Первый полёт состоялся 17 января 1970 года. Принят на вооружение 4 февраля 1975. На базе самолета созданы модификации — разведчик и постановщик помех. Су-24М,МР, МП, М2 оборудованы системой дозаправки в воздухе. Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 самолётов этого типа в различных модификациях, из них более 770 в модификации Су-24М и её производных вариантах. Выпускался на Новосибирском авиазаводе. По данным на 2009 год, в ВВС России насчитывается около 300 Су-24 различных модификаций, из них 56 машин — в авиации ВМФ. Модификации * Су-24М, первый полёт в 1976. * Су-24МП, первый полёт в декабре 1979. * Су-24МР, первый полёт в сентябре 1980. * Су-24МК, первый полёт в 1987. * Су-24М2, первый полёт в 2001. Установлена новая навигационная система, которая за счёт интеграции данных поступающих от различных источников позволяет осуществлять длительный полёт на высотах 30-50 м (кратковременно — 10-30м). Расширена номенклатура высокоточного оружия, в состав которого теперь входят ракеты Х-31П и Х-59М[1]. [править] Места базирования российских Су-24 Государства, в которых Су-24 состоит на вооружении. * Джида — 2-й гв. бап (Су-24М) * Сиверский-2 — 67-й бап (Су-24М) * Хурба — 277-й бап (Су-24м) * Переяславка-2 — 302-й бап (Су-24M и Су-24М2) * Воронеж — 455-й бап (Су-24М) * Морозовск — 559-й бап (Су-24М) * Смуравьёво — 722-й бап (Су-24) * Ейск — 959-й бап (Су-24) * Черняховск — 4-й гв. омшап (Су-24М) * Мариновка — 11-й орап (Су-24МР) * Шаталово — 47-й гв. орап (Су-24МР) * Мончегорск — 98-й ограп (Су-24МР и Су-24) * Возжаевка — 293-й орап (Су-24МР) * Бада — 313-й орап (Су-24МР) * Варфоломеевка — 799 орап (Су-24МР) * Лебяжье — 1-й бап (Су-24) * Липецк-2 — 968-й иисап (несколько) * Гвардейское — 43-й гв.омшап (Су-24) * Остров — 240-й гв.осап (Су-24М) [править] Аварии и катастрофы Су-24 считается достаточно сложной в пилотировании машиной и имеет высокий уровень аварийности. Только при проведении лётных испытаний было потеряно 14 Су-24 и Су-24М. После принятия самолёта на вооружение ежегодно происходило 5—6 аварий и катастроф. По свидетельству заместителя главнокомандующего ВВС РФ Виктора Кота, на 1998 год самолёт Су-24 был наиболее аварийным летательным аппаратом в российской военной авиации.[2] В 2000—2008 гг. в России разбилось 11 самолётов Су-24/24М. В 2006 году в России разбилось три Су-24 — в Приморье, под Воронежем и под Калининградом. В первом случае авиакатастрофа произошла из-за плохих метеоусловий, во втором — из-за отказа системы управления одного из агрегатов самолета, в третьем из-за потери экипажем ориентировки в пространстве в условиях плохой видимости. 23 августа 2007 года в Хабаровском крае разбился Су-24. Пилоты успешно катапультировались.[3] Сразу же после аварии главком ВВС России временно приостановил все полёты самолётов данного типа до выяснения причин аварии[4]. 19 декабря 2008 года в Воронежской области в 38 км к юго-востоку от Воронежа потерпел аварию Су-24. Пилотам удалось катапультироваться.[5] 17 июня 2009 года в В Мурманской области на аэродроме Мончегорск разбился фронтовой бомбардировщик Су-24МР. Самолет упал на взлетную полосу, разрушился и полностью сгорел. Два пилота успели катапультироваться. На земле жертв и разрушений нет.[6] Начальник Службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Сергей Байнетов заявил, что причиной аварии, по всей видимости, стала ошибка пилота.[7] 19 июня 2009 года в районе хутора Костино-Быстрянский Морозовского района Ростовской области. Самолет упал в 15.40 мск. Оба пилота катапультировались.[8]Причиной падения самолета было вызвано отказом системы управления механизацией поворота крыла самолета, в результате чего пилоты не смогли выполнить приземление.[9] [править] Боевое применение В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. В Афганской войне (1979—1989) советские Су-24 применялись ограниченно. К боевой работе они привлекались только во время Панджшерской операции 1984 года и вывода советских войск в 1988—1989 годах. Су-24 никогда не базировались на территории Афганистана, действуя с советских авиабаз в Средней Азии. Боевых потерь не было. Иракские Су-24 во время войны в Персидском заливе боевых вылетов не совершали и были перегнаны в Иран (присвоивший эти самолёты после завершения войны). Самолёты, доставшиеся Азербайджану, ограниченно применялись в ходе Карабахской войны. Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, одна машина была сбита. Наиболее интенсивное боевое применение было у российских самолётов в ходе обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было по разным причинам потеряно три машины. Также российские Су-24 применялись во время войны в Южной Осетии (2008). Официальных сообщений о потерях не было, однако существуют косвенные свидетельства того, что как минимум один самолёт был сбит[10]. По оценкам независимых экспертов, ВВС России потеряли в этом конфликте два Су-24[11][12]. [править] Тактико-технические характеристики Су-24 при разгоне на взлёт. Су-24 в трёх проекциях. Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Су-24М: Источник данных: POLYGON «Су-24»[13] Основные характеристики * Экипаж: 2 человека * Длина: 24,594 м (с ПВД) * Размах крыла: o при угле стреловидности χ=16°: 17,638 м o при угле стреловидности χ=69°: 10,366 м * Высота: 6,193 м * Площадь крыла: o при угле стреловидности χ=16°: 55,16 м² o при угле стреловидности χ=69°: 51 м² * Коэффициент удлинения крыла: o при угле стреловидности χ=16°: 5,64 o при угле стреловидности χ=69°: 2,107 * Угол стреловидности по передней кромке: 16°/ 35°/ 45°/ 69° * Поперечное V крыла: -4,5° * База шасси: 8,51 м * Колея шасси: 3,31 м * Масса пустого: 22 300 кг * Масса снаряжённого: 23 700 кг * Нормальная взлётная масса: 33 500 кг * Максимальная взлётная масса: 39 700 кг * Нормальная посадочная масса: 24 500 кг * Максимальная посадочная масса: 28 000 кг * Масса топлива во внутренних баках: 9 800 кг * Объём топливных баков: 11 860 л * Силовая установка: 2 × ТРДДФ АЛ-21Ф-З o Бесфорсажная тяга: 2 × 7 800 кгс (76,5 кН) o Форсажная тяга: 2 × 11 200 кгс (110 кН) Лётные характеристики * Максимальная скорость: o на большой высоте: 1 700 км/ч (1,6М) o на высоте 200 м: 1 400 км/ч (без подвесок) * Скорость отрыва: 300-310 км/ч * Посадочная скорость: 280-290 км/ч * Боевой радиус: 560 км (на высоте 200 м с ПТБ и норм. боевой нагрузкой) * Перегоночная дальность: 2 850 км (с ПТБ) * Практический потолок: 11 000 м * Нагрузка на крыло: 607 кг/м² (при норм. взлётной массе при χ=16°) * Тяговооружённость: 0,67 / 0,56 (при норм./макс. взлётной массе на форсаже) * Длина разбега: 1 150 - 1 250 м (при норм. взлётной массе) * Длина пробега: 950 - 1 000 м (при норм. взлётной массе и с торм. парашютом) * Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 6,5g Вооружение * Стрелково-пушечное: 1 х шестиствольная 23 мм пушка ГШ-6-23 с 500 сн. * Точки подвески: 8 * Боевая нагрузка: 8 000 кг (максимальная) * Управляемые ракеты: o ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-60 (АА-8) o ракеты «воздух-поверхность»: + 4 × Х-25МЛ/МР или Х-23 + 3 × Х-25Л/Т или Х-59 + 6 × С-25Л + 2 × Х-58 * Неуправляемые ракеты: o 192 (6 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или o 120 (6 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8М или o 30 (6 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13Л или o 4 × 240 мм С-24 или o 6 × 266 мм С-25 * Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты o 3 × 1 500 кг (ФАБ-1500, КАБ-1500Л/ТК и т.д.) или o 7 × 500 кг (КАБ-500Л/КР, ЗБ-500) или o 10 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500) или o 30 или 16 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250) или o 38 × 100 кг (ОФАБ-100) или o 7 × контейнеров КМГУ-2 * Пушечные контейнеры: 3 × СППУ-6 с 23 мм пушкой ГШ-6-23 с 400 сн. * Подвесной контейнер «Фантасмагория»
|