Консолидэйтед B-24 «Либерейтор» (англ. Consolidated B-24 Liberator) — тяжёлый бомбардировщик, разработан фирмой «Консолидейтед» (Consolidated). 30 марта 1939 г. был заключён контракт с Армией США. Опытный образец совершил первый полёт 29 декабря 1939 г. Обычный по конструкции фюзеляж имел высоту, позволявшую оборудовать бомбовый отсек с вертикальной укладкой до 3629 кг бомб. Во время нанесения бомбового удара при открытии люков створки по роликовым направляющим втягивались внутрь фюзеляжа. Такая конструкция имела меньшее лобовое сопротивление по сравнению с обычными бомболюками.
Самолёт имел трёхопорное убирающееся шасси с носовой стойкой, а силовая установка включала четыре двигателя Пратт-Уитни R-1830-33 Твин Восп (Pratt & Whitney R-1830-33 Twin Wasp). Самый массовый бомбардировщик в истории авиации. Активно использовался на европейском театре военных действий против Германии.История создания
Разработка B-24 началась по заказу военно воздушных сил США в 1938 году. Данная разработка входила в общую программу по расширению промышленного потенциала США для нужд ВВС. В январе 1939 года от ВВС был официально оформлен заказ (спецификация C-212) на создание проекта бомбардировщика, который бы превосходил B-17 по всем основным характеристикам: дальность и скорость полета, вооружение.
Контракт на создание прототипа был подписан в марте 1939, с обязательным условием, что прототип будет полностью готов еще до конца года. Создание прототипа было довольно просто на уровне концепции, однако на практике работы оказались трудоемкими.
В сравнении с уже существующим B-17 разрабатываемый самолет был короче и площадь крыльев меньше на 25%. В то же время длина крыла была больше. Вместо девяти-цилиндровых двигателей Врайт R-1820 на прототипе применялись четырнадцати-цилиндровые двигатели Пратт-Уитни R-1830 мощностью в 1000 лошадиных сил. Прототип имел взлетный вес 32 тонны, что являлось одним из лучших показателей своего времени. В разработке был применен ряд новых для американской авиапромышленности решений. В частности впервые применялось трех стоечное шасси, аэродинамическая схема Дэвиса (расположение крыльев аналогичное летающим лодкам). Характерной особенностью стало и наличие достаточно длинного хвоста самолета.
Стендовые испытания в аэродинамической трубе показали, что самолет обладает высокими летными характеристиками.
Готовый прототип, получивший маркировку XB-24 поднялся в воздух 29 декабря 1939 года. Вслед за ним,в 1940 году были изготовлены еще 7 самолетов уже под маркировкой YB-24. Это стало подготовкой к началу серийного производства.
Первоначальный заказ на серийные самолеты составлял 36 штук для ВВС США, 120 для французских ВВС и 164 для королевский воздушных сил (Британия). Почти все первые построенные самолеты были поставлены в Англию, включая и те машины, что не были переданы Франции в связи с ее капитуляцией в 1940 году.
Известное название «Либерейтор» изначально было дано англичанами, но оно так же прижилось и в Америке и позднее стало официальным именем данного типа самолетов.
Модификации самолета
Для ВВС США XB-24 (Модель 32)
Разработан в 1938 году, как улучшение B-17, по заказу ВВС США. Первый прототип будущего бомбардировщика B-24. Поднялся в воздух в декабре 1939 года. Всего изготовлен 1 экземпляр. YB-24/LB-30A
Предсерийная версия самолета. Шесть экземпляров под маркировкой LB-30A были отправлены в Англию. B-24
Предсерийная версия самолета на базе XB-24. По сравнению с прототипом внесен ряд незначительных изменений в конструкцию. Всего изготовлено семь экземпляров. В войска данные машины не поступали и использовались исключительно в испытательных целях B-24A/LB-30B
B-24A был первой серийной версией B-24. По сравнению с прототипом была несколько улучшена аэродинамика. Некоторые машины поставлялись в Англию под маркировкой (LB-30B). Всего изготовлено 38 B-24 для США, 20 LB-30B для Королевских Воздушных Сил. XB-24B
По причине того, что исходный прототип XB-24 не достигал положенной по проекту максимальной скорости, моторы Пратт и Уитней R-1830-33 мощностью 1000 лошадиных сил были заменены на R-1830-41 с турбо-нагнетателем, мощность которых составляла 1200 лошадиных сил. Данное изменение позволило увеличить максимальную скорость на 59 км/ч по сравнению с исходным вариантом. Всего изготовлен один прототип. B-24C
Является переделанным вариантом B-24A, использующим форсированные двигатели R-1830-41. Дополнительно были изменены обтекатели. Место заднего стрелка было улучшено путем установки новой турели с пулеметом калибра 12.7мм. Так же одна турель была добавлена в передней части фюзеляжа. Всего было переделано девять B-24A. B-24D
Первый тип B-24 выпущенный действительно крупной серией. Производился с 1940 года по 1942. На самолет устанавливались форсированные двигатели R-1830-43. Нижняя турельная установка была заменена на выносную турель шарового типа. Всего изготовлено 2696 экземпляров B-24D. B-24E
Незначительно измененная версия B-24D. Изменения коснулись в первую очередь двигателей: установлены движки модели R-1830-65. В отличии от B-24D нижняя турельная установка была утоплена в фюзеляже самолета. Данная модификация ВВС США применялась, преимущественно, для для тренировочных полетов и испытания различных технологических решений. Всего было изготовлен 801 экземпляр B-24E. XB-24F
Прототип изготовленный для проверки системы борьбы с обледенением. Переделке подверглась одна машина серии B-24D. B-24G
Установлена новая шаровая турельная установка. Три пулемета калибра 12.7 мм в носовой части самолета. Все машины данной серии были изготовлены в 1942 году. Всего произведено 25 штук. B-24G-1
Модификация отличалась установленной носовой турелью, вмонтированной вместо трех пулеметов. Всего произведено 405 самолетов. B-24H
Поскольку основным уязвимым местом B-24 была передняя полусфера самолет получил усиленную носовую турель Эмерсона вариант A-6. Компоновка самолета была несколько пересмотрена для обеспечения возможности установки требуемой турели. Задний стрелок получил лучший обзор за счет увеличения площади остекления. Так же была смещена позиция верхнего стрелка для уменьшения вероятности его поражения в ходе воздушного боя. Всего в конструкцию самолета внесено более пятидесяти изменений. Произведено 3100 B-24H. B-24J
В целом, модификация мало чем отличалась от B-24H. Изменения коснулись оборудования: установлен новый автопилот и новый бомбовый прицел. Всего выпущено 6678 экземпляров. XB-24K
Экспериментальный вариант самолет с внесенными изменениями в конструкцию фюзеляжа. Данный вариант обладал лучшей устойчивостью в полете, чем иные версия B-24. Однако изменение конструкции самолета было слишком дорого и требовало временных затрат, потому версия в серию не пошла. Всего был переделан 1 самолет из B-24D. B-24L
Несколько облегченная версия B-24J. Нижняя выносная шаровая турель заменена на вмонтированную в пол турель с двумя пулеметами калибра 12.7мм. Так же изменен тип задней турели: вместо A-6B устанавливалась M-6A.Некоторые поздние машины серии вообще не имели задней турели. Однако по прибытию в войска они устанавливались в полевых условиях силами технических служб. Всего изготовлено 1667 машин данной модификации. B-24M
Версия основанная на B-24L. Турель в хвосте самолета заменена на более легкую. За счет внесения некоторых незначительных изменений в конструкцию увеличен обзор для стрелков. Последняя крупносерийная модификация B-24. Изготовлено 2593 машин. XB-24N
Модификация B-24J с измененным хвостовым оперением. Так же установлены улучшенные варианты хвостовой и носовой турелей. Пока данная модификация самолета проходила все стадии разработки и сборки Вторая Мировая уже закончилась и в этом самолете отпала всякая необходимость. Изготовлен всего один опытный экземпляр. YB-24N
Предсерийная модификация XB-24N, предназначавшаяся для отработки различных технических вопросов. Всего построено 7 машин. XB-24P
Модифицированная версия B-24D, выпущенная специально для тестирования систем управления огнем. Переделке подвергся один B-24D. XB-24Q
Модификация B-24L, использующая для наведения хвостовых турелей радарную систему. Переделке подвергся один B-24L. XB-41
Поскольку на ранних этапах войны при проведении бомбардировок в глубине вражеской территории бомбардировщики не имели истребительного прикрытия, было решено провести испытания тяжело вооруженного самолета основной задачей которого являлось прикрытие групп бомбардировщиков. Данная модель B-24 вооружалась четырнадцатью пулеметами калибра 12.7мм. Машина было создана в 1942 году. Испытания начались в 1943 году. Их результаты оказались неутешительными, в результате чего все работы над проектом были сразу же свернуты. Всего был изготовлен 1 экземпляр на базе B-24D. C-87 «Либерэйтор Экспресс»
Транспортный вариант B-24 рас рассчитанный на перевозку двадцати пассажиров.
Были разработаны три модификации: ;C-87A: Установлены двигатели R-1830-45 вместо -43. Самолет предназначался для перевозки VIP пассажиров. Число мест в салоне:16; ;C-87B: Сильно вооруженный военный транспорт. Дальше уровня проекта данная модификация не пошла; ;C-87C: Американское официальное классификационное название модели RY-3. XC-109/C-109
Летающий танкер со специальным оборудованием для предотвращения воспламенения топлива. XF-7
Разведывательная модификация самолета. Самолет оснащался фотоаппаратурой (три камеры в носовой части самолета, три - в бомбовом отсеке). Базовой моделью являлся B-24J. F-7B
Разведывательная модификация самолета. Самолет оснащался фотоаппаратурой (шесть камер в бомбовом отсеке). Базовой моделью являлся B-24J. BQ-8
Модификация на базе B-24D, B-24J. Самолет представлял собой радиоуправляемую летающую бомбу. Разрабатывался для атак на острова Японии.
Для ВМС США PB4Y-1
B-24D с отличной от базового варианта носовой турелью. Эта же маркировка в дальнейшем применялась и в отношении всех машин на базе G, J, L и M вариантов, сделанных для ВМС. PB4Y-1P
Самолет фоторазведки. Переделанный вариант PB4Y-1. PB4Y-2 Privateer
Патрульный бомбардировщик дальнего радиуса действия. P5Y
Двухмоторная патрульная версия PB4Y-1. Создан только проект. Ни одного самолета данной модификации так и не построили. RY-1
Морской вариант C-87A. RY-2
Морской вариант C-87. RY-3
Транспортный вариант PB4Y-2.
Эксплуатанты
Поставлялся в следующие страны: Австралия Бразилия Китайская Республика Чехословакия Индия Италия Нидерланды Новая Зеландия Польша Португалия СССР Турция Великобритания США Германия. Незначительное число трофейных машин использовалось в Люфтваффе.
Тактико-технические характеристики (B-24J)
Технические характеристики Экипаж: 7-10 человек Длина: 20,6 м Размах крыла: 33,5 м Высота: 5,5 м Площадь крыла: 97,4 м² Коэффициент удлинения крыла: 11,55 Масса пустого: 16 590 кг Масса снаряжённого: 25 000 кг Максимальная взлётная масса: 29 500 кг Двигатели: 4× радиальных с турбонаддувом Pratt & Whitney R-1830 мощностью 1200 л.с. (900 кВт) каждый Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0406 Эквивалентная площадь сопротивления: 3,95 м²
Лётные характеристики
B-24M-1FO (44-50443), над Германией 19 марта 1945 г. Максимальная скорость: 470 км/ч Крейсерская скорость: 346 км/ч Посадочная скорость: 153 км/ч Боевой радиус: 3 400 км Перегоночная дальность: 6 000 км Практический потолок: 8 500 м Скороподъёмность: 5,2 м/с Нагрузка на крыло: 256 кг/м² Тяговооружённость: 144 Вт/кг Аэродинамическое качество самолёта: 12,9
Вооружение Пулемётное вооружение: 10× 12,7 мм (.50 дюймовых) пулемётов Browning M2 Бомбовая нагрузка: до 643 км (˜400 миль): 3600 кг до 1287 км (˜800 миль): 2300 кг до 1931 км (˜1200 миль): 1200 кг
B-24 в играх
Самолет В-24 был разработан для игры "Ил-2: штурмовик 1946", уровень проработки средний.