытаешься убрать тягу, но почему-то рычаги встали на месте, а
как ты берешь штурвал на себя, сами двигаются вперед… Так забыл выключить
автомат тяги!!! Взгляд на автопилот, ты щелкаешь один тумблер, на дисплеи
исчезли стрелки, но они сейчас больше не нужны, самолет фактически завис над
полосой… второй тумблер- все автотяга выключена, ты ставишь рычаги назад, и еще
берешь штурвал на себя. Высота где-то метров шесть, самолет теряет остатки
скорость и довольно ощутимо шлепается на бетон…. Все ты молодец!!! Ты посадил…
но скорость 120 узлов, а конец полосы виднеется, естественно про реверсы ты не
вспомнишь, просто не найдешь их наощупь ибо твой взгляд будет прикован и концу полосы, ты забыл что тормоза на педалях, случайно в
твой взгляд попадает, а может не случайно на большую белую ручку с красной
этикеткой «Parkin brake». Вот ты её толкаешь вниз, самолет ощутимо тормозит, сносит чуть в бок,
но с полосы самолет не выкатывается а останавливается где-то метров за 500 до конца полосы…
Ну пожалуй все! Дальше варианты могут быть разные, подоспеют
спасатели, спуститесь по надувному трапу, или отбуксируют на стоянку, а там
подгонят трап… Но ты живешь в такой стране, где еще пару лет будет долгое и
муторное судебной разбирательство.
В любом случае, ты докажешь своем собрату, сим-хомяку, что ты
это смог и ты это сделал, может быть при касании ты повредишь стойки шасси, но
ты спасешь полет и это будешь ты, симмер, хомяк, привыкший сидеть в уютном
кресле перед симулятором. А если это уготовлено не тебе, то сделает это другой
симмер: тот таджик, что подтаксовывал,
или тот чмошник, торговавший ворованной соляркой, в любом случае, кто-то из вас
это сделает!
Андрей Граундбергер
Внимание! При копировании материала с сайта, обратная ссылка обязательна!
|