Ту-128 (по кодификации НАТО: Fiddler — «Скрипач (уличный)») — советский двухместный барражирующий перехватчик дальнего радиуса действия.История создания В 1955 году Советской противовоздушной обороне понадобились перехватчики дальнего действия для обороны обширной территории Советского Союза. Ввиду огромного воздушного пространства даже с более развитой экономикой было бы невозможно обеспечить полную наземную противовоздушную оборону. Для того, чтобы предоставить необходимую дальность, возможность нести мощный радар и ракеты типа воздух-воздух, Туполев разработал самолет, похожий на бомбардировщик Ту-105 (Ту-22). Разработанный Ту-102 впервые взлетел в 1959 и получил название Ту-28П, серийный выпуск начался в 1963. Он был заменён окончательным Ту-128. Барражирующий перехватчик Ту-128 основан на неудачном сверхзвуковом бомбардировщике Ту-98, у которого были широкие низкорасположенные стреловидные крылья, несущие главные шасси во встроенных крыльевых отсеках и низкорасположенные стабилизаторы. Два турбореактивных двигателя АЛ-7Ф-2 были расположены в фюзеляже. В отличие от Ту-22, у него не было внутреннего оружейного отсека. Вооружение закреплялось на крыльевых пилонах, а фюзеляж использовался для громадных топливных баков. Ту-28П имел две разделённые кабины для двух человек, располагавшихся друг за другом. Как предполагали западные специалисты у Ту-102 был большой встроенный радар, но выпуклость на днище самолёта на самом деле включала испытательное оборудование. У Ту-28П был большой носовой обтекатель для теплорадиолокационной системы управления ракетным вооружением «Смерч-100», с радиусом обнаружения примерно 50 километров и захватом цели в 40 километрах. Благодаря большой дальности обнаружения бортовой РЛС не требовался точный вывод самолета на цель с помощью наземной системы наведения, он мог перехватывать цель и самостоятельно. При автономных действиях требовались лишь отдельные данные о положении воздушных целей. Это позволяло применять его в районах, где не было систем автоматизированного наведения. Позже он часто летал в группе с самолётом ДРЛО Ту-126. Как чистый перехватчик, у Ту-28П почти не было систем РЭБ или защитного оборудования, а также системы предупреждения о радиолокационном облучении, как у меньших перехватчиков Сухого. Ту-28 был чистым перехватчиком с большой нагрузкой на крыло, простым оборудованием и плохим обзором, высокой массой, и скромной маневренностью. Самолёт предназначался для перехвата бомбардировщиков НАТО, таких, как B-52, а не для воздушного боя с меньшими самолётами. Вооружением Ту-28 являлись четыре ракеты воздух-воздух КБ Биносвата Р-4/К-80. Обычной конфигурацией вооружения были две Р-4Р с полуактивным радарным наведением на внешних пилонах и две Р-4Т с инфракрасным наведениена внутренних. Комплекс Ту-128 был модернизирован в 70-ые годы и принят на вооружение с ракетами Р-4РМ и Р-4ТМ. 12 декабря 1963 г. приказом министра обороны №00134 закрепляеться наименование для авиационного ракетного комплекса перехвата (АРКП) как Ту-128С-4, в составе: Ту-128 — самолёт Р-4Р и Р-4Т — ракеты класса «воздух-воздух» БРЛС РП-С "Смерч" Выпуск Ту-128 закончился в 1970 году. Всего было построено 188 самолётов. Также в 1971 году было выпущено 10 учебных самолётов и 4 были переоборудованы из истребителей, названных ТУ-128УТ с дополнительной передней кабиной на месте радара. Улучшенные проекты, названные конструкторским бюро Ту-138 и Ту-148 развития не получили. [править] Конструкция [править] Технические характеристики Экипаж: 2 человека: командир корабля штурман-оператор Размах крыла: 17,53 м Длина: 30,06 м Высота: 7,15 м Площадь крыла: 96,94 м² Масса: пустого самолета: 24 500 кг нормальная взлетная: 40 000 кг максимальная взлетная: 43 700 кг Масса топлива: 13000 кг Двигатели:: 2× ТРД АЛ-7Ф-2 ОКБ А.М. Люльки Тяга, кгс: 2× 10100 [править] Лётные характеристики Скорость: максимальная с 4 ракетами, км/ч: 1655 максимальная без нагрузки, км/ч: 1910 Практическая дальность, км: 2565 Практический потолок, м: 15 600 [править] Вооружение Ракетное вооружение: четыри ракеты класса «воздух — воздух» на внешней подвеске к консолям крыла Р-4Р — 2 единицы с полуактивными радиолокационными головками самонаведения на наружных пусковых устройствах Р-4Т — 2 единицы с тепловыми головками самонаведения на внутренних пусковых устройствах [править] История боевого применения Прототип Ту-128 Единственной боевой операцией Ту-28, преданной огласке, было уничтожение разведывательных зондов НАТО, но, возможно, есть и другие операции, которые никогда не будут раскрыты. Есть подробности в музее 64-го ИАП (2-я эскадрилья, г. Омск), когда в 1975 г. лётчики этого полка на истребителях Ту-128 сбили над Казахстаном американский АДА (автоматический дрейфующий аэростат). Две трети всех выпущенных самолётов оставались на службе в 1980-е. Производство Ту-128 со временем было прекращено под натиском более новых самолётов, таких как МиГ-31, хотя несколько были оставлены вплоть до 1992 года. [править] Варианты Ту-102 — прототип, построен всего один. Ту-28П — первый серийный вариант. опытный перехватчик "128" — первый полёт 18 марта 1961 года Ту-128М — модернизированный самолет с расширенными возможностями по перехвату маловысотных целей Ту-128УТ — учебный вариант с дополнительной передней кабиной на месте радара. 10 было построено и 4 переделаны из истребителей. Ту-138 — улучшенный вариант, разработка заморожена. Ту-148 — улучшенный вариант, разработка заморожена.
|