Як-130 — учебно-боевой самолёт (УБС), разработанный ОКБ имени Яковлева совместно с итальянской компанией Aermассhi для замены в Военно-воздушных силах России учебно-тренировочных самолётов Л-39. Совместная разработка с Aermacchi из-за разногласий была прекращена, и каждая из компаний продолжила реализовывать свою концепцию самостоятельно. Як-130 — первый полностью новый (а не модернизированный вариант существовавшей модели) самолёт, построенный в России после распада СССР.[3] Як-130 победил МиГ-АТ в тендере на поставку ВВС России. С 2009 года планируется выпуск более 100 таких машин.[4][5][6]История Конкурс на создание нового УТС был объявлен в конце 1980-х годов. Новая машина должна была стать двухдвигательным универсальным самолётом для подготовки лётчиков, начиная от первоначального лётного обучения и заканчивая особенностями боевого применения, а также для поддержания лётных навыков в строевых частях. ВВС выбрали два проекта — Як-130 и МиГ-АТ. Для разработки нового самолёта требовались большие средства, которых не имели ни разработчики, ни Министерство обороны России, поэтому самолёты проектировались совместно с иностранными фирмами — Як-130 с итальянской Aermacchi, а МиГ-АТ — с французскими компаниями. Из-за разногласий с итальянским партнёром совместная разработка Як-130 на завершающем этапе прекратилась. Компания Aermacchi получила всю конструкторскую и техническую документацию на планер самолёта, после чего выпустила собственный учебно-тренировочный самолёт — M-346, который в настоящее время активно продвигается на рынок.[7] В феврале 2005 года на Як-130 совершил полёт действующий на тот момент главнокомандующий ВВС России Владимир Михайлов.[8] [править] Задачи В задачи самолёта входит обучение курсантов летных училищ: взлет-посадка, пилотирование, навигация, выполнение сложных маневров, приобретение навыков действий на предельных режимах полета, действия при отказах АТ и ошибках летчика, выполнение полетов в сомкнутых боевых порядках днем и в условиях визуальной видимости, освоение систем вооружения и отработки основ боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям, обучение навыкам выполнения наступательных и оборонительных маневров, характерные для самолетов 4 и 5 поколений. [править] Особенности Самолёт оборудован цифровой комплексной системой управления КСУ-130 выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полета и позволяющей, в учебных целях, репрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолёта.[9] Позволяет готовить пилотов на самолёты 4 и 5 поколений (Су-30, МиГ-29, F-16 и F-15, Rafale и Eurofighter Typhoon, F-22, F-35). Самолет имеет электронную индикацию, построенную на трех жидкокристаллических МФЦИ размером 6×8 дюймов без электромеханических приборов. [править] Производство Серийное производство Як-130 планируется развернуть на двух заводах — в Нижнем Новгороде и Иркутске. На нижегородском заводе «Сокол» производство начнётся в конце 2008 года (поставки для ВВС России по заказу Министерства обороны)[10], самолёт также будет производиться на Иркутском авиационном заводе (для экспортных поставок). В настоящее время принято решение о производстве головной серии из 10 самолётов для проведения войсковых испытаний в ВВС РФ. Завершить данный этап планируется в 2009 году, после чего начнётся серийное производство.[11] [12] 4 июня 2008 года президент корпорации «Иркут» Олег Демченко сообщил журналистам о том, что Иркутский авиационный завод приступает к выполнению заказа на производство для ВВС России 62 учебно-боевых истребителей Як-130. По его словам «есть большой заказ на Як-130, он подписан и бюджет утвержден Минобороны, 62 самолета будут делаться на Иркутском заводе». Планируется, что первый Як-130 будет произведён уже до конца 2008 года, а поставки для ВВС России начнутся в 2009 году.[13][14] 19 мая 2009 года совершил первый полёт серийный Як-130, из числа заказанных для ВВС России.[15] [править] Эксплуатанты и заказчики В настоящее время серийный выпуск еще не начат, но имеются заказы на поставку самолетов: Россия — заказано 62 самолёта. Самолёты производятся на нижегородском авиастроительном заводе «Сокол». Алжир — заказано 16 самолётов. Самолёты для Алжира производятся на Иркутском авиационном заводе, поставки начнутся в 2010 году.[16] Рассматривают возможность приобретения: Малайзия — Як-130 включен в тендер на поставку учебных истребителей. Его конкурентами будут британский самолёт Hawk и итальянский Aermacchi.[17] Потребность ВВС России в подобных самолётах оценивается 250 единиц, а потребность мирового рынка — 2500 единиц. Як-130 позиционируется как учебно-тренировочный комплекс для освоения истребителей Су-30МК при поставках на экспорт. [править] Технические характеристики Источник данных: ОКБ Яковлева[9] Основные характеристики Экипаж: 1 или 2 человека Длина: 11,49 м Размах крыла: 9,72 м Высота: 4,76 м Масса пустого: 4600 кг Нормальная взлётная масса: 5700 кг Максимальная взлётная масса: 9000 кг Силовая установка: 2 × ТРДД АИ-222-25 Тяга: 2 × 2500 кгс[18] Лётные характеристики Максимальная скорость: 1060 км/ч Практическая дальность: 2000 км (при полной внутренней заправке) Тяговооружённость: 0,9 Вооружение Стрелково-пушечное: пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушками калибра 23 мм и боекомплектом 250 снарядов в каждом — 2-4 шт Боевая нагрузка: 3000 кг Управляемые ракеты: класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73, Р-60 — 2-4 шт Неуправляемые ракеты: блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8 — 2-4 шт Бомбы: корректируемые и обычные бомбы [править] Катастрофы По состоянию на 1 мая 2009 года потерян один Як-130, который разбился 26 июля 2006 года в Рязанской области. Оба летчика успешно катапультировались, никто не пострадал.[19]
|