Метеорологи́ческий ми́нимум (метеоми́нимум) в авиации — минимальные значения высоты нижней границы облаков и горизонтальной видимости, при которых возможно выполнение взлётов, посадок и полётов по маршруту.
Метеоминимум устанавливается раздельно для аэродрома, для типа воздушного судна и для пилотов.
Для аэродрома метеоминимум может устанавливаться раздельно для разных взлетно-посадочных полос и для разных схем захода на посадку.
Для аэродрома и для типа воздушного судна могут быть одновременно
установлены различные метеоминимумы в зависимости от исправности или
неисправности используемых систем обеспечения полетов (связное и
светосигнальное оборудование, радиомаяки, навигационные приборы и т.п.)
Для пилота метеоминимум устанавливается отдельно для каждого типа
воздушного судна, к полетам на котором он допущен. Кроме того,
метеоминимум пилота может быть установлен отдельно для полетов в
качестве командира экипажа и для полетов в качестве второго пилота. Посадка по минимуму Боинг-757 в Якутске
При принятии решения на вылет, полёте по маршруту, разрешении диспетчером захода на посадку и в других случаях одновременно должны удовлетворяться все перечисленные выше минимумы.
В российских нормативных документах метеоминимум обозначается как
«высота в метрах х видимость в метрах». Для пилота может быть
дополнительно указано "взлёт ..." - минимум горизонтальной видимости (в
метрах), при котором пилоту разрешается взлетать. Например, если в
свидетельстве пилота написано «Допущен к полётам командиром ВС Ту-154
по метеоминимуму 80x1000 взлет 400», это означает, что пилоту при
управлении самолетом соответствующего типа разрешено заходить на
посадку при высоте нижней границы облаков 80 м и видимости на ВПП
1000 м, если минимум аэродрома (и самолёта) не хуже указанных
параметров, и, кроме того, разрешается взлетать с аэродрома, если
видимость на ВПП составляет не менее 400 метров. Метеоминимумы категорий ИКАО для точного захода на посадку
Для упрощения формулировок требований к оборудованию самолетов и аэродромов ИКАО
определила следующие категории метеоминимумов при инструментальном
заходе на посадку (категории обозначаются римскими цифрами и буквами
латинского алфавита):
- Категория I - допускается посадка при дальности видимости на ВПП не
менее 550 метров (или горизонтальной дальности видимости не менее 800
метров) и нижней границе облаков не менее 60 метров. Самолет,
претендующий на получение I категории, должен обеспечивать
полуавтоматическое снижение до высоты 60 метров.
- Категория II - допускается посадка при дальности видимости на ВПП
не менее 350 метров и нижней границе облаков не менее 30 метров.
Самолет, претендующий на получение II категории, должен обеспечивать
автоматическое снижение до высоты предпосадочного выравнивания.
- Категория IIIA - допускается посадка при дальности видимости на ВПП
не менее 200 метров и нижней границе облаков не менее 30 метров.
Самолет, претендующий на получение IIIA категории, должен обеспечивать
автоматическое снижение и предпосадочное выравнивание.
- Категория IIIB - допускается посадка при дальности видимости на ВПП
не менее 50 метров и нижней границе облаков не менее 15 метров.
Самолет, претендующий на получение IIIB категории, должен обеспечивать
автоматическое снижение, выравнивание и парирование сноса.
- Категория IIIC - допускается посадка при любых условиях видимости
без ограничений (в том числе "ноль на ноль"). Самолет, претендующий на
получение IIIC категории, должен обеспечивать автоматическое снижение,
выравнивание, посадку и руление по ВПП.
Метеоминимумы для неточного захода на посадку
Помимо инструментального захода на посадку, может выполняться также неточный заход на посадку;
метеоминимумы (аэродрома, воздушного судна, пилота) при этом более
высокие. Такие минимумы рассчитываются по специальным методикам в
зависимости от степени оборудованности аэродрома и воздушного судна
радионавигационным оборудованием, наличия искусственных (телевышки,
мачты, высокие здания и т.п.) и естественных (возвышенности)
препятствий вблизи аэродрома, скорости захода воздушного судна на
посадку.
Значения таких посадочных минимумов указываются в аэронавигационных сборниках для каждого конкретного аэродрома и конкретного класса воздушного судна. Типичные значения таковы:
- неточный заход на посадку по приводным радиостанциям (ОСП) - видимость 1500 — 2000 м, высота нижней границы облаков 110 — 130 м;
- визуальный заход на посадку для самолётов 4 класса (Ан-2 и им подобные) и вертолётов всех типов — видимость 2000 — 3000 м, высота нижней границы облаков 150 — 300 м;
- визуальный заход на посадку для самолётов 1, 2, 3 класса (Ан-24 и все более тяжёлые) — видимость 5000 м, высота нижней границы облаков 600 м.
|