Точная
курсовая система типа ТКС-П обладает более высокой точностью измерения
курса, чем системы КС-6, ГМК-1Г, ГИК-1 и др., используемые в
гражданской авиации. Система ТКС-П устанавливается на самолете Ил-62,
Ту-154.
Рис. 9.31. Общая функциональная схема курсовой системы
ТКС-П:
ДИСС—доплеровский
измеритель путевой скорости и угла сноса; АРК—автоматический
радиокомпас; ЦГВ—центральная гировертикаль; НВ—навигационный
вычислитель; ВК—выключатель коррекции; АК—астрокомпас; УШ-3—указатель
штурмана; КУШ-1—контрольный указатель штурмана; БП-5—блок пеленгов;
ГА-3—гироагрегат; К.М-5—коррекционный механизм; ИД-3—индукционный
датчик; ЗК-4—задатчик курса; ПУ-11—пульт управления
Курсовая
система ТКС-П представляет собой совокупность магнитного,
гироскопического, радиотехнического и астрономического измерителей
курса самолета. Для обеспечения работы ТКС-П необходимо иметь на борту самолета:
гировертикаль (ЦГВ-10, ТВ Г, АГД-1), выдающую в курсовую систему отклонение самолета по крену;
доплеровский измеритель путевой скорости и утла сноса (ДИСС), снабжающий систему значением угла сноса (УС);
автоматический радиокомпас (АРК), определяющий курсовые углы радиостанций;
выключатель коррекции (ВК-53РШ), производящий определенные переключения в системе на развороте самолета;
дистанционный астрокомпас (ДАК-ДБ-5В) или звездно-солнечный ориентатор (ЗСО), измеряющий истинный или ортодромический курс.
Если на самолете установлен навигационный вычислитель НВГ то в курсовую
систему от него поступают заданный путевой угол ЗПУ и сигнал,
пропорциональный м3 sin ср, где ср — текущая географическая широта
пролетаемого места.
Из функциональной схемы ТКС-П (рис. 9.31) видно, что она сложнее схемы
КС-6 как по количеству элементов, используемых в системе, так и по
функциональным связям.
Назначение курсовой системы ТКС-П:
— определение и индикация ортодромического, истинного и
гиромагнитного курсов;
— выдача сигнала курса потребителям;
- индикация пеленга радиостанций при совместной работе с АРК;
- индикация заданного путевого угла (ЗПУ) при совместной работе с навигационным вычислителем;
— индикация угла сноса и текущего путевого угла (ПУ) при
совместной работе с ДИСС.
Курсовая система ТКС-П может работать в одном из следующих режимов: гирополукомпаса (ГПК), магнитной коррекции (МК), астрокоррекции (АК), курсозадатчика (ЗК).
Принцип работы ТКС-П такой же, как и КС-6, т. е. при измерении курса
используется комплексирование компасов, основанных на различных
физических принципах с целью максимального извлечения их преимуществ и
взаимной компенсации погрешности измерителей. В
ТКС-П применены некоторые схемные и конструктивные решения, позволяющие
существенно повысить точность работы системы в целом, а особенно в
режиме ГПК.
Режим гирополукомпаса (ГПК)
Основной
режим работы ТКС-П, при котором определяется ортодромический
курс,—режим гирополукомпаса. В курсовой системе два абсолютно
одинаковых гироагрегата, которые условно называются «Основной» и
«Контрольный».
В режиме ГПК оба гироагрегата работают как
гирополукомпасы, получая коррекцию на величину от навигационного
вычислителя или от пульта управления в зависмости от положения
переключателя на пульте управления. Так же, как и в КС-6, внешняя ось
карданова подвеса гироагрегатов стабилизируется в вертикальном
положении по крену дополнительной рамой, управляемой от ЦГВ. Следящая
система выработки гиромагнитного курса имеет две скорости: малую,
равную 2,5 град/мин, которая, как известно, необходима для осреднения
магнитного курса и превращения его в гиромагнитный, и большую — 5
град/с, используемую для быстрого согласования системы.
Скорость
работы следящей системы изменяется электромагнитной муфтой ЭМ при
нажатии кнопки быстрого согласования КС изменением передаточного
числа редуктора.
Кнопка быстрого согласования расположена в левом нижнем углу на лицевой
стороне КУШ-1. Во время разворотов выход усилителя У2 отключается от
двигателя М2 контактами реле P1, которое управляется выключателем
коррекции ВК-53РШ.
Если на коррекцнонном механизме кремальерой ввести величину магнитного
склонения AM, то описанная выше следящая система будет вырабатывать
истинный курс, если ввести условное магнитное
склонение,-—ортодромический курс. Стрелка
«1» контрольного указателя КУШ-1 предназначена для индикации
гиромагнитного курса; курса, вырабатываемого в астрокомпасе, и
магнитного пеленга радиостанции. Стрелка «1» разворачивается
специальной следящей системой, в которую входят: отрабатывающий
двигатель М3, усилитель Уз и сельсин СП3. Задающими сельсинами этой
следящей системы могут быть: сельсин СП2 выработки гиромагнитного
курса, сельсин астрокомпаса и сельсин блока пеленгов. Подключение
производится переключателями «АК», «МК», «РК», которые расположены на
лицевой стороне указателя КУШ-1.
Если переключатель стоит в
положении МК, то существует следящая система ИД-3-КМ-стрелка «1» КУШ-1.
Стрелка «1» показывает гиромагнитный курс или истинный и
ортодромический в зависимости от введенных на коррекционном механизме
величин AM и АМусл.
Если переключатель стоит в положении «АК», то стрелка «1» показывает
истинный или ортодромический курс астрокомпаса в зависимости от режима
его работы. Следует подчеркнуть, что это — истинный курс, не
осредненный гироагрегатом.
Индикация магнитного пеленга радиостанции осуществляется стрелкой «1»,
когда переключатель стоит в положении РК. В этом случае сельсин СД4
блока пеленгов подключается к следящей системе поворота стрелки «1» в
КУШ-1. Сельсин СД4 расположен в блоке пеленгов, и к его статорной
обмотке подводится напряжение, пропорциональное курсовому углу
радиостанции (КУР) от автоматического радиокомпаса АРК. Механически
ротор СД4 разворачивается на угол гиромагнитного курса благодаря
следящей системе блока пеленгов, в который входят сельсин СП5,
подсоединенный параллельно к следящей системе выработки ГМК, двигатель
Мб и усилитель У4. Следовательно, с роторной обмотки сельсина СД4
снимается сигнал магнитного пеленга радиостанции.
Если в это время следящая система гиромагнитного курса вырабатывает
истинный курс, то стрелка «1» показывает истинный пеленг радиостанции,
если ортодромический, — относительный пеленг.
Таким образом, стрелка К КУШ-1
показывает ортодромический курс контрольного гироагрегата. При этом
должно светиться световое табло ГПК на лицевой стороне указателя КУШ-1.
Стрелка «1» индицирует гиромагнитный курс, истинный или ортодромический
от астрокомпаса, магнитный пеленг радиостанции (истинный пеленг,
условный пеленг) в зависимости от положения переключателя на КУШ-1.
Если переключатель «Коррекция» «Осн.-Контр.» на пульте управления ПУ-11
системой поставить в положение «Контрольный», то функции основного и
контрольного гироагрегатов меняются. В этом положении указатель КУШ-1 и
его потребители подключаются к основному агрегату, а указатель УШ-3 и
его потребители к контрольному гироагрегату. Кроме того, переключателем «Потребители» «Осн.-Контр.» можно также подсоединить указатель УШ-3 и его потребителей
контрольному гироагрегату, а КУШ-1 и его потребителей — к основному. Большое
количество вариантов подключений указателей к гироагрегатам необходимо
для того, чтобы, определив в полете гироагрегат, который в данной
ситуации работает лучше, использовать его показания.
Режим магнитной коррекции (МК)
Курсовая
система ТКС-П работает в режиме магнитной коррекции, когда
переключатель рода работы на пульте управления установлен в положение МК
Режим астрокоррекции (АК)
Курсовая
система ТКС-П работает в режиме астрокоррекции, когда переключатель
рода работы системы на пульте управления установлен в положение «АК», а
переключатель на задагчике курса ЗК-4 — я положение «АК». Режим
работы астрокоррекции в принципе аналогичен режиму работы магнитной
коррекции. При астрокоррекции источником информации о курсе служит
астрокомпас. В положении «Контрольный» курс астрокомпаса показывает КУШ-1 (стрелка К), в положении «Основной» УШ-3 (стрелка /С).
Следует отметить, что в зависимости от типа астрокомпаса на самолете
связь его с гироагрегатом может осуществляться с помощью одноканальной
и двухканальиой сельсинной следящей систем.
Кроме канала коррекции гироагрегата от астрокомпаса, в курсовой системе
существует также канал непосредственного указания астрокурса на КУШ-1
при установке его переключателя в положение «АК». Но в отличие от
астрокурса, индицируемого стрелкой «К», стрелка / указывает неосредненный курс.