Ту-16 (по кодификации НАТО: Badger — «Барсук») — советский двухмоторный реактивный дальний ракетоносец-бомбардировщик. Выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолёт — заправщик, самолет РЭБ и др. Серийно выпускался с 1953 по 1963 год тремя авиационными заводами.Состоял на вооружении СССР, России и государств СНГ на протяжении около 50 лет. Также состоял на вооружении Египта, Ирака и Индонезии. Производился под названием Xian H-6 в Китайской Народной Республике. За время производства было создано более полутора тысяч самолётов Ту-16.История Первым советским послевоенным дальним бомбардировщиком стал Ту-4, поршневой четырехмоторный самолет — копия американского B-29 Superfortress. Но уже во второй половине 40-х годов было ясно, что будущее дальней бомбардировочной авиации за самолетами с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями. Это подтвердили и итоги Корейской войны, показавшие сложность прорыва мощной эшелонированной ПВО тихоходными, хоть и хорошо вооруженными B-29. Кроме того, советскому военно-морскому флоту требовался самолёт, который мог бы служить эффективным средством сдерживания против превосходящих надводных сил западных флотов. Технические задания на создание самолета с рабочей дальностью около 3000 км, околозвуковой крейсерской скоростью и бомбовой нагрузкой три — семь тонн были готовы в 1948 году, но разработке мешало отсутствие в то время подходящего двигателя. Ту-16 в Монино Конструкторское бюро Туполева в это время разрабатывает ряд экспериментальных моделей, послуживших прототипами Ту-16. В их числе следует упомянуть модель «82» — первый фронтовой бомбардировщик со стреловидным крылом и двумя реактивными двигателями. Модель «82» не пошла в серию из-за того, что на вооружение был принят Ил-28 конкурирующего конструкторского бюро Ильюшина. Однако наработки, сделанные при создании модели «82» в дальнейшем использовались при разработке фронтового бомбардировщика Ту-22. Непосредственным предшественником Ту-16 была модель «86», разработка которой была начата в конце 1948 года, построенная к лету 1949 года. Самолёт обеспечивал дальность полета с 2 тоннами бомб до 4000 км, максимальную скорость на высоте 6000 м — 980 км/ч, практический потолок — 13400 м. Однако 29 августа 1949 года СССР провёл испытания ядерной бомбы РДС-1 и начал подготовку к серийному производству бомбы РДС-3. Вновь создаваемые дальние бомбардировщики должны были быть в состоянии доставить к цели это изделие с учетом того, что его вес превышал пять тонн. Кроме того, ядерный боеприпас требует для своего размещения подогреваемого бомболюка, а в конструкции самолета должны быть приняты меры по защите от воздействия поражающих факторов ядерного оружия. Военной авиации отныне требовался не просто дальний бомбардировщик, способный летать в два раза быстрее Ту-4, а самолет, способный доставить ядерную бомбу на дальности, доступные Ту-4. Исследования конструкторского бюро Туполева, проведенные при работах по проекту «86», показали, что полноценный скоростной дальний реактивный носитель ядерного оружия может быть получен увеличением массо-габаритных параметров самолета и тяги двигателей в 1,5-2 раза. Именно это решение и привело к появлению проекта «88», разрабатывавшегося поначалу в инициативном порядке. Такие конструктивные решения проекта «86», как общая компоновка фюзеляжа, состав и расположение экипажа и оборонительного вооружения переносятся в проект «88», ставший самолетом Ту-16. Эскизный проект самолета окончательно утверждается 5 июля 1951 года. Конструкция нового самолета включала ряд черт, придавших Ту-16 очень характерный внешний вид и сделавших его одним из самых красивых и узнаваемых самолетов мира — «утопленные» в фюзеляж гондолы двигателей, большая стреловидность хвостового оперения, легкая и прочная конструкция крыла большого удлинения. Одним из успехов советской конструкторской мысли являлось крыло Ту-16. Два лонжерона, верхняя и нижние панели крыла образовывали основной силовой элемент конструкции — жесткий кессон. На американских бомбардировщиках схожего класса и времени создания B-47 и B-52 крыло выполнялось гибким, благодаря чему происходило демпфирование вертикальных порывов воздуха за счет значительных деформаций крыла. Жесткое и относительно более тяжелое крыло Ту-16 в полете деформировалось мало, что значительно повысило его живучесть, особенно с точки зрения усталостных нагрузок. На крыльях B-47 и B-52 постоянно возникали трещины, что приводило к остановкам парка самолетов, необходимости доработки и усиления конструкции. Можно с уверенностью сказать, что раннее снятие с эксплуатации B-47 во многом определилось «слабым» крылом. После ряда доработок, связанных с необходимостью облегчить самолет и одновременно обеспечить ему защиту от поражающих факторов ядерного взрыва, Ту-16 был принят на вооружение в мае 1953 года. Первый серийный самолет сошёл со стапелей в Казани 29 октября 1953. В общей сложности серийное производство Ту-16 происходило на трех заводах с 1953 до конца 1963: на Казанском авиазаводе было выпущено 800 машин, на Куйбышевском авиазаводе № 1 — 543 (в 1954-1960) и на Воронежском — 166. В дальнейшем самолёт претерпел десятки доработок и переоснащённый новыми видами вооружений и радиоэлектронного оборудования. В России он был окончательно снят с вооружения в начале 90-х годов, став одним из самых долгоживущих боевых самолетов в истории, и, безусловно, шедевром авиационной конструкторской мысли. Китайский вариант Ту-16 до сих пор стоит на вооружении. [править] Боевое применение Разведывательный Ту-16 в сопровождении истребителя F-4 ВМС США. Тихий океан, 1963 год На протяжении десятилетий Ту-16 оставался основным самолётом в авиационной компоненте сил стратегического сдерживания СССР. Ту-16 морской авиации выполняли задачи слежения и сопровождения авианосных ударных групп США во всем Северном полушарии. Иногда эти полёты приводили к авариям и катастрофам. Так, 25 мая 1968 года на глазах у моряков авианосца «Эссекс» погиб самолёт-разведчик Северного флота в Норвежском море. 26 июля 1980 года пара разведчиков Тихоокеанского флота потеряла один из самолётов при невыясненных обстоятельствах, не исключающих пуск ракеты, во время слежения за американским авианосцем в Японском море[1]. Во время Шестидневной войны 1967 года израильские ВВС, благодаря использованию фактора внезапности, уничтожили на аэродромах 30 Ту-16 египетских ВВС, а один иракский бомбардировщик был сбит над территорией Израиля. Самолёты египтян находились на открытых стоянках и уничтожались израильтянами напалмовыми и кассетными бомбами во время пролёта вдоль рулёжной полосы. После этого вся советская военная авиация начала переводиться на капонирные стоянки. В арабо-израильской войне 1973 года египетские Ту-16 приняи ограниченное участие, выпустив в общей сложности 25 ракет КСР-2 и КСР-11, из которых своих целей достигли лишь 5. По израильским данным, один Ту-16 был сбит. Бомбардировщики Ту-16 принимали также участие в ирано-иракской войне, базируясь на авиабазу Аль-Валид возле сирийской границы и периодически участвуя в налётах на иранские города. Во время Афганской войны Ту-16 неоднократно применялись для бомбардировки территории Афганистана. В апреле 1984 года самолеты 200-го тяжелобомбардировочного полка участвовали в панджшерской операции по подавлению группировки муджахедов Ахмад Шаха Масуда. Вместе с бомбардировщиками Ту-22М и фронтовой авиацией 40-й армии они создали невиданную в истории плотность авиации над Панджшерской долиной — обзорный радиолокатор Баграмского аэродрома, предназначенный для сопровождения 100 целей одновременно, «захлёбывался» от перегрузки. Основным вооружением Ту-16 во время этой операции были фугасные бомбы ОФАБ-250. Летом 1986 года перед Дальней авиацией была поставлена задача подавлять опорные пункты моджахедов, расположенные в пещерах. Бомбометание обычными калибрами не приносило результатов, так как пещеры были выдолблены в камне и бетонированы. Было принято решение использовать самые тяжёлые из серийных обычных авиабомб — ФАБ-9000, аналог британской Grand Slam. К тому времени единственным самолётом советских ВВС, который мог нести ФАБ-9000, был Ту-16. Задачу поставили перед 251-м тяжелобомбардировочным полком из Белой Церкви. Бомбометание тяжёлыми фугасами по склонам дало впечатляющий эффект: сход сотен тонн камней хоронил устья пещер и подходы к ним, на дно ущелий валились карнизы, немногочисленные дороги и тропы упирались в нагромождения скальных глыб, и на поиск обходных путей противнику приходилось тратить недели. [править] Модификации Ту-16 в Техническом музее в Тольятти Ту-16 (Badger A) Средний бомбардировщик, первая серийная модификация. Ту-16А Стратегический бомбардировщик — носитель ядерного оружия. Самая массовая модификация — построено 453 машины. Ту-16В Стратегический бомбардировщик. Построенный в трех экземплярах самолёт — носитель водородной бомбы, аналогичной взорванному 30 октября 1961 года на Новой Земле сверхмощному устройству («Царь-бомба», «Кузькина мать»). Ту-16Б Средний бомбардировщик, модификация с двигателями М-16-15 (РД16-15). Ту-16К-10 (Badger C) Дальний бомбардировщик-ракетоносец под ракеты К-10C. Ту-16К-11-16 (Badger G) Дальний бомбардировщик-ракетоносец под ракеты КСР-11 и КСР-2. Ту-16К-26 (Badger G(mod)) Дальний бомбардировщик-ракетоносец под ракеты КСР-5 . Ту-16К-10-26 (Badger С(mod)) Дальний бомбардировщик-ракетоносец под ракеты КСР-5 и К-10C . Ту-16КС (Badger Дальний бомбардировщик-ракетоносец под ракеты КС-1 «Комета». Около 40 самолетов этого варианта были поставлены в Индонезию и Египет. Ту-16КСР Дальний бомбардировщик-ракетоносец под ракеты КСР и КСР-2. Ту-16П «Ёлка» (Badger H) Самолёт РЭБ. Ту-16П «Букет» (Badger J) Самолёт РЭБ. Ту-16Е (Badger K) Самолёт РЭБ. Ту-16-3 Самолёт-заправщик (крыльевой метод дозаправки). Ту-16Н Самолёт-заправщик методом шланг — конус. Ту-16С Морской поисково-спасательный самолёт-носитель. Ту-16Г Почтовый самолёт, использовался также как учебный для экипажей «Аэрофлота» Ту-16КРМ Самолёт-носитель беспилотных мишеней Ту-16Т Торпедоносец Ту-16РМ Морской разведчик-целеуказатель Ту-16Р Дальний разведчик Ту-16 «Циклон» Разведчик погоды Xian H-6 Китайский бомбардировщик средней дальности Xian H-6A Китайский стратегический бомбардировщик — носитель ядерного оружия Xian H-6-IV Китайский морской бомбардировщик — ракетоносец под ракеты C-601 Silkworm. [править] На вооружении СССР Россия — Большая часть Ту-16 после распада СССР осталась в России, но уже к 1993 году бомбардировщики этого типа были сняты с вооружения. [править] Экспорт Египет Индонезия Ирак КНР [править] Страны бывшего СССР бомбардировщики Ту-16 остались в следующих странах образовавшихся после распада СССР: Азербайджан — Сняты с вооружения в середине 90-х Армения — Сняты с вооружения в середине 90-х Белоруссия — Сняты с вооружения в середине 90-х Грузия — Сняты с вооружения в середине 90-х Украина — Сняты с вооружения в середине 90-х [править] Тактико-технические характеристики Ту-16 (первоначальная конфигурация) [править] Технические характеристики Экипаж: 6 человек: командир корабля второй пилот штурман-навигатор штурман-оператор воздушный стрелок-радист (ВСР) командир огневых установок (КОУ) Размах крыла: 33,0 м Длина: 34,8 м Высота: 10,4 м Площадь крыла: 164,65 м² Масса: пустого самолета: 37 200 кг нормальная взлетная: 72 000 кг максимальная взлетная: 79 000 кг Масса топлива: 36000 кг Двигатели:: 2× ТРД Микулина РД-3М или РД-3М-500 Тяга: 2× 9650 (чрезвычайный режим 2х 10650) кгс [править] Лётные характеристики Скорость: максимальная: 1050 км/ч крейсерская: 850 км/ч Перегоночная дальность, км: 7200 Дальность полета, км: 5925 Боевой радиус: 3150 км Практический потолок: 12 800 м Нагрузка на крыло: 460 кг/м² Тяговооружённость: 0,24 [править] Вооружение Пушечное: 7× 23-мм пушек АМ-23 (три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части). Ту-16-К-10 — 6 пушек АМ-23 (три спаренные башенные установки с дистанционным управлением). Бомбовая нагрузка: 9000 кг в отсеке оружия (возможность нести ФАБ-9000 или ядерную бомбу) Ракетное вооружение: одна ракета «воздух — поверхность» под фюзеляжем в полуутопленном (в бомболюке) положении, две ракеты на внешней подвеске под плоскостями. Ракетные боеголовки как обычного типа, так и ядерные.
|