Ил-10 — штурмовик заключительного периода Великой Отечественной войны конструкции КБ Ильюшина. Создан в 1944 году путём глубокой модернизации самолёта Ил-2, боевые действия начал 16 апреля 1945.Серийное производство Ил-10 было организовано на трёх авиазаводах: №1, №18 и №64. Серийное производство продолжалось пять лет. Всего выпущено 4600 боевых Ил-10 и 280 учебно-тренировочных УИл-10.
В 1951 году основываясь на боевом опыте, приобретенном в ходе Корейской войны, было решено возобновить производство улучшенной модификации штурмовика Ильюшина, получившей обозначение Ил-10М. Первый полёт Ил-10М состоялся 2 июля 1951 года. От своего предшественника Ил-10М отличался незначительно увеличенными длиной фюзеляжа и размахом крыла, большей площадью управляемых поверхностей, наличием киля в хвостовой части фюзеляжа, и более тонким профилем крыла для улучшения пилотажных качеств машины. Бронирование сохранено как у Ил-10, установлено новое лобовое бронестекло К-5 толщиной 64 мм. В консолях крыла установили четыре более совершенные пушки НР-23. Масса полезной нагрузки – как у предшественника. Установлено более совершенное навигационное оборудование. Общее число выпущенных Ил-10М составило 146 штук. С января 1955 года прекращено производство, а с весны 1956 года Ил-10М снят с вооружения в связи со сменой приоритетов в пользу истребителей-бомбардировщиков.
С конца декабря 1951 года по 1955 год Ил-10 производился по лицензии на заводе «Авиа» в Соковице (Чехословакия) под наименованием В-33. В 1953-54 годах чешские штурмовики поставлялись в Польшу, Венгрию, Румынию и Болгарию. В-33 были вооружены четырьмя пушками НС-23РМ с боекомплектом 150 патронов на ствол. Всего в Чехословакии построено 1200 самолётов В-33.Тактико-технические характеристики
Ил-10 Дважды ГСС Алексеенко Владимир Аврамович.
Ил-10 в польском авиационном музее. Технические характеристики Экипаж: 2 человека Длина: 11,12 м Размах крыла: 13,40 м Высота: 4,18 м Площадь крыла: 30 м² Профиль крыла: НАСА-0018 корень крыла, НАСА-4410 законцовка крыла Масса пустого: 4 650 кг Масса снаряженного: 6 300 кг Максимальная взлетная масса: 6 537 кг Запас топлива: 730 л Двигатели: 1× жидкостного охлаждения V-12 АМ-42 мощностью 1770 л.с. (1320 кВт); взлётная 2000 л.с. Воздушный винт: АВ-5л-24 диаметром 3,6 м
Лётные характеристики Максимальная скорость: у земли: 507 км/ч на высоте: 551 км/ч на высоте 2300 м Крейсерская скорость: 436 км/ч Посадочная скорость: 148 км/ч Боевой радиус: 1 520 км Практическая дальность: 800 км Перегоночная дальность: 2 460 км Практический потолок: 7 250 м Скороподъёмность: 10,42 м/с Время набора высоты: 1000 м за 1,6 минуты, 3000 м за 5,0 минут Длина разбега: 475 м Длина пробега: 460 м Нагрузка на крыло: 210 кг/м² Тяговооружённость: 236 Вт/кг (3,15 кг/л.с.) Максимальная эксплуатационная перегрузка: +8,28
Вооружение Пулемётно-пушечное: 2× 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23КМ установленные на крыле, 150 патронов на ствол 2× 7,62-мм пулемета ШКАС, 1500 патронов 1× 20-мм пушка УБ-20 или 12,7 пулемет УБС у стрелка, 190 патронов на ствол Боевая нагрузка: до 600 кг различного вооружения: Ракеты: 8× РС-82 или РС-132 В бомбоотсеке: 144× ПТАБ-2,5-1,5 (230 кг) или 136× АО-2,5 с.ч. (сталистый чугун)(400 кг) или 182× АО-2,5-2 (из 45-мм снаряда) (400 кг) или 56× АО-8М4 (короткие) (400 кг) или 40× бомб типа АО-10 с.ч. (сталистый чугун) (392 кг) или 2× ФАБ-100 Под крылом: 2× ФАБ-250 (500 кг) (в перегрузочном варианте с 2× ФАБ-100 в бомбоотсеке)