Разработка МиГ-21 является первым советским реактивным истребителем второго поколения, что подразумевает использование ракет как основного вооружения и скорости около M=2. Тяга двигателя первых МиГ-21 была даже меньше суммарной тяги двух РД-9 на МиГ-19, но за счет применения многорежимного воздухозаборника изменяемого входного сечения с центральным телом, удалось поднять максимальную скорость самолёта более чем на 700 км/ч. Также был применен другой подход к вооружению — в отличие от МиГ-19, на котором основным оружием были пушки, самая первая модификация МиГ-21П была лишена пушечного вооружения и могла нести только две ракеты класса «воздух-воздух» Р-3С, которые являлись копиями американских AIM-9B «Сайдуиндер» с тепловой ГСН. Однако, время показало, что этого оружия недостаточно и на более поздние модификации начиная с МиГ-21Ф помимо ракет стали устанавливать 30- либо 23-мм пушки. Но при всем этом самолет остался похож на своих предшественников — МиГ-21 был легким, маневренным самолетом в ущерб авионике и запасу топлива, что очень помогло ему в борьбе с американским F-4 «Фантом» II во Вьетнамской войне. Так как ракеты «Сайдуиндер» были еще несовершенны, советскому истребителю было нетрудно совершить маневр уклонения и обмануть ракету. Исход этих сражений повлиял на дальнейшие взгляды американских ВВС на истребители: стало ясно, что гибрид штурмовика и истребителя не является идеальным решением, и что ближние маневренные бои отнюдь не ушли в прошлое. В СССР в свою очередь сделали вывод, что две ракеты — ничтожно мало, и последующие модификации МиГ-21 были способны уже нести четыре ракеты воздух-воздух. Дальнейшим развитием самолета МиГ-21 стала установка двигателя Р-25-300 с тягой 97 Кн, что на тонну превышало снаряженный вес самолета. Модификация с этим двигателем называлась МиГ-21бис и могла вполне конкурировать по ЛТХ со своим тогдашним американским конкурентом — F-16, сильно уступая ему по массе полезной нагрузки и авионике. В 1977 году с появлением МиГ-29 самолет окончательно устарел и начал постепенно вытесняться новым. Разработанная в 1993 году последняя модификация МиГ-21 была оснащена мощной РЛС «Копьё», новой электрической системой и приспособлена для несения современного оружия. Эта модификация предназначалась для продажи на экспорт, а также модернизации старых МиГ-21, стоящих на вооружении у зарубежных стран. [править] МиГ-21-93 Высокие летно-технические характеристики МиГ-21 — самого массового сверхзвукового истребителя в мире — позволяют ему в современных условиях эффективно решать широкий круг боевых задач. РСК «МиГ» совместно с Нижегородским авиационным заводом «Сокол» в кооперации с другими российскими предприятиями разработала программу модернизации самолетов семейства МиГ-21, которая нацелена на расширение номенклатуры и режимов применения вооружения, что позволит им успешно эксплуатироваться в ВВС разных стран на протяжении еще ряда лет. По боевым возможностям модернизированных самолетов МиГ-21 не уступают современным истребителям четвертого поколения. ВВС Индии в 1998—2005 гг. провели глубокую модернизацию 125 истребителей МиГ-21 на базе разработанного РСК «МиГ» проекта МиГ-21-93. При модернизации истребитель МиГ-21бис получил новую систему управления вооружением с многофункциональной РЛС «Копье», нашлемной системой целеуказания, аппаратурой отображения информации на основе современного индикатора на лобовом стекле и многофункционального дисплея. РЛС «Копье», разработанная Корпорацией «Фазотрон-НИИР», имеет повышенную дальность действия. РЛС обеспечивает обнаружение и атаку целей (в том числе, ракетами средней дальности) в свободном пространстве и на фоне земли, а также обнаружение радиолокационно-контрастных надводных и наземных целей. РЛС «Копье» способна сопровождать до 8 целей и обеспечивает одновременную атаку двух наиболее опасных из них. РЛС имеет стребителя: в него дополнительно включаются управляемые ракеты «воздух-воздух» РВВ-АЕ, Р-27Р1, Р-27Т1 и Р-73Э и корректируемые бомбы КАБ-500Кр. Параллельно с модернизацией продлен ресурс и сроки службы самолета. По желанию заказчика возможно проведение модернизации имеющихся у него самолетов МиГ-21 различной сложности и оснащение их оборудованием и вооружением зарубежного производства. [править] Модификации * Е-6 (1958) — Прототип серийного истребителя МиГ-21 * МиГ-21П (1958) — Истребитель-перехватчик * МиГ-21Ф (1959) — Фронтовой истребитель * МиГ-21Ф-13 (1959) — Фронтовой истребитель * МиГ-21ПФ (1962) — Истребитель-перехватчик * МиГ-21ПФС (1962) — Истребитель-перехватчик * МиГ-21ПФМ (1964) — Истребитель-перехватчик * МиГ-21С (1965) — Истребитель-перехватчик * МиГ-21И (1968) — Экспериментальный истребитель, самолет-«аналог» Ту-144[1] * МиГ-21М (1968) — Экспортный истребитель-перехватчик * МиГ-21СМ (1969)- Истребитель-перехватчик * МиГ-21МФ (1970) — Экспортный истребитель-перехватчик * МиГ-21МТ (1971) — Экспортный истребитель-перехватчик * МиГ-21СМТ (1971) — Истребитель-перехватчик * МиГ-21бис (1972)- Фронтовой истребитель * МиГ-21-93 (1994) — Проект модернизации серийных МиГ-21 * МиГ-21Р — Разведчик [править] Экспорт Страны, эксплуатирующие МиГ-21 (красным цветом) и уже снявшие МиГ-21 с вооружения (темно красным) Представленные в этом списке страны, не включают те, в ВВС которых на вооружении стоял F-7 (МиГ-21 китайского производства). * Флаг Азербайджана Азербайджан — МиГ-21 последних производственных серий, оставшиеся в республике после распада СССР. Всё ещё находится на вооружении. * Флаг Алжира Алжир * Флаг Анголы Ангола * Флаг Армении Армения * Флаг Афганистана Афганистан * Флаг Бангладеш Бангладеш — В начале 1973 годаВВС Бангладеш получили 12 МиГ-21МФ и 2 МиГ-21УМ. Последние МиГ-21УМ были выведены из боевого состава в 1994 года и переданы в военный музей.[2][3] * Флаг Белоруссии Белоруссия — МиГ-21 последних производственных серий, оставшиеся в республике после распада СССР. Сняты с вооружения в 90-х. * Флаг Болгарии Болгария — Начиная с сентября 1963 года, 19-ый истребительный авиаполк получил 12 МиГ-21Ф-13, впоследствии часть этих самолётов была переделана в разведывательный вариант МиГ-21Ф-13Р[4] и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Выведены из эксплуатации в 1988 году. В январе 1965 вторая эскадрилья 18-го авиаполка получила 12 МиГ-21ПФ, как и в случае с Ф-13, часть эбих самолётов была переделана в разведывательный вариант МиГ-21ПФР[4] и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Сняты с вооружения в 1991 году. Кроме МиГ-21ПФ, в 1965 году ВВС Болгарии получили 12 МиГ-21ПФМ. В 1977-1978 за ними последовало ещё 36 подержанных советских МиГ-21ПФМ и два таких истребителя в 1984 году. Все МиГ-21ПФМ стояли на вооружении 15-го авиаполка до 1992 года. В 1962 году, 26-ой рап получил шесть разведывательных МиГ-21Р. В 1969-1970 году, в 19-ый иап поступило 15 МиГ-21М, закончили службу эти самолёты в 1990 году в 21-ом иап. В 1974-1975 году в Болгария получила двадцать МиГ-21МФ, часть из которых впоследствии была переделана в разведывательный вариант МиГ-21МФР[4] и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Сняты с вооружения в 2000 году. С 1983 по 1990 год ВВС Болгарии получили 72 МиГ-21бис. Половина из них была в варианте САУ (30 новых, 6 подержанных), эти истребители получил 19-ый авиаполк, а вторая половина с системой «Лазурь». МиГ-21бис были сняты с вооружения в 2000 году. Кроме боевых МиГ-21, ВВС Болгарии получили 39 спарок в вариантах МиГ-21У (1 в 1966 году), МиГ-21УС (5 в 1969-1970 годах) и МиГ-21УМ (27 новых в 1974-1980 годах и 6 подержанных советских в 1990 году). Последние учебные МиГ-21 были сняты с вооружения в 2000 году, а до этого, в 1994 десять МиГ-21УМ были проданы Индии. За всё время эксплуатации, в авиакатастрофах было потеряно 38 истребителей: 3 МиГ-21Ф-13, 4 МиГ-21ПФ, 7 МиГ-21ПФМ, 5 МиГ-21М, 6 МиГ-21МФ, 2 МиГ-21бис, 2 МиГ-21Р, 1 МиГ-21УС и 8 МиГ-21УМ.[5] * Флаг Буркина Фасо Буркина Фасо — В 1984 году из СССР было поставлено 8 МиГ-21МФ. Истребители дислоцировались на авиабазе в Уагадугу. Последний исправный самолет был выведен из эксплуатации в 2000 году.[2][6] * Флаг Венгрии Венгрия — В начале 60-х годов Советский Союз поставил Венгрии 48 истребителей Миг-21Ф-13, в 1964 на вооружение поступили первые из 24 перехватчиков МиГ-21ПФ, в 1971 — первые из 48 МиГ-21МФ. В 1975-79 годах венгры получили 62 истребителя МиГ-21бис. Кроме боевых самолётов ВВС Венгрии получили спарки — 16 МиГ-21У и 24 МиГ-21УМ. В 1978 году МиГ-21Ф-13 были сняты с вооружения, в 1990—2000 годах за ними последовали и остальные модификации МиГ-21. Дольше всех прослужили варианты МиГ-21бис/УМ.[7] * Флаг Вьетнама Вьетнам * Флаг Гвинеи Гвинея * Флаг Гвинеи-Бисау Гвинея-Бисау * Германская Демократическая Республика ГДР — В мае 1962 года свои первые МиГ-21Ф-13 получил авиаполк JG-8 в Марксвальде, вслед за ним этими истребителями были вооружены JG-9 в Пенемюнде и JG-3 в Прешене, всего 75 истребителей. В 1978—1985 годах МиГ-21Ф-13 был снят с вооружения. В марте 1964 года в авиаполк JG-8 поступили первые МиГ-21ПФ. Всего было получено 53 истребителя этой модели, прослуживших до 1986—1988 годов. С апреля 1965 года, до июля 1967 года было поставлено 45 учебно-тренировочных МиГ-21 распределённых между авиаполками вооруженными МиГ-21 и учебным соединением FAG-15. В июне 1968 года начались поставки МиГ-21ПФМ, их было получено 134 экземпляра. В декабре 1968 — августе 1970 годов, число спарок пополнилось семнадцатью МиГ-21УС. Одновременно с ними, в июле 1969 — декабре 1970 годов ВВС ГДР получили 87 МиГ-21М. Двенадцать МиГ-21М из состава JG-8 было передано сирийским ВВС в 1973 году. С июня 1971 года по март 1978 года было поставлено 37 учебно-тренировочных МиГ-21УМ. В апреле 1972 года в авиаполк JG-3 поступили первые 14 МиГ-21МФ, за которыми последовало ещё 48 истребителей этого типа. Последним вариантом, поступившим в ГДР, стал МиГ-21бис. С октября 1975 года, по май 1978 года из СССР поступило 46 истребителей этого типа. Всего ВВС ГДР получило 456 МиГ-21, из которых к моменту объединения Германии, на вооружении оставалась 251 машин.[8] * Флаг Египта Египет * Флаг Индии Индия — МиГ-21 начали поступать на вооружение в 1963 году. Модификация МиГ-21ФЛ производилась по лицензии (построено около 200 машин). Всего ВВС Индии получили около 800 МиГ-21. Аварийность индийских самолётов оказалась высокой; по состоянию на 2009 год в авариях и катастрофах было потеряно более 330 машин[9] (40 % от общего числа полученных), из-за чего самолёт получил прозвище «летающий гроб»[10]. * Флаг Индонезии Индонезия * Флаг Йеменской Арабской Республики Северный Йемен * Флаг НДРЙ Южный Йемен o Флаг Йемена Йемен * Флаг Ирака Ирак * Флаг Казахстана Казахстан — МиГ-21 последних производственных серий, оставшиеся в республике после распада СССР. * Флаг Камбоджи Камбоджа * Флаг Киргизии Киргизия — МиГ-21 последних производственных серий, оставшиеся в республике после распада СССР. Всё ещё находится на вооружении. * Флаг КНДР КНДР * Флаг ДР Конго Демократическая Республика Конго — В 1997 году в Сербии было приобретено четыре МиГ-21ПФМ.[11][6] * Флаг Республики Конго Республика Конго — В 1986 году в СССР приобретено 14 МиГ-21бис и 2 МиГ-21УМ, к 1997 году в строю осталось 5 истребителей и одна спарка.[6][12][13] * Флаг Кубы Куба * Флаг Лаоса Лаос * Флаг Ливии Ливия * Флаг Мадагаскара Мадагаскар — После обретения независимости в 1975 году, на Мадагаскар начала поступать помощь из СССР и других стран коммунистического лагеря. В 1978 году, из КНДР поступило 8 МиГ-21ФЛ и два МиГ-21У, затем ещё три или четыре истребителя МиГ-21бис из СССР. В 1996 году мадагаскарские ВВС получили небольшую партию истребителей МиГ-21МФ/УМ из России, эти самолёты использовались недолго и в конце 90-х, были оставлены на хранении на аэродроме Ивато.[14][15][16] * Флаг Мали Мали — В 1986 году из СССР поступило 12 МиГ-21МФ и МиГ-21УМ. В 2005 году ещё три МиГ-21МФ были приобретены в Чехии. Самолёты базируются в Бамако.[14][15][17][18] * Флаг Монголии Монголия - В начале 1977 года ВВС Монголии получили 8 МиГ-21ПФ и 4 МиГ-21УМ. ВВС Монголии получили всего 44 машины этого типа в 1977-1984 * Флаг Мозамбика Мозамбик * Флаг Нигерии Нигерия — В 1975 году ВВС Нигерии получили из СССР 25 МиГ-21МФ и 6 МиГ-21УМ. В начале 90-х полёты истребителей были прекращены, из-за отсутствия материально-технической помощи которую осуществлял Советский Союз.[19][15] * Флаг Польши Польша — Первые МиГ-21Ф-13 Польские ВВС получили в 1961 году. Всего, к 1963 году было приобретено 25 истребителей прослуживших до 1973 года. За ними последовали МиГ-21 в следующих модификациях, в 1964—1965 годах МиГ-21ПФ (84 истребителя, сняты с вооружения в 1989 году), в 1965—1966 — учебно-тренировочные МиГ-21У (11 самолётов, сняты с вооружения в 1990 году), в 1966—1968 — МиГ-21ПФМ (132 истребителя, сняты с вооружения в 1989 году), в 1968—1972 — разведывательные МиГ-21Р (36 самолётов, сняты с вооружения в 1997 году), в 1969—1970 — учебно-тренировочные МиГ-21УС (12 самолётов, сняты с вооружения в 2003) и МиГ-21М (36 истребителей, сняты с вооружения в 2002 году), в 1971—1981 — МиГ-21УМ (54 самолёта, сняты с вооружения в 2003 году), в 1972—1975 — МиГ-21МФ (120 истребителей, сняты с вооружения в 2003 году), и с 1979 года в ВВС Польши начали поступать МиГ-21бис (72 истребителя, сняты с вооружения в 1999 году). В общей сложности Польша получила 582 МиГ-21 в шести боевых модификациях, трёх учебно тренировочных и одной разведывательной, которые стояли на вооружении 40 лет.[20] * Флаг Румынии Румыния * Флаг Сербии Сербия * Флаг Сирии Сирия * Флаг Танзании Танзания * Флаг Уганды Уганда * Флаг Украины Украина — МиГ-21 последних производственных серий, оставшиеся в республике после распада СССР. Сняты с вооружения в 90-х. * Флаг Финляндии - в 2000 году последние МИГ-21 были сняты с вооружения. * Флаг Чехословакии Чехословакия o Флаг Словакии Словакия o Флаг Чехии Чехия * Флаг Эфиопии Эфиопия * Флаг Югославии (1945-1991) Югославия — 25 декабря 1962 года ВВС Югославии начали получать МиГ-21, первым вариантом поступившим в Югославию стал МиГ-21Ф-13 (югославское обозначение L-12). Было поставлено 45 истребителей, последние самолёты этой модификации были сняты с вооружения в 1980 году. В дальнейшем ВВС получили 9 МиГ-21У (NL-12), начало поставок в 1965 году, 36 МиГ-21ПФМ (L-13) в 1968 году, 9 МиГ-21УС (NL-14) в 1969 году, 12 МиГ-21Р (L-14I) и 25 МиГ-21М (L-15) в 1970 году, а также 6 МиГ-21МФ в 1975 году. В 1977 году начали поступать МиГ-21бис и МиГ-21УМ, ВВС Югославии получили 100 истребителей и 35 учебно-тренировочных самолётов соответственно. После распада Югославии все МиГ-21, за исключением нескольких угнанных отошли Сербии.[21][22] o Флаг Сербии Сербия — После распада Югославии, большая часть её ВВС отошла Сербии, в их числе большое число МиГ-21Р, МиГ-21М, МиГ-21МФ, МиГ-21бис и МиГ-21УМ. Три десятка МиГ-21 были уничтожены во время войны 1999 года, а значительная часть оставшихся самолётов списана в 2000-х годах, но несколько МиГ-21М, МиГ-21бис и МиГ-21УМ всё ещё остаются на вооружении ВВС Сербии.[23] o Флаг Хорватии Хорватия — Первый МиГ-21 ВВС Хорватии, был угнан лётчиком ВВС Югославии, 4 февраля 1992 года капитан Данила Борович дезертировал и из Бихача в Пулу на своём МиГ-21бис. Ещё два МиГ-21бис были угнаны лётчиками-хорватами 15 мая. После заключения перемирия, хорваты приобрели в Германии примерно два десятка МиГ-21бис и четыре МиГ-21УМ. В 2003-2004 годах восемь МиГ-21бис и четыре МиГ-21УМ были модернизированы в Румынии, после этого истребители получили обозначения МиГ-21бисD и МиГ-21УМD (D – Doradien, доработанный) соответственно.[24] [править] Дополнительные факты МиГ-21, установленный в Новочеркасске в 1981 г. МиГ-21, установленный в Воронеже МиГ-21 состоял на вооружении и использовался в ВВС более чем 65 стран. Советскими летчиками за характерный внешний вид был прозван "Балалайкой". [25] До 1966 г. страны западного блока не имели никакого определенного представления об этом самолете, хотя чрезвычайно стремились завладеть им; 15 августа 1966 г. самолет был угнан в Израиль иракским летчиком Муниром Редфа. Это считается одной из самых успешных и выдающихся операций Моссада. Известен один МиГ-21, находящийся в частном владении: самолет принадлежит Реджинальду «Реджу» Финчу - бывшему пилоту авиакомпании Американ Эйрлайнс, который ранее служил в Канадских Королевских ВВС. Финч приобрел этот МиГ в конце 1990-х гг. и потратил три года, чтобы привести самолет в летное состояние. Этот МиГ-21УС постройки 1967 г. был импортирован в США из Венгрии в середине 1980-х гг. До того, как Финч стал его владельцем машина продолжительное время летала и испытывалась в школе пилотов-испытателей авиации ВМС в Patuxent River, шт.Мериленд в конце 1980-х - начале 1990-х гг.
|