Ми-4 (по классификации НАТО Hound) — многоцелевой вертолёт советского производства, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1950-х годов. Широко использовался для гражданских перевозок, в народном хозяйстве и вооружённых силах вплоть до появления Ми-8. Поставлялся на экспорт в 30 стран мира. Также, по лицензии было произведено более 500 штук в Китае, под индексом З-5.Проект и развитие Разработка вертолета среднего класса Ми-4 началась в сентябре 1951 года. Разрабатывая Ми-4, ОКБ Миля преследовало цель, ликвидировать отставание в разработке вертолетов среднего класса: известно, что США активно использовали вертолеты, в частности H-19 Chickasaw, в ходе войны в Корее. Несмотря на сходную компоновку с Н-19 (S-55), что и вызвало некоторое внешнее сходство этих машин, новый советский вертолет существенно отличался от американского, в первую очередь - намного большими размерами и весом. Разработка была выполнена в очень короткий срок: уже в апреле 1952 года, начались первые испытания вертолета на привязи. Первый полет на Ми-4 выполнил летчик-испытатель В.В. Винницкий 3 июня 1952 года. В декабре того же года, начался серийный выпуск вертолета на авиационном заводе в Саратове. С 1953 года, вертолет Ми-4 также выпускался на Казанском авиационном заводе, который являлся головным по этой теме вплоть до снятия вертолета с производства в 1966 году. Вертолеты Ми-4 первых серий эксплуатировались в ВВС с 1953 года. Примерно в то же время началась эксплуатация вертолетов в гражданской авиации СССР, где Ми-4 вскоре стал самым распространенным типом вертолета, наряду с Ми-1. [править] Версии Ми-4 — основная версия. Ми-4Л — шестиместная транспортая версия для важных лиц. Ми-4A — вооруженно-транспортная версия. Харбин З-5 — китайская версия. Сюаньфэн — китайская транспортная версия. [править] Прекращение эксплуатации Решение о списании всех находившихся в эксплуатации вертолётов Ми-4 в СССР было принято по результатам расследования аварии Ми-4А, произошедшей 2 февраля 1988 года в Читинской области[1].
|