Устойчивое выражение "Самолеты-гиганты" появилось не после того, как в
США был создан самый крупный бомбардировщик В-36, он был самым крупным
на тот момент самолетом в мире. Однако, в СССР это выражение появилось в
60-е, когда в эксплуатацию Советского аэрофлота был введен новый гигант
- самолет Ан-22 "Антей". По нынешним меркам, его размеры впечатляют
не сильно, ведь времени с его создания прошло почти полвека, да и на
фоне таких гигантов как Ан-124, Ан-225, А380 и Б-747 - он давно утратил
свое первенство.Но не о нем сейчас пойдет речь. Безусловно, Ан-225
является абсолютным лидером, и сохранит свои позиции долгие годы, ведь
потребность в таких самолетах еще пока не велика. Но Ан-225 тоже, мог бы
остаться в тени другого гиганта - огромного экраноплана-самолета
Бе-2500, разработка которого началась еще в 1979 году.
Зачем же понадобился такой огромный самолет? И почему же он так и не был реализован? Безусловно, большинство всех разработок в СССР имели оборонное значение, да и гигантомания была одним из главных признаков советского социализма, как может страна, победившая фашизм и отправившая человека в космос первой, допустить того, что самый большой самолет создан в США. С этой целью, еще в 1979 году КБ Бериева, до этого занимающееся проектирование экранопланов и гидросамолетов, приступило к проектированию такого самолета. Что не удивительно - новый самолет должен тоже был стать средним звеном между экранопланом и самолетом. Предполагалось, что самолет будет эксплуатироваться в большинстве случаев исключительно с воды, шасси были нужны лишь для возможности экстренной посадки на суше, или использовали при перелеты на заводские аэродромы. Даже сейчас задумка поражает воображение: грузоподъемность этого самолета должна была составить 1000 тысяч тонн, то есть 1 млн кг, при том что максимальная взлетная масса составляла 156 тысяч тонн. Да и сама конструкция аппарата тоже удивляет, что в принципе да аппарата такого размера было просто необходимо.
Первоначальный облик аппарата Бе-2500, запускающий ракету.
Вот его расчетные характеристики:
Размах крыла — 125,51 м;
Площадь крыла — 3184 м²;
Длина — 115,5 м;
Высота — 29,12 м;
Взлётный вес — 2500 т;
Максимальная коммерческая нагрузка — до 1000 т;
Крейсерская скорость полёта:
на высотном режиме — 770 км/ч;
на экранном режиме — 450 км/ч;
Максимальная дальность полёта — 16000 км.
В ходе проектирования облик аппарата изменился.
Однако проектирование аппарата затянулось по вполне понятным причинам, а когда было принято решение о постройки опытного экземпляра, начала перестройка, а вместе с ней и проблемы с финансированием. Второй раз проект едва не получил надежду на возражение, это случилось в 2007 году, когда МЧС заявило о необходимости постройки это самолета, модель самолета появилась даже на авиасалоне МАКС-2008, однако спустя полгода выяснилось, то что сейчас необходимости в этом нет, а модель самолета, прошедшая обдувку в аэродинамической трубе, была продана на аукционе в 2010 году. Возможно, постройка таких самолетов, дело не столь отдаленного будущего, лет 20-30, однако уже сейчас появились слухи, что Китай видет разработку сверхтяжелого транспортного самолета, до боли схожего с знакомой всем "Мрией", при том, что отличия составляют размеры, длина фюзеляжа должна составить около 100 метров, а взлетная масса - 850 тонн, при том что самолет будет оснащен 8-мию двигателями китайского производства, но если слухи окажутся правдой, то уже года через три станет известно, как будет выглядеть новый китайский транспортник.