Ми-10 (Harke по классификации НАТО, обозначение ростовского-на-дону завода — «изделие 60») — военный транспортный вертолёт (летающий кран), развитие Ми-6. Разработан в 1961—1964 годах, принят на вооружение в 1963 году. Серийно производился на Ростовском вертолётном заводе.Ми-10К — гражданская модификация Ми-10, оптимизированная для выполнения строительно-монтажных работИстория проектирования 20 февраля 1958 года правительство СССР распорядилось приступить к проектированию «летающего крана» на базе Ми-6. Задание предусматривало грузоподъёмность 12 т при дальности 250 км и максимальную (при перевозке на короткие расстояния) — 15 т. В процессе проектирования задание было дополнено способностью к перевозке крылатых и баллистических ракет, что и стало основной задачей Ми-10. Сохранив силовую установку и схему управления Ми-6, конструкторы заменили фюзеляж вертолёта новым — узким и низким, в который тем не менее вписался отсек длиной 15.95 метров для перевозки грузов или 28 пассажиров; во время перегонов в него можно было устанавливать дополнительные топливные баки. Для того, чтобы при взлёте все колёса отрывались от земли одновременно, правые стойки шасси были выполнены на 300 мм короче левых, при этом минимальный клиренс равнялся 3.75 м. Всего было предусмотрено две схемы транспортировки грузов вне фюзеляжа: стандартный груз, жёстко удерживаемый гидрозахватами (контейнеры с ракетами) груз, установленный на грузовой платформе, монтируемой между стойками шасси. Ми-10 с телевизионной установкой (слева) и Ми-8 Прототип, известный как В-10, поднялся в небо 15 июня 1960 года, успешно испытывался, но в мае 1961 года сгорел на земле из-за технической неисправности. 23 cентября 1961 года второй опытный В-10 установил рекорд грузоподъёмности — 15 103 кг на высоту 2 200 м. В последующие годы ВПК отказался от идеи возить ракеты вертолётами, и проект оказался на грани закрытия. Выпуск серийного Ми-10, начатый в 1964 году, составил всего 24 единицы. Широкого применения эти машины не нашли, так как фиксация груза гидрозахватами требовала оборудования грузов ответными узлами.[1] [править] Модификация Ми-10К Новая модификация, Ми-10К, была разработана специально для строительно-монтажных работ. Первый полёт состоялся в июне 1965 года, в 1967 году Ми-10К летал на авиашоу в Париже, а производство началось только в 1975 году (всего в 1975—1976 гг. было выпущено 17 машин, и 4 переоборудовано из базовых Ми-10). Конструкторы полностью отказались от гидрозахватов и внешней платформы, уменьшили высоту шасси, что снизило вес и лобовое сопротивление. Вместо не оправдавших себя телекамер для управления вертолётом при погрузке-разгрузке Ми-10К был оборудован второй, подвесной кабиной лётчика с круговым обзором и третьим комплектом рычагов управления. «Коротконогие» Ми-10К эксплуатируются на строительстве высотных объектов по сей день[1]. [править] Характеристики Вертолёт оснащен двумя турбовальными двигателями П.Соловьева Д-25 по 5500 л.с. Экипаж — 5 человек. Диаметр несущего винта — 35 м. Длина — 41.89 м. Вес пустого — 27300 кг. Вес топлива — 8230 кг. Взлётный вес — 43700 кг. Максимальная скорость — 180 км/ч. Крейсерская скорость — 160 км/ч. Скороподъёмность — 4 м/с. Динамический потолок — 2500 м. Дальность — 310 км. [править] Варианты Ми-10 — базовый вариант с «длинными ногами». Ми-10К (кран) — вариант с «короткими ногами» и дополнительной кабиной пилота под фюзеляжем. Ми-10Р — «рекордный». Ми-10ПП — постановщик помех (одна станция РЭБ «Шаг» под фюзеляжем, 7 125 кг).
|