Автомат углов атаки и сигнализации перегрузок, АУАСП — элемент пилотажно-навигационного комплекса в самолёте, предназначенный для контроля текущего угла атаки
и оповещения экипажа в случае выхода на близкий к критическому или
критический угол атаки. Опасность превышения допустимого значения угла
атаки состоит в возможном срыве потока и последующем сваливании самолёта в штопор.
Принцип действия АУАСП основан на постоянном измерении текущего угла
атаки, местного критического и перегрузки встроенными датчиками и их
сравнении с предельно допустимыми на данном типе самолёта. В случае
выхода на критический уровень срабатывает звуковая сигнализация и
загорается световое табло.
В случае срабатывания сигнала АУАСП следует отдать штурвальную колонку от себя и увеличить режим работы двигателей.
Отключение сигнализации АУАСП может послужить причиной катастрофы: так, в 1985 экипаж Ту-154, разбившегося в Узбекестане,
вовремя не осознал, что самолёт переходит в сваливание, так как
сигнализация АУАСП не сработала. На некоторых самолётах (например, Ан-22) блок АУАСП отсутствует.
|