Биография 31 марта 1894 года в деревне Дилялево Вологодской губернии в семье крестьянина Владимира Ивановича Ильюшина и его жены Анны Васильевны родился сын Сергей. В семье Ильюшиных было одиннадцать детей, из них выжили и выросли девять (двое умерли в младенчестве). Сергей закончил начальную земскую школу в селе Березняки (в двух с половиной километрах от Дилялево). В пятнадцать лет (в 1909 году) ушёл из родной деревни на заработки. Работал чернорабочим на фабрике под Костромой, затем на фабрике в Иваново-Вознесенске, был землекопом на стройке дороги, чистил сточные канавы на красильной фабрике в Петербурге, нанимался косить сено. В 1910 году работал землекопом под Петербургом на Коломяжском ипподроме, который приспосабливался под аэродром для проведения первой в России авиационной недели. Там впервые и заинтересовался авиацией. В 1911 году Сергей Ильюшин работал возчиком молока маслодельного завода деревни Березники. Весь 1912 год провёл на строительстве Амурской железной дороги. Был чернорабочим, смазчиком букс, табельщиком. В 1913 году уехал в Ревель (сегодня - Таллин), где нанялся на строительство судостроительного завода. Началась первая мировая война, и осенью 1914 года Ильюшина мобилизовали в армию. Сначала Сергей служил писарем в управлении воинского начальника города Вологды. Затем помощником авиамоториста и мотористом на Комендантском аэродроме Петербурга. Летом 1917 года Ильюшин сдал экзамен на права пилота. В марте 1918 года аэродромную команду распустили. Ильюшин уехал в Вологду, где работал заведующим отделом промышленности Вологодского совета народного хозяйства. В мае 1919 года был призван в Красную Армию. Служил авиамехаником 6-го авиаремонтного поезда 6-й армии, старшим механиком и комиссаром 2-го авиационного парка Кавказского фронта, начальником 15-го авиационного поезда 9-й Кубанской армии. В 1921-1926 году Сергей Владимирович учился в Москве в Институте инженеров Красного Воздушного Флота (с 1922 года – Военно-воздушная Академия имени профессора Н.Е. Жуковского). После окончания Академии с июня 1926 по ноябрь 1931 года работал председателем самолётной секции Научно-технического комитета ВВС. В ноябре 1931 - январе 1933 года возглавлял конструкторское бюро ЦАГИ, а с 1933 по 1935 год – Центральное конструкторское бюро (ЦКБ), где одновременно руководил одной из бригад. Осенью 1935 года бригада Ильюшина была преобразована в Опытное конструкторское бюро авиазавода им. В.Р. Менжинского, а Сергей Владимирович стал Главным конструктором ОКБ. Именно в КБ Ильюшина были созданы советские бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4), осуществившие ряд налётов на Берлин летом 1941 г., а также «летающий танк» — штурмовик Ил-2, самый массовый самолёт СССР в Великой отечественной войне. С 1943 г. КБ Ильюшина приступает к разработке пассажирских самолётов. Серия гражданских Илов началась с Ил-12. За ним последовали Ил-14, Ил-18, Ил-62. Последним самолётом, разработанным под руководством Сергея Владимировича, стал Ил-76. Именем Ильюшина названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Вологде и Тюмени. [править] Награды * Советские: o Герой Социалистического Труда трижды (1941, 1957, 1974) o Орден Ленина восемь раз (1937, 1941, 1945-дважды, 1954, 1964, 1971, 1974) o Орден Октябрьской Революции (1969) o Орден Красного Знамени дважды (1944, 1950) o Орден Трудового Красного Знамени (1939) o Орден Суворова 1-й и 2-й степени (1945, 1944) o Орден Красной Звезды дважды (1933, 1967) o лауреат Сталинской премии семикратный (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952) o лауреат Ленинской премии (1960) o лауреат Государственной премии СССР (1971) * Польские: o польский Рыцарский крест II степени Ордена Командоров (1969)
|