Boeing 727
Боинг 727 (англ. Boeing 727) — узкофюзеляжный среднемагистральный пассажирский самолёт, совершивший первый полёт 9 февраля 1963
года. С 60-х по 80-е годы Боинг 727 являлся одним из самых популярных
авиалайнеров в мире. Всего с 1963 по 1984 было поставлено 1832 самолёта.
История
Boeing 727 был разработан в начале 1960-х, чтобы удовлетворить потребности трёх американских авиакомпаний:United Airlines, American Airlines и Eastern Air Lines.
Задачей было создание массового реактивного самолёта, способного
использовать ВПП небольших аэропортов, выполнять рейс даже при отказе
одного двигателя, быть более экономичным, чем B-707,
простым в эксплуатации и обслуживании. Boeing 727 прежде всего должен
был использоваться в качестве самолёта для региональных авиаперевозок
на западе США и на Аляске, а также перелётов между США и странами
Карибского бассейна.
Для упрощения использования самолёта в малоподготовленных аэропортах
важное внимание было уделено механизации крыла (уменьшение требуемой
длины ВПП) и встроенному трапу (для упрощение посадки и высадки
пассажиров в случае отсутствия штатного трапа. Двигатели самолёта
отличались большим уровнем шума, что создавало проблемы эксплуатантам в
первые годы использования лайнера. В поздних модификациях уровень шума
был уменьшен.
B-727 был хорошо принят авиакомпаниями и в 1960-х быстро
распространился за пределы США, особенно в страны Латинской Америки и
Средиземноморья. Для целого ряда авиакомпаний он стал первым типом
используемого воздушного судна и основной «рабочей лошадкой» для
выполнения сначала регулярных пассажирских, а затем чартерных и
грузовых рейсов на среднюю дистанцию. Появление более экономичного
двухдвигательного B-737
в конце 1960-х привело к снижению числа заказов на 727-й. Однако даже
после нефтяного кризиса 1974 года авиакомпании снова наполнили портфель
заказов на этот самолёт, в основном на его грузовые версии. Последний
лайнер был поставлен заказчику в 1984 году, большинство крупных
авиакомпаний развитых стран вывели из эксплуатации B-727 к началу
2000-х годов.
Вывод на рынок B-727 дал Boeing значительное преимущество перед конкурентами из Macdonell Douglas, которые смогли предложить рынку аналогичный самолёт (MD-80) с большим опозданием, когда привыкшие работать с Boeing авиакомпании уже заказали B-737. Успех последнего во многом был предопределён хорошей реакцией рынка на его предшественника. Другим развитием типа стал Boeing 757, имеющий большие дальность и вместимость, чем B-727 и особенно востребованный грузовыми перевозчиками в качестве замены B-727.
Современное состояние
На середину 2009 года из более, чем 1800 произведённых B-727 в
эксплуатации находилось около 330 из 400 числящихся в реестрах машин.
Учитывая средний возраст парка, превышающий четверть века, они
используются почти исключительно для выполнения грузовых рейсов, а
также авиакомпаниями ряда наиболее бедных стран Африки, Азии и
Латинской Америки. Последней авиакомпанией, имевшей крупный флот
пассажирских B-727, являлся американский чартерный перевозчик Champion
Air (16 машин). В 2008-м году компания обанкротилась, ее флот был
порезан на металлолом.
Аэродинамическая схема
Свободнонесущий трёхмоторный низкоплан со стреловидным крылом, Т-образным оперением и задним расположением двигателей.
|