Ан-8 (Camp по классификации НАТО) — военно-транспортный самолёт, разработанный в ОКБ им. О. К. Антонова.Предназначен для перевозки различных грузов, посадочного и парашютного десантирования ВДВ с придаваемой им техникой и вооружением, а также для перевозки раненых.История Разработка двухдвигательного самолёта Ан-8 началась в АНТК им. О.К. Антонова в январе 1954 года в соответствии с Постановлением СМ СССР №2922-1251 от 11 декабря 1953 года и приказом МАП №278 от 23 декабря 1953 года. Ведущим конструктором был назначен А.Я.Белолипецкий. Для работы над проектом в АНТК им. О.К. Антонова был переведён ряд специалистов из других КБ. В апреле 1954 года к ним добавился большой выпуск студентов Харьковского авиационного института. Большую помощь оказал также авиаконструктор Р.Л.Бартини (в частности им был сконструирован пол грузовой кабины). Первоначально предполагалось установить на самолётах двигатели ТВ-2Ф, позже ТВ-2Т. Работы по проекту транспортного самолета продвигались быстрее, чем пассажирского, а вскоре разработка проекта последнего была вообще приостановлена. Эскизный проект транспортного самолета был готов в июле 1954 года. При работе над проектом конструкторам пришлось решить ряд сложных проблем, связанных с десантированием грузов. 25 октября 1954 года макетной комиссии заказчика был предъявлен макет с 2 вариантами силовой установки: с турбовинтовым двигателем ТВ-2Т и турбореактивным двигателем АЛ-7. Затем на Киевском авиационном заводе «АВИАНТ» началось изготовление первого прототипа, которое завершилось в декабре 1955 года. Первый полёт Ан-8 совершил 11 февраля 1956 года, за штурвалом которого находились лётчики-испытатели: командир Герой Советского Союза Я. И. Верников и второй пилот В. П. Васин, с аэродрома Святошино. Первая публичная демонстрация самолёта состоялась 18 августа 1956 года, опытный Ан-8 принял участие в воздушном параде над Тушино совместно с другой новинкой советской авиатехники Ту-104. Со 2 октября по 27 ноября прошли государственные испытания самолёта. На испытаниях была выявлена недостаточная статическая устойчивость и управляемость самолёта на посадке при боковом ветре, самопроизвольные автоколебания в прямолинейном полёте, плохая работа двигателей на высотах более 6000 м. Вместо ТВ-2Т было предложено установить двигатели АИ-20, но их мощности было явно недостаточно. Однако А.Г.Ивченко предложил форсировать АИ-20, доведя его мощность до 5180 л.с. В июле-октябре 1957 года были поведены работы по установке на прототипе двигателей АИ-20Д. Заводские испытания были завершены 21 ноября. Параллельно в АНТК им. О.К. Антонова была доработана конструкция самолёта: на 0,8 м увеличен размах крыльев, установлены киль от Ан-10 и противоштопорные интерцепторы, усилен фюзеляж. В том же году Ташкентский авиационнй завод приступил к серийному производству самолёта под обозначением Ан-8. Для обеспечения эффективности производства на заводе был создан филиал АНТК им. О.К. Антонова (приказ ГКАТ от 29 июля 1959 года). Первый серийный Ан-8 вышел из ворот сборочного цеха в августе 1958 года. 20 июня 1959 года начались заводские, а 7 августа - государственные испытания серийного Ан-8. Испытания завершились 30 октября с положительным результатом. В том же году самолёт принят на вооружение ВТА. Но доводка продолжалась и после этого. Ан-8 серийно производился на Ташкентском авиационном заводе в 1958—1961 годах. Всего был выпущен 151 самолёт. С 1959 года самолёт Ан-8 стал поступать на вооружение военно-транспортной авиации, где эксплуатировался до 1970 года. К этому времени было списано 80 машин, а остальные перешли в подразделения других родов войск и различных министерств. В 1997 году в эксплуатации находилось 5 самолётов в авиакомпаниях России, которые осуществляют коммерческие перевозки в государствах Ближнего Востока, тогда как использование Ан-8 над РФ уже было запрещено. В 2004 году украинское АНТК им. О.К. Антонова отказалось от какой-либо ответственности за состояние еще находившихся в эксплуатации самолетов, фактически прекратив их легальное использование. Однако в Африке Ан-8 совершали коммерческие рейсы и после этого: в январе 2005 года в Конго потерпел аварию самолет этого типа. Всего же за годы эксплуатации было потеряно 19 самолетов Ан-8[1]. [править] Оборудование Бомбардировочное вооружение включает в себя осветительные авиабомбы: четыре ФОТАБ-100-80 на кассетных держателях в носовой части обтекателей шасси и шесть ЦОСАБ-10 на держателях в хвостовой части. В состав пушечного вооружения входят: кормовая башня с двумя 23-мм пушками АМ-23, электродистанционная система управления башней и прицельно-вычислительный блок. В состав оборудования входили фотокамеры для дневных и ночных съёмок. Десантно-транспортное оборудование обеспечивает размещение личного состава ВДВ в грузовой кабине и парашютное десантирование, а также крепление грузов и техники и их сброс. Погрузка и разгрузка самоходной техники производятся своим ходом с использованием грузовых трапов (перевозятся на борту), несамоходной — с использованием тросовой системы при помощи тягача или электролебёдки, находящейся вне борта самолёта. [править] Техническое описание[2] Ан-8 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок. Сечение фюзеляжа в средней части прямоугольное со скруглёнными углами и закруглённой верхней частью. Крыло прямое, двухлонжеронное, трапецевидное в плане. Механизация крыла состоит из двухщелевых закрылков и двухсекционных элеронов. Шасси трёхопорное, с носовой управляемой стойкой, убирается в фюзеляж. Пневматики низкого давления позволяли самолёту базироваться на грунтовых аэродромах. Силовая установка состоит из 2 турбовинтовых двигателей АИ-20Д с четырёхлопастными флюгируемыми винтами АВ-68Д. В левом обтекателе шасси установлен турбоагрегат ТГ-16. Кабина экипажа герметичная с частичным бронированием. Грузовая кабина негерметизированная. В хвостовой части расположен грузовой люк размером 2950х740 мм. Для погрузки несамоходной техники установлена лебёдка БЛ-52. Для обеспечения групповой выброски грузов может устанавливаться транспортёр П95-Т. Запас топлива размещён в 20 крыльевых мягких топливных баках общим объёмом 13080 л. [править] Модификации Ан-8П - прототип военно-транспортного. Отличался двигателями ТВ-2Т мощностью 6250 э.л.с. с винтами АВ-58, наличием предкрылков. Первый полёт 11 февраля 1956 года. В 1957 году установлены двигатели АИ-20Д. Ан-8Т — самолёт-топливовоз. Отличался двумя цистернами по 5300 л для топлива и системой пожаротушения в грузовом отсеке. Вместо цистерн могли устанавливаться спецёмкости для окислителя на основе азотной кислоты или для жидкого кислорода. В 1959 году переоборудован 1 самолёт. Из-за проблем пожароопасности и токсичности остался в единственном экземпляре. Ан-8Н — пассажирский вариант самолёта, работы были прекращены на стадии натурного макета. Отличался удлинённым герметичным фюзеляжем круглого сечения с салоном на 57 пассажиров. Ан-8ПС — поисково-спасательный, предназначался для обнаружения и оказания помощи людям, терпящим бедствие на море или в труднодоступной местности, работа не вышла из стадии эскизного проектирования. Разрабатывался в 1959-1964 годах. Ан-8 - предсерийный. Отличался двигателями АИ-20Д, килем от Ан-10. В 1957 году изготовлено 5 самолётов. Первый полёт в декабре 1958 года. Ан-8 - серийный. Отличался укороченным на 480 мм килем. Ан-8ПЛО (Ан-8М) - противолодочный (проект). Отличался РЛС "Инициатива-2". Разрабатывался в 1958-1964 годах. Ан-8РУ - самолёт с пороховыми ускорителями СПРД-159. Взлётная масса увеличена до 42 т. В 1963 году на Ташкентском авиационном заводе переоборудован 1 самолёт. Ан-8Ш - самолёт для подготовки штурманов (проект). Отличался 18 рабочими местами штурманов в салоне (2 инструктора и 16 обучаемых). Разрабатывался в 1959-1964 годах. [править] Характеристики Первый полет, год 1956 Начало серийного производства, год 1958 Размах крыльев, м 37,0 Длина самолёта, м 30,744 Высота, м 10,045 Площадь крыла, кв.м 117,2 Размеры грузовой кабины, м длина 11,0 ширина (в зоне ниш шасси) 3,6 (2,5) высота (в районе центроплана) 2,9 (2,42) Тип двигателя 2 х АИ-20Д Тяга двигателя (э.л.с.) 2 х 5180 Масса пустого, т 24,3 Нормальная взлётная масса, т 38,0 Максимальная взлётная масса, т 41,0 Максимальная полезная нагрузка, т 11,0 (или 40 парашютистов) Дальность полёта, км с максимальной нагрузкой 850 перегоночная 4410 Максимальная скорость, км/ч 520 Крейсерская скорость, км/ч 450 Практический потолок, м 9600 Разбег, м 775 Пробег, м 590 Экипаж, чел 5-6
|