Боевое применение тяжелого
бомбардировщика ТБ-3. Часть 1
Источники
Журнал "Мир Авиации", № 2'94, 2'97
Журнал "Авиация и Время", № 4'97
"Самолеты Туполева" - М., Либри: 1995
Содержание
Начало войны
В ночном небе
Потери в первый год войны
Камуфлирование ТБ-3
Повышение боевых качеств ТБ-3
Пополнение парка ТБ-3 на фронте
Тактика боевых действий
Фотоконтроль результатов бомбометания
Транспортно-десантные операции
Заключение
Противник поначалу был исполнен пренебрежения
к этому самолету. На четвертый день войны Гальдер
отметил в своем дневнике: русские перешли к применению
старых тихоходных четырехмоторных бомбардировщиков -
мол, совсем плохи дела у авиации "красных"...
Пройдет время, и на перехват ТБ-3 будут бросать хорошо
подготовленных истребителей-ночников. После каждого
ночного боя с ТБ-3 на их "Мессершмиттах" рисовали
отметки об очередной одержанной воздушной победе.
Но проходил день, наступала ночь, и "сбитые" гиганты
прилетали снова, чтобы бомбить врага.
Самолет шел над целью так медленно, что, казалось,
зависал в воздухе - "становился на якорь", и бросал
бомбы в цель, несмотря на обстрел, совершенно равнодушно
пропуская сквозь свое гофрированное тело десятки осколков и
даже крупнокалиберные снаряды немецких зениток.
В боевой эксплуатации туполевский гигант показывал истинные чудеса.
Мог летать с перепаханных полей,
совершать посадки в снег глубиной до 1 м. Возил на
внешней подвеске тяжелые негабаритные грузы - танки
Т-38, грузовики ГАЗ-АА, артиллерию...
И работал, несмотря на возраст, на редкость активно.
К исходу первого года войны значительное число экипажей ТБ-3 со-
вершили по 100 боевых вылетов, а к концу
Сталинградской битвы некоторые имели их до двухсот.
Труд авиаторов, летавших на ТБ-3, отметили достойно - одним из
первых авиаполков, получивших гвардейское звание,
стал 250-й ТБАП...
Перед вторжением Германии ВВС РККА имели у
западной границы СССР 4 полка ТБ-3: 7 ТБАП (40 БАД
1 ДБАК), северо-западное направление, имел
44 самолета, из них 18 исправных. 1-й и 3-й ТБАП (3 ДБАК),
западное направление, имели 94 ТБ-3. Кроме того в районе
базирования 3-го ТБАП находилось 14 неисправных ТБ-3.
14 ТБАП (18 БАД ВВС КОВО),
юго-западное направление, имел 32 исправных самолета (данные на 1.6.41).
В ремонте находилось 6 ТБ-3, 1 самолет был придан 16-му
ББП.
Основное внимание в боевой подготовке
тяжелобомбардировочных полков уделялось отработке высадки
десантов. В 3-ем и 7-м ТБАП некоторые экипажи имели
опыт в транспортировке тяжелых грузов на внешней
подвеске (между основными стойками). Перебазирование
авиаполков на полевые аэродромы также не обходилось
без участия ТБ-3 - наиболее грузоподъемного в то время
самолета.
В тяжелобомбардировочных полках проводились
также и учебные бомбометания. Экипажи 3-го и 7-го ТБАП
имели опыт ночных боевых действий на финской войне.
Выучка экипажей находилась на высоком уровне.
Отношение же к матчасти, на которой приходилось
летать, было разным. Где-то - доброжелательным,
где-то - неприязненным. Так, 14-й
тяжелобомбардировочный полк получал ТБ-7, и на ТБ-3 там смотрели как на
старье, из которого уже ничего не выжмешь.
Такое отношение к машине-ветерану крепло в полку по мере
освоения ТБ-седьмых экипажами 2 АЭ. И можно представить
разочарование летчиков 14-го полка, когда вступить
в войну им пришлось все же на столь нелюбимых ТБ-3.
В содержание
НАЧАЛО ВОЙНЫ
Ближе всех к западной границе располагался 3 ТБАП.
Бетонная полоса его основной базы - Боровичей,
находилась на реконструкции; работы вели заключенные под
руководством (и охраной) специалистов НКВД. А полк,
поскольку наступил период летних сборов, перелетел на
расположенный неподалеку запасной грунтовый аэродром.
Рано утром 22 июня лагерь подняли по тревоге, а комэскам приказали
явиться в штаб за срочным донесением. Привыкший к участившимся
в последнее время учебным тревогам, личный состав полка
особо не волновался, решив, что и в
это воскресное утро состоялась одна из них.
Прибыв в штаб, комэски не застали там никого. Здание было
пусто. Они постояли некоторое время в недоумении, после чего
разошлись по своим палаткам -
досматривать прерванные сны.
А утром, еще до выступления
Молотова и получения каких-либо разъяснений обстановки,
увидели столб дыма, поднимавшийся над той частью горизонта, где
располагался Минск. Ветер доносил до аэродрома пепел
и обгорелые бланки госучреждений СССР...
1 и 3 ТБАП вступили в бой уже вечером 22 июня
1941 г., отбомбившись по войскам противника, а к началу
июля уже все находившиеся на советско-германском
фронте полки ТБ-3 совершали ночные вылеты на бомбометание.
Хотя ТБ-3 не воспринимался в 1941 г. как дальний
бомбардировщик (износ матчасти, вкупе с эксплуатационными
ограничениями, привел к понижению летных
характеристик), одной из первых ему была поручена все
же дальнебомбардировочная операция: в ночь на
24 июня 1941 г. 1 и 3 ТБАП бомбили железнодорожные
узлы на территории Польши: Бяла-Подляска, Седлец, Цехоновец, Острув, МалкинаТура.
С началом войны в дело пошел бомбовый запас, создававшийся
на складах подразделений в мирное время
в расчете на те задачи, которые, как планировалось,
придется выполнять в ходе войны. 7 ТБАП имел арсенал,
пригодный для решения многообразных задач - от
уничтожения мостов до поражения объектов, разбросанных
на большой площади. Перед войной склады 7 ТБАП
получали не только фугасные бомбы самых разных калибров,
но и САБы, ЗАБы, РРАБы (для комплектования последних поступали бомбы АО-2,5-8;
шарики "КС"). Это позволило осуществлять успешные бомбометания по самым
разным целям.
1 и 14 ТБАП имели на вооружении старые машины
с двигателями М-176 и М-17ф, которые рассчитывали использовать на войне только в качестве
транспортно-десантных самолетов. 14 ТБАП перед войной даже носил
наименование "десантно-бомбардировочного", с упором на первом слове. Некоторые самолеты в 14 ТБАП
встретили войну разоруженными, без бомбодержателей, поэтому их пришлось применять в основном для
десантирования людей и грузов, а также для разбрасывания листовок в тылу немецких войск. Соответственно
типаж бомб на складах 1 и 14 ТБАП в 1941 г. имел ограниченный характер. Осветительные бомбы
отсутствовали, отчего бомбометания первое время производились
"вслепую". Из-за отсутствия в полках аэрофотоаппаратов, эффективность бомбовых ударов там оценивали
приблизительно.
О хаосе, воцарившемся в первые дни войны на Западном фронте, написано много. Связь работала
неустойчиво, штабы не имели разведданных, а если и получали их,
то, как правило, уже устаревшие из-за темпов прохождения
по инстанциям. Направление действий противника, его численность, темпы продвижения
из-за этого определялись неверно. В итоге немцы захватывали аэродром за аэродромом,
и не всегда удавалось эвакуировать в тыл неисправную матчасть. 26 ноября 1941 г.
авиаразведчик 750-го ДБАП обнаружил на аэродроме Витебска,
захваченном немцами, 8 самолетов ТБ-3, часть из которых,
вероятно, принадлежала 3-му ТБАП.
3 ТБАП оказался самым невезучим из всех. Абсурдными приказами полк терзали с самого начала войны. Так,
днем 23 июня был потерян ТБ-3, один из четырех, посланных на... разведку движения танковых колонн!
В итоге уже к 30 июня 1941 г. полк лишился 11 машин, причем
7 из них - от истребителей противника.
Многие знакомы с романом К.Симонова "Живые
и мертвые". И, конечно же, помнят эпизод уничтожения
группы ТБ-3 немецкими истребителями. Описанное в деталях повторяет то, что произошло днем 10 июля 1941 г.
в районе Житомира: 12 самолетов ТБ-3 14-го ТБАП вылетели на бомбометание без истребительного прикрытия
и в районе цели подверглись атаке двух Bf 109. Один из
истребителей был сбит дружным огнем с бомбардировщиков, однако второй продолжал атаки и уничтожил
7 машин. Экипажи сбитых самолетов спаслись на парашютах. Эпизод романа имеет также сходство с
происходившим 29 июня 1941 г. на Западном фронте в районе
Бобруйска: 3 ТБАП получил боевой приказ с запозданием, и самолеты не успевали подняться в воздух до
рассвета. Конечно, было неразумно выпускать их засветло,
но устоять под нажимом "верхов", требовавших немедленного вылета на бомбометание, командование не
смогло, и взлет был произведен под утро.
Над целью бомбардировщики появились при свете яркого солнца - погода
была идеальной, как никогда! После бомбометания два
отряда кораблей пошли маршрутом, проложенным, вероятно по привычке,
над населенными пунктами, которые к тому моменту уже заняли немцы,
были "вычислены"
и сбиты один за другим. Из командиров кораблей в живых остался только старший лейтенант Пожидаев.
К счастью, то были исключительные случаи. Однако
прискорбно, что рассказ писателя, в общем-то правдивый,
впоследствии был догматизирован, навязан общественному мнению
как единственно верный факт боевой
работы ТБ-3 и стал восприниматься как свидетельство
работы всей нашей бомбардировочной авиации в 1941 г.
В содержание
В НОЧНОМ НЕБЕ
Днем в воздухе врагом ТБ-3 становился любой неприятельский самолет.
Поохотиться за медленно ползущей
по небу громадиной жаждали не только истребители:
иной "Хейнкель", возвращавшийся с бомбометания,
тщился надеждой записать на свой счет еще и сбитый
ТБ-3... Даже сильное истребительное прикрытие не спо-
собно было спасти полки ТБ-3 от больших потерь при
дневных полетах, в том числе и над своей территорией.
Значительное число экипажей в тяжелобомбардировоч-
ных полках было подготовлено к ночным боевым поле-
там, и необходимости в дневных бомбометаниях не было
никакой. К счастью, это поняли и "наверху", экипажи
ТБ-3 стали совершать боевые вылеты исключительно
ночью, и в 1941 году на длительное по военным меркам
время оказались в относительной безопасности.
Хотя выхлопные коллекторы двигателей ТБ-3 не имели
пламегасителей, и огоньки выхлопа хорошо были заметны в
ночной тьме с пролетавших выше самолетов, встречи с
немецкими истребителями стали происходить значительно реже.
14-й авиаполк в ходе ночных боевых вылетов встреч с истребителями не имел.
Другим везло меньше. Однако ТБ-3 был не так безобиден, как кажется
сегодня. Воздушные стрелки, обнаруживая, что
бомбардировщик преследуется неприятельским самолетом, от-
крывали по нему интенсивный огонь из всех точек.
Огненные трассы в ночном небе психологически очень
сильно действовали на летчиков противника, и желающих на
собственной шкуре проверить калибр оружия, защищавшего
воздушного великана, находилось немного.
При ночных воздушных боях с немецкими истребителями
ТБ-3 не был обречен на уничтожение, даже если
выводились из строя воздушные стрелки. Характерны
в этой связи следующие эпизоды.
В ночь на 23 февраля 1942 г. экипаж майора Мосолова
(3 ТБАП) вылетел для доставки за линию фронта
управления десантного авиакорпуса во главе с
генерал-майором Левашовым. При подходе к площадке приземления
корабль был атакован истребителем Bf 110. Осколком
снаряда убило Левашова. Летчик совершил посадку на
первую подвернувшуюся площадку (основная не годилась - на
снегу ясно виднелись черные воронки от бомб),
высадил штаб десантников и, несмотря на полученное во
время атаки повреждение двигателя, произвел взлет.
Оказавшись в воздухе, он был вторично обстрелян
Bf 110, барражировавшим поблизости. После двух атак
фюзеляж ТБ-3 был изрешечен, один из членов экипажа
убит. Но самолет не горел, держался в воздухе.
Маневрируя, летчик ушел от истребителя и вернулся на свой
аэродром.
Во время вылета в район Вязьмы ТБ-3 капитана
Пляшечника (1 ТБАП) атаковали два Bf 110. Были убиты оба
воздушных стрелка, перебита бензосистема, на борту
возник пожар. Но противник радовался преждевременно.
Радист повел бой, отражая башенным УБТ атаки "Мессершмиттов".
Штурман Михайлов предотвратил распространение
огня по самолету, зажав поврежденную трубку
бензосистемы. Сымитировав падение корабля и уйдя от
преследования, экипаж через 40 минут после атаки
перелетел линию фронта и произвел посадку в поле. Пожар
потушили, после чего самолет взлетел и вернулся на свой
аэродром.
В содержание
ПОТЕРИ В ПЕРВЫЙ ГОД ВОЙНЫ
Не столь значительными в первый год войны
оказались и потери полков ТБ-3 от немецких бомбардировок
(16 машин). Хотя казалось, что все вело к обратному.
Из-за продолжавшегося отступления войск трудно было
создать в прифронтовой полосе надежно действующую
систему оповещения о налетах противника. Габариты
самолета затрудняли его маскировку на аэродроме.
Но немецкие бомбардировки не были равно эффективны на всех
участках фронтов. Больше всего самолетов от вражеских
бомбардировок летом 1941 г. потерял 1 ТБАП - 7 ТБ-3.
Иначе обстояло дело на юго-западном направлении.
Днем 25 июня 1941 г. немцы подвергли бомбардировке
аэродромы 14-го полка - Борисполь и Гоголево. На
гоголевском аэродроме в тот момент находилось 30 ТБ-3,
рассредоточенных по всему полю. Немцы сбросили 36 бомб,
сделали 2 захода на штурмовку, но даже слабый зенитный
огонь снизил эффект от удара: результатом атак
противника был только один сожженный
ТБ-3. В 14-м полку он оказался единственной потерей от
бомбардировок за весь 1941 г.
3 ТБАП потерял в 1941 г. от бомбардировок только один самолет -
благодаря большому объему работ, выполнявшемуся наземным составом
для маскировки кораблей. В первый год войны, когда 3 ТБАП
базировался в лесистой местности, для каждого из самолетов
в лесу вырубалось место
под стоянку, куда они и закатывались после вылета, а
затем укрывались маскировочной сетью.
В содержание
КАМУФЛИРОВАНИЕ ТБ-3
Как известно, вплоть до войны окраска советских самолетов была однотонной.
Первых немецких ударов оказалось достаточно для того,
чтобы убедиться в ее неэффективности и предпринять соответствующие меры.
Сразу после начала войны появился приказ о
камуфлировании машин, впрочем, трактовавший этот процесс
весьма общо, что привело к появлению самых разнообразных
окрасок. Это касалось практически всех типов
самолетов. В отношении ТБ-3 имелась одна особенность:
величина бомбардировщика да еще при интенсивности
боевых действий, характерных
для начала войны, затрудняло
выполнение приказа. К тому
же командование тяжелобомбардировочных полков
скептически относилось к эффективности камуфляжа.
Крылатый корабль был слишком огрмен,
спрятать ТБ-3 от ока авиаразведки таким образом
было практически невозможно, и трата краски большей
частью не имела смысла.
Лишь к началу 1942 г. большинство ТБ-3 приобрели "по-
кровительственную окраску>" а к лету практически на все
бомбардировщики, воевавшие на советско-германском
фронте, поверх довоенной зеленой-хаки краски были нанесены
черные (или темно-зеленые) полосы. Низ самолетов не перекрашивался,
оставаясь светло-голубым.
Зимой 1942/43 гг. предпринимались попытки пере-
крашивать бомбардировщики в белый цвет. В 14-м полку
из-за нехватки краски для столь крупногабаритных
машин они окончились ничем. В 7 ТБАП, после того, как
была выкрашена половина крыла одного из ТБ-3, от
подобных экспериментов отказались. В 325 полку было при-
казано перекрасить в белый цвет три бомбардировщика,
но как приказ был исполнен, остается неизвестным.
Работы по зимнему камуфлированию проводились
и в 1-м полку - об этом свидетельствует сохранившаяся
фотография.
В содержание
ПОВЫШЕНИЕ БОЕВЫХ КАЧЕСТВ ТБ-3
К весне 1942 г. были предприняты меры по
повышению боевых качеств ТБ-3. Произвели замену оборонительного
вооружения бомбардировщиков: самолеты,
имевшие центральную (иногда - и хвостовую) башню со
ШКАСами, стали оснащаться турелями УТК-1 с 12,7-мм
пулеметами УБТ. Это усилило защиту самолета от
воздушного нападения. Монтаж в люковой установке
крупнокалиберного пулемета (БС, УБТ) позволил стрелкам при
полете на низких высотах "гасить" прожектора противника.
Было дано указание оснастить все ТБ-3 в тяжелобомбардировочных
полках ночными коллиматорными
прицелами НКПБ-3. Их установка на самолетах способствовала
повышению точности бомбометания.
В содержание
ПОПОЛНЕНИЕ ПАРКА ТБ-3 НА ФРОНТЕ
Число полков ТБ-3, действовавших на фронтах Великой Отечественной войны,
в 1941 году не только не уменьшилось, а наоборот - выросло.
28 июня 1941 г. в Харьковском военном округе приступили к
формированию 325 десантно-бомбардировочного полка
(впоследствии - 325 тяжелобомбардировочный
полк). Для его оснащения было получено
22 ТБ-3 из летных школ. К 1 сентября
1941 г. в части подготовили 7 экипажей-ночников,
которые сразу же приступили
к боевым вылетам. Кроме того, 25 июня
1941 г. с Дальнего Востока на запад всем
составом (49 машин) вылетел 250 тяжелобомбардировочный полк и к
9 июля прибыл в район Ворошиловграда. Осенью
1941 г., после завершения операции
в Иране, из Среднеазиатского военного
округа на Западный фронт перебазировалась 39-я отдельная эскадрилья, имевшая
12 самолетов ТБ-3-4М-17.
Появление на советско-германском
фронте новых авиачастей, оснащенных
"дедушками русской авиации", вряд ли
можно назвать "латанием дыр". Ход войны в ее первые дни был еще
непредсказуем, и потому прибытие ТБ-3 на фронт
говорит скорее о том значении, которое
придавали их боевым и особенно транспортным возможностям.
С первых же дней войны полки ТБ-3
стали переходить в непосредственное
подчинение командования ВВС фронтов.
Использование этих самолетов в качестве
ночных фронтовых бомбардировщиков
большой грузоподъемности было весьма
эффективно. Еще большей результативности
использования ТБ-3 способствовала
концентрация всех тяжелобомбардировочных полков в АДД,
проведенная в марте 1942 г. Были образованы две дивизии
Дальнего Действия: 53-я - на базе 23-й
САД, и 62-я на базе 22-й БАД. Каждая из
них имела 3 полка ТБ-3, по 3 эскадрильи
в каждом. Количество матчасти в полках
определялось не штатной численностью,
а исправностью авиапарка. К середине
1942 года хорошим результатом можно было считать готовность в полку к боевым
вылетам 15-ти ТБ-3. Численность боеготовых машин, благодаря фантастическому
труду ремонтников и техсостава, могла
подняться до 20-ти, но такое происходило
крайне редко. Основные трудности связывались с недостатком
запчастей к давно снятым с производства моторам М-17 и М-34.
В содержание
ТАКТИКА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
Тактику действий ТБ-3 в ходе Отечественной войны
строили с учетом полного использования его положительных
качеств, а также - активности средств ПВО
противника на том или ином участке фронта. Выход к цели
осуществлялся на разных высотах, с разных направлений
и с выдержкой по времени. На ТБ-3 (за исключением разве
что 325-го полка, чей личный состав набирали из офи-
церов запаса) летали, как правило, "старые" экипажи,
имевшие достаточный опыт, который позволял уверенно
выходить на цель, выдерживать боевой курс и понимать
сигнализацию штурмана о поправках к курсу "без слов",
так как систем внутренней связи большинство ТБ-3
не имели. Высокой точности бомбометания способствовали
малая скорость полета ТБ-3 и хороший обзор из
штурманской кабины, а большая масса бомбовой нагрузки,
поднимаемая самолетом, допускала подвеску на ТБ-3
бомб практически всех имевшихся тогда типов и калибров,
и в различных сочетаниях. По прошествии года войны
командующие фронтов отмечали, что ТБ-3 как ночной
бомбардировщик полностью себя оправдал.
Основными для этого бомбардировщика стали площадные,
крупногабаритные цели: железнодорожные узлы,
аэродромы, скопления войск противника. При ударах
по ним использовались бомбы преимущественно
крупного калибра (250 и 500 кг), которые уничтожали
объекты не только прямым попаданием, но и взрывной
волной. Для повышения поражающей способности, од-
новременно с фугасными сбрасывались осколочные, за-
жигательные бомбы, РРАБы, снаряженные стеклянными
шариками "КС".
Площадь поражения, накрываемая шариками, выброшенными
центробежной силой из вращающейся РРАБ,
могла составить гектар и более - в зависимости от высоты сброса.
Недостатком являлось то, что часть стеклянных шариков,
сталкиваясь в воздухе друг с другом, воспламенялась
еще до падения на землю. Особые меры
предосторожности приходилось соблюдать и при снаряжении ими РРАБов.
Бомбы калибра 1000 кг сбрасывались с ТБ-3 лишь
дважды за войну: 17 марта 1942 г., экипажем старшего
лейтенанта Бородкина из 7-го авиаполка, и 23 марта
1942 г., экипажем капитана Якушкина из 3-го авиаполка
(оба - из 53 АД ДД). Применяли их в сочетании с осколочными
и зажигательными бомбами по войскам противника в районе г.Гжатска.
При уничтожении вражеских колонн бомбометание
по цели проводилось с высот 700-1000 м. При действиях
по хорошо прикрытым зенитками железнодорожным
узлам и аэродромам высота боевого полета поднималась до
2000 м (для самолетов ТБ-3-4М-34 и ТБ-3-4М-17),
2600-2800 м (ТБ-3-4М-34Р) и 3300-3500 м (ТБ-3-4М-34РН).
Конечно, и на этих высотах бомбардировщики были
досягаемы для немецких артсистем. А шум, создаваемый "пря-
мыми" (безредукторными) моторами М-17 и М-34, обоз-
начал их положение в ночном небе. Медленно "наполза-
ющий" на противника рев невидимой армады (которая
нередко оказывалась одиночным ТБ-3) давал зенитчикам
противника время подготовиться к "встрече". Двигатели
АМ-34Р, РБ, РН и РНБ работали гораздо "мягче", но тоже
не были бесшумными.
Но как это ни покажется странным, прицельная
стрельба по ТБ-3 из зенитных орудий показала во время
войны свою полную неэффективность. В этом проглядывалось
что-то мистическое: корабль, захваченный
прожекторами и подвергавшийся интенсивному обстрелу,
висел в воздухе, бросал бомбы и не желал падать. В немецких
частях, над которыми регулярно появлялись
ТБ-3, прошел слух, что самолет прикрыт броней и потому неуязвим...
Конечно, не дополнительные килограммы железа,
а низкая скорость воздушного корабля становилась для
него спасением: на нее не была рассчитана немецкая
крупнокалиберная зенитная артиллерия. Повторялась
ситуация с бипланом У-2. Следует учесть, что при подходе
к цели летчики ТБ-3 нередко уменьшали скорость
полета, "приглушая" моторы, и она не превышала 145 км/ч.
Больше беспокоил заградительный огонь. Поскольку
снаряды рвались хаотически, на разных высотах без
всякой системы, уберечься от их разрывов было
неимоверно трудно. Но ТБ-3 имел минимальное количество
пневмо- и электроагрегатов, поэтому множественные осколочные
повреждения от разорвавшегося снаряда в
подавляющем большинстве случаев не приводили к пожарам
или потере управления. Кроме того, самолет и его экипаж
выручала большая прочность конструкции планера ТБ-3. Показателен такой
пример живучести бомбардировщика:
В ночь на 20 марта 1943 г. при бомбардировании
эшелонов противника на станции Бахмач самолет старшего лейтенанта
Алексеева (7 АП ДД) был пойман лучами
восьми прожекторов и обстрелян огнем
крупнокалиберной артиллерии и МЗА. От
прямого попадания снаряда загорелся мотор № 4 (крайний правый).
Погасить пожар не удавалось.
Однако - редкая случайность: очередной крупнокалиберный снаряд,
попав в крыло, отбил мотор, и тот горящим упал на землю.
Зенитки прекратили обстреливать самолет, но ситуация все равно оставалась
сложной. Осколки снарядов пробили бензобаки, перебили тягу к левому элерону.
Самолет с легким скольжением, но держался в воздухе.
Командир корабля, выровняв
бомбардировщик на высоте 1400 м, повел его на свою
территорию. После полутора часов полета, перелетев линию фронта,
Алексеев произвел посадку на подходящую
площадку.
Куда большую опасность для самолетов представлял
огонь "Эрликонов". "Лесенка" из светящихся снарядов,
"выстроенная" скорострельной пушкой, вынуждала экипажи
поднимать высоту бомбометания более чем на
2000 м. Конечно, при бомбометании с меньших высот,
порядка 500-700 м, точность попадания оказывалась выше,
но у ТБ-3 перед остальными бомбардировщиками
и так уже имелся козырь - малая скорость полета, которая
работала на уменьшение разноса бомб. Поэтому переход
на высоты, недоступные снарядам МЗА, мало
сказывались на точности бомбометания с ТБ-3.
Для того, чтобы снизить эффективность воздействия
зенитного огня, использовались различные приемы. При
подходе к цели экипажам ТБ-3 рекомендовалось
держаться "некруглых" высот. Расчет был на то, что
дистанционные трубки, выставленные на "круглую" высоту, не дадут
крупнокалиберному снаряду взорваться даже при
прямом попадании в самолет. И нередко этот расчет оправдывался.
Кроме того, имелось немало случаев, когда летчики,
желая ввести в заблуждение зенитчиков противника,
зажигали подвешенные под крыло посадочные ракеты "Хольт".
Яркое пламя ракет создавало впечатление,
что самолет горит, и зенитчики оставляли его в покое.
"Пассивными" методами меры борьбы с ЗА противника не исчерпывались.
Еще в 1941 году некоторые экипажи приберегали несколько
бомб для прожекторов противника, которые сбрасывали по ним,
закончив бомбометание по основной цели. Иногда такие атаки имели
определенный успех, зенитное противодействие уменьшалось.
С начала 1942 г. эту инициативу узаконили: в
тяжелобомбардировочных полках стали выделяться экипажи
для борьбы с зенитками и прожекторными установками.
На средства ПВО сбрасывались, как правило, РРАБы,
снаряженные осколочными бомбами, фугаски ФАБ-50
и ФАБ-100. Зенитчики противника поменяли тактику -
не стали вести огня до начала бомбометания, рассчитывая, ч
то ТБ-3 пойдут на интенсивно подсвечиваемую ложную цель.
Экипажи бомбардировщиков не сбрасывали
все бомбы сразу, ожидая, что зенитчики не выдержат
и проявят себя, открыв тем самым собственное
положение как для лидирующего бомбардировщика, так и для
подходивших следом самолетов.
Огонь из пулеметов по зенитным точкам и прожекторам
велся при полетах на малых высотах. Однако отмеча-
лось, что в 325 АП некоторые стрелки увлекались и
открывали огонь даже с высот полета 2000-2500 м. Помимо
того, что эффективность стрельбы с таких высот была
нулевой, создавалась угроза поражения самолетов,
подходивших к цели на меньших высотах. Однажды в боевом
донесении 62 АД ДД появились строчки о том, что стрелки
вышелетящих бомбардировщиков, обстреливая прожектора,
мешали выполнять бомбометание. Поэтому в 1942 г. специальным
приказом ведение пулеметного огня по зенитным точкам
было ограничено по высоте.
В содержание
ФОТОКОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ БОМБОМЕТАНИЯ
К фотоконтролю результатов бомбометания тяжелобомбардировочные
полки приступили неодновременно.
53 АД ДД занялась им только в январе 1943 г., получив
ночные фотоаппараты НАФА-19. В 7-м полку дивизии
было выделено два самолета фотоконтроля; для выполнения
контрольных полетов назначены опытные экипажи
Н. Бобина и В. Калыгина. 1 ТБАП результаты налетов не
фиксировал. В 62-й авиадивизии фотосъемку результатов
бомбометания проводили экипажи 250-го ТБАП: снимки,
выполнявшиеся ими, отличались исключительно высоким качеством,
так как фоторазведка входила в план УБП
полка еще во время его пребывания на Дальнем Востоке.
При выполнении фотографирования сбрасывались бомбы ФотАБ-35.
Методика выполнения фотоконтроля была следующей. Перед
налетом к цели приходил самолет-контролер
и производил ее фотографирование, затем
отходил в сторону, и его экипаж наблюдал за действиями бомбардиров-
щиков; штурман фиксировал на карте точки падения всех
бомб, отмечая время возникавших при этом взрывов
и пожаров. После завершения бомбометания, самолет-контролер
проходил над целью и проводил повторное
фотографирование. Ночной фотоаппарат НАФА-19 устанавливался
в хвостовой части фюзеляжа (на самолетах
7 АП ДД) или в штурманской кабине (в 250 АП ДД).
В содержание
ТРАНСПОРТНО-ДЕСАНТНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Когда в предвоенный период некоторые авиационные
командиры рассматривали ТБ-3 лишь как транспортник,
считая его и в этой роли временной машиной (мол,
куда ему тягаться с перспективным Ли-2), то и
предполагать не могли, как будут развиваться события в первый
год войны...
Днем 22 июня, выполнив рассредоточение, экипажи
7 ТБАП приступили к доставке на полевые аэродромы
горючего для частей 1-го ДБАК (Северо-Западный фронт).
29 июня 1941 г. 14 ТБАП в составе 24 самолетов произвел
выброску десанта в районе Слуцка. Это была первая
за войну десантная операция.
В июле полки ТБ-3 перебросили в район Киева большую
диверсионную группу. 3 ТБАП летом и осенью
1941 г. выполнял доставку горючего танкистам Западного
фронта. С 30 августа по 10 сентября на участке Северо-Западного
фронта 7 ТБАП сбрасывал грузы выходившей из
окружения Лужской группировке. 3 октября 1941 г.
40 тяжелых бомбардировщиков доставили под Мценск танки
Т-38, противотанковую артиллерию, грузовики, оружие,
боеприпасы для высадившейся в этом районе 5-й воздушно-десантной бригаде.
Ей была поставлена задача закрыть разрыв в обороне советских войск.
Большой вклад внесли ТБ-3 в организацию "воздушного
моста" в Ленинград. В ноябре-декабре 1941 г. и начале января 1942 г.
7 ТБАП восемнадцатью самолетами,
14 ТБАП пятью самолетами 1-ой и 3-ей АЭ доставляли
продовольствие в осажденный город. Чтобы увеличить
полезную нагрузку, с бомбардировщиков сняли
бомбодержатели, стремянки, часть оборудования.
В конце 1941 г. из четырнадцати экипажей 250-го полка
и пяти экипажей 14-го полка была образована Группа
тяжелых бомбардировщиков особого назначения. Группе
поручили доставку горючего, авиамасла и антифриза
базировавшимся на аэродромах Керченского полуострова
8, 12 и 347 ИАП. В Керчь, Багерово, на аэродром Семь
Колодезей перевозились также подвесные баки, новые
двигатели, прожекторные установки. Доставлялось
пополнение, вывозились раненые.
Самолетами группы в тыл противника забрасывали
десантников; им сбрасывались мины, боеприпасы,
продовольствие; проводилась бомбардировка занятых
противником станций Джанкой и Симферополь. Осень
1941 г. и зима 1942 г. в Крыму не отличались хорошей
погодой; истребительная авиация противника была
прикована к земле частыми снегопадами, а в редкие летные дни
действовала довольно пассивно. Однажды задержавшийся ТБ-3
производил выброску десанта в неприятельском
тылу поутру. Заметив Bf 109, барражировавший в районе
выброски, завершил десантирование и скрылся от преследования в облаках.
Но страдали от капризов погоды и воздушные гиганты.
Мощные снегопады заваливали аэродромы снегом.
Тогда на их расчистку бросали весь свободный наземный
персонал и местных жителей. Без их непрерывного труда
на летном поле трудно было бы осуществлять приказы командования.
В большой степени интенсивность полетов
ТБ-3 в Крыму связана с самоотверженностью людей,
работавших на земле. Впрочем, так было и на
других участках советско-германского фронта.
Крымская катастрофа весны 1942 г. вынудила
командование сократить транспортные и десантные операции
на полуострове. К июлю 1942 г. Группа тяжелых бомбардировщиков
перебазировалась на аэродром Никифоровка, под Мичуринск
(Центральный фронт). Экипажи влились в состав 62 АД ДД и
приступили к нанесению бомбовых ударов по противнику,
наступавшему на Воронеж. Полеты в Крым до осени 1942 г.
продолжали осуществлять экипажи 325 АП ДД, но из-за большого удаления
аэродромов базирования от Крымского полуострова это
делалось с меньшей интенсивностью.
В двадцатых числах января 1942 г. началась подготовка
авиаполков к Вяземской воздушно-десантной операции.
Самолеты 1, 3, 7, 14 ТБАП и 4-й отдельной эскадрильи
ВДВ (всего 25 ТБ-3) перелетали на аэродром Грабцево под
Калугой. Сосредоточение шло медленно, размеры кораблей
не способствовали обеспечению скрытности
подготовки операции, и не удивительно, что их появление
вблизи от линии фронта заинтересовало немецкую
разведку.
Днем 27 января над Грабцево появился Bf 110. Зайдя
со стороны солнца, сбил ЛаГГ-3, выполнявший пилотаж,
и ушел. Не желая тратить силы без должной эффективности,
немцы в тот же день провели доразведку цели.
В 17.00 над аэродромом появились два Bf 110. Один из
них, снизившись до бреющего, обстрелял корабли на
стоянках, вызвав на себя огонь средств ПВО, другой же
тем временем на высоте порядка 1000 м прошел над
аэродромом, видимо, фотографируя его. В 19.30 над
Грабцево появились бомбардировщики противника.
Бомбовым ударом группе самолетов, обеспечивавших десантирование,
был нанесен ощутимый урон. 1 ТБАП потерял 4 самолета,
3 ТБАП - 3, 14 ТБАП и 4-я отдельная
эскадрилья ВДВ - по 2, был уничтожен один бомбардировщик
из состава 7 ТБАП. При повторном налете
немецкой авиации 3 февраля были сожжены еще два
ТБ-3 - из состава 3 и 7 ТБАП, проходившие в Грабцево
ремонт после налета 27 января.
Пришлось сдвигать сроки десантной операции и отказаться
от идеи использования прифронтовых аэродромов.
Выброску десантников под Вязьму проводили во
втор
|