Макдоннел-Дуглас F-15 «Игл» (англ. McDonnell Douglas F-15 Eagle) — американский всепогодный тактический истребитель четвёртого поколения. Предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Принят на вооружение в 1976 году.
Исследования по созданию истребителя F-15 начались в США в ноябре 1965 года, в сентябре 1968 года командование американских ВВС направило предложения фирмам о выдвижении конкурсных проектов. Перед американскими специалистами была поставлена задача разработки нового истребителя, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе и способный наносить удары по наземным целям. В 1969 году разработчиком F-15 стала фирма "Макдоннелл Дуглас ".
Экспериментальный образец F-15A был выпущен в июне 1972 года. Первый полет серийного самолета этого типа состоялся в сентябре 1974 года. Принят на вооружение в 1976 году.
Истребитель F-15 имеет малую нагрузку на крыло, двухдвигательную силовую установку и двухкилевое хвостовое оперение. Крыло самолета F-15 стреловидное, закрылки простые двухпозиционные, однако для выполнения маневра по крену используются элероны совместно со стабилизатором, при этом на сверхзвуковых скоростях элероны отключаются. Управление элеронами осуществляется с помощью обычных приводов и механических тяг, а рулями поворота и стабилизатором ‑ еще и электрическими приводами от системы повышения устойчивости. Конструкция воздухозаборников обеспечивает эффективную работу силовой установки на различных режимах, в том числе на больших углах атаки. Каждый из них имеет три створки с регулированием их углового положения и регулируемое окно перепуска воздуха.
С середины 1980 года начался выпуск истребителей F-15C (боевой) и D (учебно-боевой). В отличие от предыдущих модификаций эти самолеты имеют увеличенный (на 900 кг) запас топлива во внутренних баках и возможность оснащения двумя конформными баками "Фаст пэк " с общим запасом топлива 4500 кг, в которых может также размещаться дополнительная радиоэлектронная аппаратура.
Модификации F-15A Одноместный всепогодный истребитель завоевания превосходства в воздухе, построено 365 экземпляров для ВВС США и 19 истребителей для ВВС Израиля. F-15B Двухместный учебно-тренировочный вариант, до 1977 года обозначавшийся как TF-15A, построено 59 экземпляров для ВВС США и 2 самолёта для ВВС Израиля. F-15C Одноместный всепогодный истребитель завоевания превосходства в воздухе, строился с 1979 года по 3 ноября 1989 года на заводе в Сент-Луисе; имел усиленную конструкцию планера увеличенную ёмкость топливных баков, а также возможность крепления накладных баков к(под) корню консоли крыла и воздухозаборнику. Масса самолёта возросла на 363 кг. ВВС США было поставлено 408, ВВС Саудовской Аравии - 55 и ВВС Израиля - 24 самолёта. 2 самолёта было построено в варианте F-15J для ВВС Японии.
F-15 со стандартным ракетным вооружением — по 4 AIM-7 и AIM-9 F-15D Двухместный учебно-тренировочный вариант, построено 62 экземпляра для ВВС США, 19 для ВВС Саудовской Аравии и 2 самолёта для ВВС Израиля. 12 самолётов было построено в варианте F-15DJ для ВВС Японии. F-15J Одноместный всепогодный вариант истребителя для ВВС Японии, выпускался с 1982 года компанией Mitsubishi по лицензии. Констуктивно аналогичен истребителю F-15C, но имеет упрощённое оборудование РЭБ. Первый полёт в Японии F-15J совершил 26 августа 1981 года. Всего изготовлено вместе с двухместной модификацией 223 самолёта. Стоимость одного F-15J составляла $55,2 миллиона в 1990 году. F-15DJ Двухместный учебно-тренировочный вариант для ВВС Японии, выпускался компанией Mitsubishi по лицензии. F-15N Sea Eagle Модификация F-15N была предложена ВМС США в начале 1970х в качестве альтернативы палубному истребителю-перехватчику F-14 Tomcat. Вариант F-15N-PHX был вооружён ракетами «воздух-воздух» AIM-54 «Феникс». Палубный вариант имел складывающиеся консоли крыла, усиленное шасси и посадочный гак. F-15 AESA Модификация с радаром APG-79
F-15E
F-15E Strike Eagle Двухместный всепогодный многоцелевой истребитель (истребитель-бомбардировщик). F-15F Strike Eagle Проект одноместного истребителя-бомбардировщика на базе F-15E. F-15H Strike Eagle Экспортная модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Греции. F-15I Ra'am (Гром) Модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Израиля. F-15K Slam Eagle Модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Кореи. F-15S Strike Eagle Экспортная модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Саудовской Аравии. F-15SG Strike Eagle Модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Сингапура, ранее обозначенная как F-15T.
Экспериментальные самолёты
Самолёт НАСА F-15B Research Testbed, номер #836 (74-0141), с оборудованием Quiet Spike для исследования звукового барьера. F-15 Streak Eagle (72-0119) Облегчённый и неокрашенный вариант F-15A, установивший восемь мировых рекордов скороподъёмности между 16 января и 1 февраля 1975 года; был передан Национальному музею ВВС США в декабре 1980 года. F-15S/MTD (71-0290) Один TF-15A был преоборудован в экспериментальный самолёт КВВП, на котором в дальнейшем проводили исследования систем управления. Самолёт оснащался двигателями с изменяемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением. F-15 MANX Проект обозначения экспериментального самолёта F-15 без хвостового оперения, программа создания которого была закрыта. F-15 Flight Research Facility (71-0281 и 71-0287) Два F-15A были переданы исследовательскому центру НАСА в 1976 году. Самолёты использовались во множестве исследовательских программ, например, Highly Integrated Digital Electronic Control (HiDEC), Adaptive Engine Control System (ADECS), Self-Repairing and Self-Diagnostic Flight Control System (SRFCS) и Propulsion Controlled Aircraft System (PCA). Самолёт с серийным номером 71-0281 был возвращён ВВС и в 1983 был установлен в качестве памятника на АБ Лэнгли. F-15/ASAT Самолёт переоборудованный в качестве носителя противоспутниковой ракеты ASAT, первый пуск которой был произведён 21 января 1984 года. В конце 1980х программа была закрыта. F-15B Research Testbed (74-0141) Получен в 1993 году Исследовательским центром НАСА для проведения экспериментов. F-15SE Silent Eagle Истребитель-бомбардировщик созданный с использованием элементов технологии 5-го поколения.
F-15 Израильских ВВС
Тактико-технические характеристики (F-15C Eagle)
Технические характеристики Экипаж: 1 человек Длина: 19,44 м Размах крыла: 13 м Высота: 5,63 м Площадь крыла: 56,6 м² Угол стреловидности по передней кромке: 45o Профиль крыла: NACA 64A006.6 корень крыла, NACA 64A203 законцовка крыла Масса пустого: 12700 кг Масса снаряженного: 20240 кг (с 4 УР AIM-7 Sparrow) Максимальная взлетная масса: 30845 кг (с 3 ПТБ и двумя конформными баками) Масса топлива в подвесных баках: 5395 (2x2309) кг Масса топлива в конформных баках: 4422 кг Двигатели: 2× двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой (ТРДДФ) Pratt & Whitney F100-PW-100,-220,-229. тяга максимальная: 2× 6655 кгс (65,2 кН) тяга на форсаже: 2 × 10810 кгс (106,0 кН)- F100-PW-100 тяга максимальная: 2× 7910 кгс (77,62 кН) тяга на форсаже: 2 х 11335 кгс (111.2 кН) - F100-PW-220 2 х 13250 кгс (130 кН) - F100-PW-229
Лётные характеристики Максимальная скорость на большой высоте: 2650 км/ч (2,5+ Маха) Максимальная скорость на малой высоте: 1480 км/ч (1,2 Маха) Скорость захода на посадку: 232 км/ч Боевой радиус: 1967 км (без ПТБ, со стандартным вооружением) Перегоночная дальность: 5750 км (с тремя ПТБ и конформными баками) Практический потолок: 20000 м Скороподъёмность: 254 м/с Длина разбега: 274 м Длина пробега: 1067 м (без тормозного парашюта) Нагрузка на крыло: 358 кг/м² Тяговооружённость: 1,12 (для F100-220) Аэродинамическое качество самолёта: ~10 (для F-15A при 0,9 М)[6] Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9.0/-3.0
Вооружение Шестиствольная 20-мм пушка Дженерал Электрик М-61А1 «Вулкан», 940 снарядов УР AIM-9L/AIM-9M Sidewinder: 4 ракеты УР AIM-7F/AIM-7M Sparrow: 4 ракеты