Ил-102 — советский экспериментальный штурмовик. История
Разрабатывался в КБ Ильюшина с 70-х годов прошлого века под руководством Г. В. Новожилова. Является глубокой переработкой Ил-40. Самолёт строился с мая 1980 по январь 1982, а свой первый полёт совершил 25 сентября 1982 года. Испытания проводили заслуженные лётчики-испытатели С. Г. Близнюк (герой Советского Союза с 1990 г.) и В. С. Белоусов, выполнив в 1982—1984 гг. около 250 полётов. В 1984 г. самолёт был передан на консервацию, однако в 1986 тему попытались возродить, в результате к 29 декабря 1987 г. (дата последнего полёта) общее количество полётов достигло 367, а налёт составил около 249 часов[1]. Самолёт сконструирован по нормальной аэродинамической схеме. Хорошо прошёл лётные испытания, но в серию по ряду причин запущен не был. Самолёт экспонировался на выставке «Мосаэрошоу-92». В 2005 году машина, до этого находившаяся на хранении на территории ЛИИ, была покрашена и установлена на постамент (Координаты: 55°34′41.92″ с. ш. 38°07′42″ в. д. (G)55°34′41.92″ с. ш. 38°07′42″ в. д. (G)) на Аллее героев у музея ЛИИ им. Громова, где и находится в настоящий момент вместе с памятниками МиГ-23УБ, Су-17УМ3, Як-38У .
Кабина Ил-102
Тактико-технические характеристики
Источник данных: «Уголок неба»
Основные характеристики Экипаж: 2 (пилот и стрелок) Длина: 17,75 м Размах крыла: 16,9 м Высота: 5,08 м Площадь крыла: 63,5 м² Масса пустого: 13 000 кг Масса снаряжённого: 14 300 кг (расч.) Нормальная взлётная масса: 18 000 кг Максимальная взлётная масса: 22 000 кг Масса топлива во внутренних баках: 3 700 кг Объём ПТБ: 1 930 л Силовая установка: 2 × ТРДД РД-33И Тяга: 2 × 5 320 кгс (52 кН)
Лётные характеристики Максимальная скорость: 950 км/ч Боевой радиус: 250—300 км Практическая дальность: 1 000 км на большой скорости: 750—800 км Перегоночная дальность: 3 000 км Практический потолок: 10 000 м Нагрузка на крыло: 283 кг/м² Тяговооружённость: 0,58
Кормовая стрелковая установка.
Вооружение Стрелково-пушечное: 1 × 30 мм пушка 9А-4071К (500 снарядов) поворотная в вертикальной плоскости, сдвоенная 2 × 23-мм пушки ГШ-2-23 (60 снарядов, 2400-3200 выстр/мин) в подвижной установке в хвосте Точки подвески: 16 (включая 6 отсеков в крыле для бомб до 250 кг) Боевая нагрузка: 7 200 кг Управляемые ракеты: УР воздух-воздух: Р-60М, Р-73 УР воздух-земля: Х-23, Х-25, Х-29, Х-58 Неуправляемые ракеты: всех калибров Бомбы: свободнопадающие и корректируемые, до 500 кг Пушечные контейнеры: УАК-23-250, СППУ-1-23