Супермарин Спитфайр (англ. Supermarine Spitfire) — английский истребитель времён Второй мировой войны. По своей конструкции являлся одномоторным цельнометаллическим монопланом с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси. Различные модификации самолёта использовались в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, высотного истребителя, истребителя-бомбардировщика и самолёта-разведчика. Всего было построено 20 300 экземпляров, включая двухместные тренировочные машины. Часть машин оставалась в строю до середины 50-х годов.
Разработка
В феврале 1934 года, Реджинальд Митчел (Reginald Mitchell), авиаконструктор компании Супермарин, закончил работу над своим первым проектом истребителя Супермарин Тип 221. Самолёт должен был принять участие в конкурсе на новый скоростной истребитель для Британских королевских ВВС. По своей конструкции это был цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и неубирающимся шасси. Однако лётные характеристики не были очень впечатляющими. Самолёт развивал скорость лишь 367 км/час и поднимался на высоту 15000 футов (4575 м) за 9,5 минут. Победителем конкурса стал самолёт представленный компанией Глостер, который позднее поступил на службу в Королевские ВВС под названием «Гладиатор». Этот самолёт показал максимальную скорость в 390 км/час и смог подняться на высоту 15000 футов всего за 6,5 минут. Это дало возможность конструкторам Супермарин понять, что в целом прогрессивная конструкция моноплана все ещё проигрывает хорошо проработанному биплану.
В результате полученного урока Митчел сумел настоять на том, чтобы ему было позволено разработать новый, более лёгкий и лучше проработанный аэродинамически самолёт. В качестве энергетической установки, он решил использовать новый V-12 двигатель, мощностью 1000 лошадиных сил, который в дальнейшем получил название Мерлин. В этот момент этот двигатель ещё не выпускался серийно, а находился на испытаниях компании Роллс-Ройс в Дерби.
Новый истребитель совершил свой первый испытательный полёт 5 марта 1936 года, под управлением пилота Мата Саммерса (Mutt Summers). Во время испытательных полётов новый истребитель развил скорость в 562 км/час и поднялся на высоту 30000 футов (9145 метров) за 17 минут. Это сделало этот самолёт самым быстрым истребителем существовавшим на тот момент, кроме того он являлся одним из самых хорошо вооружённых, так как был разработан нести 8 пулемётов Браунинг калибра 7.7 мм.
Начало промышленного производства
Можно считать, что новому истребителю повезло с самого начала. Он появился именно тогда когда был по-настоящему необходим. В середине 30-х годов Германия спешными темпами реорганизовала свои ВВС и её основной истребитель Мессершмитт 109 находился на стадии предпромышленных испытаний. Для того, чтобы ответить на надвигающуюся угрозу, в июне 1936 года, Британское правительство подписало контракт на поставку 310 самолётов Спитфайр. Испытания нового самолёта не всегда проходили гладко, а порой, в результате технических неполадок, находились на грани срыва. Однако 27 июня 1936 года, флайт лейтенант Хью Эдвард-Джонс продемонстрировал самолёт перед большим скоплением публики и официальных лиц во время большого авиашоу организованного Королевскими ВВС в Хендоне.
Первый прототип закончил предварительные испытания в июле 1936 и был возвращен на завод в Эйстленде для доработки и модификации. На истребитель был установлен новый, модифицированный двигатель Мерлин, который развивал несколько большую мощность, а также в крылья были установлено 8 пулемётов.Технические данные прототипа Spitfire К.5054 Тип Одноместный истребитель-перехватчик Двигатель Rolls-Royce Merlin Type 2, мощностью 990 лс Вооружение Восемь пулемётов Browning калибра 7.7 мм Размах крыла 12.1 м Длина 9,17 м Вес при полной загрузке 2 446 кг Максимальная скорость 562 км/час Практический потолок 10 790 м
Одной из самых серьёзных проблем на начальном этапе было то, что вооружение нового истребителя не всегда устойчиво работало на большой высоте. Во время испытаний, все 8 пулемётов работали без перебоев на высоте до 1200 метров, однако, когда пришло время испытаний на больших высотах, отказы стали следовать один за другим. Одно из таких испытаний в марте 1937 на высоте 9744 метров над Северным морем едва не закончилось трагически. Во время испытательных стрельб один пулемёт выпустил 171 патрон, второй — 8, третий — 4, а остальные пять отказались стрелять совсем. Однако, когда самолёт вернулся на аэродром, удар при посадке освободил замёрзшие на высоте предохранители и все оставшиеся в магазинах патроны были выпущены в направлении заводских зданий. Лишь по счастливой случайности удалось избежать жертв.
В течение 18 месяцев инженеры Супермарин пытались решить эту проблему. Однако, когда в июле 1938 года первые промышленные образцы начали поступать в Королевские ВВС, вооружение все ещё работало не стабильно на больших высотах. Лишь в октябре 1938 года, проблему удалось преодолеть. С этого момента система обогрева вооружения стала устанавливаться на все промышленные образцы Spitfire.
Первой боевой частью, получившей на вооружение новый истребитель, стала 19-я Эскадрилья, располагавшаяся в Даксфорде. Это произошло спустя 22 месяца после полёта первого прототипа.
Модификации
Первый промышленный вариант Spitfire. Во многом идентичен прототипу, отличался от него лишь незначительными модификациями каркаса. Самолёт этого типа совершил свой первый полёт в мае 1939 года, и стал поступать в боевые части в августе-сентябре того же года. Всего было построено 1567 машин этого типа.
Дальнейшее развитие модели Mk.I, основным отличаем была установка нового двигателя Merlin 12. эти самолёты стали поступать в боевые эскадрильи в сентябре 1940 года.
Отличался от Mk.I некоторыми переработками в конструкции корпуса, а так же установкой убирающегося заднего шасси. Планировалось выпустить 1000 самолётов этого типа, однако эта модель не получила развития и промышленно не выпускалась из-за того, что к этому моменту была готова к промышленному производству более совершенная версия Mk.V. Единственный прототип использовался в дальнейшем в качестве в качестве летающей лаборатории при испытании нового двигателя Merlin 61.
Mk.VТехнические данные Spitfire Mk.VC Тип Одноместный истребитель-перехватчик Двигатель Rolls-Royce Merlin Type 45, мощностью 1470 лс Вооружение Четыре пушки Hispano Suiza калибра 20 мм Размах крыла 11.23 м Длина 9,12 м Высота 3,86 м Вес пустого 2 313 кг Вес при полной загрузке 3 078 кг Максимальная скорость 602 км/час Практический потолок 11 280 м Боевой радиус 756 км
Кабина истребителя "Спитфайр" Mk.VA и Mk.VB соответственно
Spitfire Mk.V стал результатом доработки базовой модели Mk.I, когда на каркас этого самолёта был установлен новый, более мощный двигатель Merlin 45 который давал максимальную мощность 1470 лс на высоте 2820 метров. Прототип самолёта поднялся в воздух в декабре 1940 года. Всего с конвейера сошло 6487 машин этого типа, и ещё 150 самолётов было произведено в результате переделки вариантов Mk.I и Mk.II. Самолёты модификации Mk.V выпускались в следующих вариантах: Mk.VA — имел на вооружении 8 пулемётов, располагавшихся по четыре в каждом крыле. Всего было вупущенно 94 таких самолётов; Mk.VB — вооружение было изменено на 2 20-мм пушки и 4 пулемёта. Построено 3911 самолёт; Mk.VC — вооружение составляло 4 20-мм пушки. 2467 машин. Ещё 15 машин были переделаны в самолёты разведчики из варианта Mk.VB. Для этого на них установили камеры и убрали вооружение.
Mk.V стал первым вариантом Spitfire на котором было установлено оборудование, позволяющему ему нести бомбовое вооружение, что позволило использовать его в качестве истребителя бомбардировщика.
Mk.VI
Высотный истребитель-перехватчик. Этот самолёт имел много сходства с моделью Mk.V, но отличался наличием специальной высотной кабины, в которой поддерживалось постоянное давление, а так же увеличенным размахом крыльев. Он оснащался двигателем Merlin 47, мощностью 1415 лс. Было построено лишь небольшое количество этих самолётов (около 100) и их поставки в Королевские ВВС начались в апреле 1942 года.
Mk.VII
С появлением новых двигателей Merlin 60-й серии, конструкторы Супермарин приступили к структурной переработке каркаса и корпуса Spitfire. В результате этих работ появились две модели самолёта — Mk.VII и Mk.VIII. Mk.VII был высотным истребителем-перехватчиком с кабиной постоянного давления. Эта модель самолёта стала поступать в Королевские ВВС с сентября 1943 года. Построено около 140 самолётов этой модификации.
Mk.VIII
Эта модель отличалась от Mk.VII только отсутствием высотной кабины. Использовался в качестве стандартного истребителя-перехватчика и истребителя-бомбардировщика. Впервые эта модель появилась в середине 1943 в истребительных частях находящихся на Ближнем востоке. Все истребители этого типа использовались эскадрильями Королевских ВВС расположенными за пределами Великобритании. Всего было построено 1658 самолётов этой модификации.
Mk.IX
Supermarine Spitfire Mk.IX
Пока шли работы над моделью Mk.VI в качестве промежуточной меры было решено установить новый двигатель на базу модели Mk.VC, и тем самым улучшить лётные характеристики самолёта в достаточно короткие сроки. На первые два прототипа были установлены двигатели Merlin 61, и они совершили первый полёт в начале 1942 года. Доработка самолёта позволила увеличить высоту полёта на 3050 метров и максимальную скорость на 113 км/час. Всего было выпущено 5656 самолётов в модификации Mk.IX и ещё 262 машины были переделаны из Mk.V.
Несмотря на то, что эта модель задумывалась как временная мера, необходимая для того, чтобы дать возможность сконструировать и испытать модели Mk.VII и Mk.VIII, самолёт выпускался до конца войны и в общей сложности стал самой массовой моделью Spitfire. Этот истребитель использовался так же в качестве истребителя-бомбардировщика и самолёта-разведчика.
Mk.X
Самолёт-разведчик. Во многом сходный с самолётами-разведчиками построенными на базе Mk.I, однако отличался от них наличием двигателей Merlin серии 61 и высотной кабины с постоянным давлением. Начал поступать в Королевские ВВС в мае 1944 года. Было построено небольшое количество этих машин.
Mk.XI
Mk.XI
Самолёт-разведчик, практически идентичный модели Mk.X, однако не имел кабины постоянного давления. Принят на вооружение в декабре 1942 года. Именно эта модель стала самой массовой моделью Spitfire, использовавшейся в качестве самолёта-разведчика.
Mk.XII
В начале 1940 года два прототипа Spitfire были заказаны для проведения испытаний новых двигателей Rolls-Royce Griffon. Испытания прошли успешно и было решено заказать 750 самолётов под общим названием Spitfire Mk.IV и именно под этим названием прототип самолёта совершил свой первый полёт 27 ноября 1941 года. Однако в начале следующего года, пока шли лётные испытания, было решено изменить обозначение на Mk.XX для того, чтобы избежать путаницы с уже существовавшим вариантом Spitfire Mk.I использовавшегося в качестве самолёта-разведчика и известного под обозначением PR Mk.IV. После установки на новый истребитель вооружения состоящего из шести автоматических пушек он наконец получил своё окончательное обозначение Mk.XII. Всего было построено 100 машин этого типа и они поступили в Королевские ВВС в 1943 году.
Mk.XVI
Эта модель была во многом схожа с модификацией MK.IX, но в качестве энергетической установки использовался изготовленный в США по лицензии двигатель Packard Merlin 266. Всего было изготовлено 1054 самолётов этой модификации. Отличительной особенностью самолётов этого типа были укороченные, «обрезанные» крылья, а так же устанавливаемое на самолётах поздних выпусков пушечное вооружение на внешних подвесках под крыльями.
Применение
Западная Европа, начальный период войны
На момент объявления Великобританией войны Германии в сентябре 1939 года, Королевские ВВС имели на вооружении в общей сложности 187 Spitfire. Эскадрильи № 19, 41, 54, 65, 66, 72,74, 602, 603 и 611 были полностью укомплектованы новыми машинами, а эскадрилья № 609 находилась на стадии перевооружения.
Spitfire впервые «вступили в бой» 6 сентября 1939 года во время так называемого Сражения у Баркинг Крик. Из-за неполадок в работе радара расположенного в Коневдоне, Эссекс, самолёты совершавшие полёты к западу от станции появились на экране радара как цели приближающиеся с восточного направления. Это было расценено как попытка германских самолётов атаковать Лондон. Операторы на станции наблюдения в Коневдоне сообщили о приближении с восточного направления 20 самолётов противника. Немедленно было поднято в воздух несколько эскадрилий истребителей, которые появившись на экранах радара, тоже были приняты за приближающиеся немецкие самолёты. Всё это было воспринято как попытка Люфтваффе организовать полномасштабную атаку на английскую столицу. Зенитные батареи открыли огонь по «двухмоторным немецким бомбардировщикам», а истребителям был отдан приказ атаковать противника незамедлительно. В течение некоторого времени эскадрильи Spitfire и Hurricane пытались атаковать друг друга, но находили в небе лишь свои самолёты. Это продолжалось до тех пор, пока у самолётов не закончилось горючее и они не были вынуждены вернуться на свои аэродромы, после этого ситуация прояснилась сама собой. Этот инцидент стоил Королевским ВВС трёх самолётов: два Hurricane были сбиты Spitfire и один Blenheim был уничтожен огнём зенитных батарей.
Впервые Spitfire встретили настоящего противника 16 октября 1939 года, когда истребители 602-й и 603-й эскадрилий были подняты для перехвата 9 Junkers 88 которые пытались атаковать боевые корабли Королевского ВМФ. Во время этого воздушного боя два немецких самолёта были сбиты, а ещё один получил серьёзные повреждения.
Однако по настоящему массовые встречи Spitfire с немецкими самолётами начались после 21 мая 1940 года, когда в результате быстрого продвижения немецких войск в Бельгии и Франции Люфтваффе стало размещать свои самолёты на территории оккупированных государств. Это сделало возможным широко применять истребительные эскадрильи с аэродромов в южной Англии. В течение следующих недель эскадрильи Spitfire и Hurricane осуществили большое количество боевых вылетов и сыграли особенно большую роль во время эвакуации войск союзников из Дюнкерка.
Самолёты-разведчики
Можно считать, что именно Spitfire стал основоположником передовых для своего времени методов ведения воздушной разведки. Незадолго до начала Второй мировой войны, молодой офицер Морис «Коротышка» Лонгботтом, направил руководству Королевских ВВС письмо, где излагал свои, во многом революционные, взгляды на ведения современной разведывательной воздушной войны. Он полагал, что для того, чтобы выполнять разведывательные миссии наиболее успешно, самолёты-разведчики должны быть практически неуязвимы для истребителей и зенитной артиллерии противника. Для этого, по его мнению, нужно было сделать упор на самолёты-разведчики обладающими недосягаемыми для противника скоростью и потолком полёта. Однако в начале эти предложения встретили достаточно прохладный прием от командования ВВС. Британская армия испытывала острую нехватку современных истребителей, и казалось совершенно невозможным выделить хотя бы несколько машин для этих целей.
Однако первые же недели войны сделали выводы Лонгботтома очевидными. Стоявшие в это время на вооружении разведывательных эскадрилий самолёты, явно не справлялись со своими задачами, и было решено выделить два самолёта Spitfire Mk.I для испытания их в качестве разведчиков. На оба самолёты были установлены по две камеры в крылья, на места где до этого располагалось вооружение и боевой комплект. Была несколько улучшена аэродинамика самолётов и это дало прирост скорости в 20 км/час.
Как только новые самолёты приступили к выполнению разведывательных полётов над Западной Германией и Рурской областью, стало очевидно их преимущество над выполнявшими ту же работу Blenheim. В отличие от других самолётов Spitfire не только избежал потерь, но даже не был замечен Германской ПВО.
В марте 1940 года была разработана модель «повышенной дальности» — PR IC, а в июле того же года PR IF — «особо большой дальности». Эти самолёты были способны достигать Берлина. 29 октября 1940 года один из этих самолётов произвёл фотосъёмку порта Штеттин на Балтийском море и вернулся на аэродром в южной Англии проведя в воздухе 5 часов 20 минут. Другими успешными миссиями стали съёмки Марселя на юге Франции и порта Трондхейм в Норвегии.
Битва за Британию
Mk.V
В начале июля 1940 года Истребительное Командование Королевских ВВС располагало 50 эскадрильями на вооружении которых стояли современные типы истребителей. 31 эскадрилья имела на вооружении Hurricane и 19 — Spitfire. Принято считать, что Битва за Британию началась с атак германских самолётов на конвои проходящие по проливу Ла-Манш. С течением времени воздушные бои над проливом становились всё более ожесточенными и через некоторое время немецкие самолёты стали предпринимать попытки «свободной охоты» над территорией южной Англии.
Однако эти действия были лишь прелюдией к основной компании, которую Люфтваффе начало 13 августа. В этот день немецкие самолёты начали массированные налёты на военно-морские базы в Портленде и Саутгемптоне, а так же на аэродромы расположенные в Детлинг и Истсерч. 7 сентября Люфтваффе переключилось на атаки на Лондон. В течение следующей недели подобные атаки были предприняты 3 раза, а 15 сентября, который теперь принято считать Днём Битвы за Британию, на Лондон было совершено сразу два массированных налёта.
В первой атаке приняли участие 21 истребитель-бомбардировщик Мессершмит 109 и 27 бомбардировщиков Dornier 17, которые сопровождали примерно 180 истребителей Мессершмит 109. Спустя два часа была предпринята ещё одна, гораздо более мощная атака в которой приняли участие 114 бомбардировщиков Dornier 17 и Heinkel 111 в сопровождении 450 Ме 109 и нескольких Ме 110. На этот момент 11-я Группа истребительного командования, которая была ответственна за оборону Лондона располагала 310 боеспособными истребителями, из них 218 Hurricane и 92 Spitfire Mk.I.
В этот день было уничтожено 55 немецких самолётов, подавляющее большинство в результате воздушных боёв. Королевские ВВС потеряли 8 Spitfire и 21 Hurricane. Spitfire несли потери в пропорции 4,2 сбитых самолёта на 100 боевых вылетов, в то время как Hurricane нес потери в пропорции 6,4 самолёта на 100 вылетов. Spitfire превосходил своего боевого товарища по многим показателям, и это давало ему приблизительно в полтора раза больше шансов выйти победителем в воздушной дуэли, по сравнению с Hurricane.
Несмотря на то, что реальные потери люфтваффе были значительно ниже официально заявленных англичанами 185 сбитых самолётов, именно воздушное сражение 15 сентября считается переломной точкой в Битве за Британию. Спустя всего два дня после этого Гитлер отдал приказ отложить на неопределённый срок операцию по вторжению на британские острова.
По сравнению со своим основным оппонентом во время Битвы за Британию, немецким истребителем Ме 109, Spitfire MK.I, был несколько быстрее в горизонтальном полёте на высотах до 15000 футов, и несколько медленнее на высотах выше 20 000 футов. Spitfire был маневреннее на всех высотах и скоростях полёта, однако Ме 109 быстрее набирал высоту и имел большую скорость пикирования. Во время воздушных боёв относительно близкие технические характеристики самолётов давали практически равные шансы на победу английским и немецким пилотам. Результаты дуэлей в основном зависели от выучки лётчиков, тактики применяемой истребительными эскадрильями, а так же от таких факторов, как: кто первый заметил противника, кто имел в этот момент преимущество в высоте и скорости, на чьей стороне было численное превосходство.
На заключительном этапе Битвы за Британию Королевские ВВС получили в свое распоряжение новую версию Spitfire — MK.II. Несмотря на то, что самолёт был оснащен более мощным двигателем Merlin 12, установка дополнительного оборудования сделала его более тяжелым и его лётные показатели практически не изменились.
Восточный фронт
Некоторое количество Spitfire было поставлено в СССР. Самолет нашёл применение в основном, в ПВО.