Ил-2 — советский штурмовик времён Великой Отечественной войны конструкции Ильюшина.В Красной Армии самолёт получил прозвище «Горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «Летающим танком». Немецкие пилоты за способность переносить повреждения называли его нем. «Betonflugzeug» — «бетонный самолёт». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько нелицеприятных прозвищ, таких как «мясник» (нем. Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «Железный Густав» (Eiserner Gustav) и «чёрная смерть» (Schwarzer Tod).
Самый массовый самолёт 40-х годов. Принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной Войны, а также в войне с Японией. Ил-2 серийно производился на авиационных заводах № 1, № 18 в городе Куйбышеве и на авиационном заводе № 30. Всего было выпущено 36163 самолёта.
Создан в ОКБ Ильюшина. Прототип — БШ-2 (Заводское наименование ЦКБ-55) совершил первый полёт 2 октября 1939 года (лётчик-испытатель В. К. Коккинаки).Конструкция
Планер
Одномоторный моноплан смешанной конструкции с нижним расположением крыла. Главная особенность — включение брони в силовую схему планера самолёта. Броня корпуса заменила собой каркас и обшивку всей носовой и средней части фюзеляжа. Несущий бронекорпус - клёпаный из гомогенной стальной брони АБ-1 (АБ-2), закрывал двигатель, кабину пилота, радиаторы и некоторые агрегаты (на прототипе бронекорпус защищал также бортстрелка). Прозрачная лобовая броня козырька кабины имела толщину 64 мм и выдерживала 7,62 мм бронебойную пулю с нулевой дистанции.
Столкнувшись с большими потерями Ил-2, не имевших оборонительного вооружения, ВВС потребовали от Ильюшина вновь сделать самолёт двухместным, что и было реализовано к концу 1942 года. Однако, изменить бронекорпус уже не было возможности, поэтому бортстрелок находился вне бронекорпуса и был защищён лишь 8-мм листом брони со стороны хвоста. При этом защита пилота со стороны задней полусферы осуществлялась поперечной, толщиной 12 мм, цементованной бронёй марки «ХД», входившей в схему бронекорпуса.
Бронекорпус, защищающий обоих членов экипажа, получила лишь позднейшая модификация самолёта — Ил-10, выпуск которой был начат в 1944.
Двигатель
АМ-38 — поршневой, 12-цилиндровый с 60° V-образным развалом цилиндров жидкостного охлаждения, мощностью в различных вариантах от 1620 до 1720 л/с, разработан в ОКБ Микулина.
Вооружение 2 пушки в консолях крыла (первоначально — 20 мм ШВАК, в основной серии — 23 мм ВЯ, в противотанковом варианте — 37 мм), испытывался образец с пушками 45 мм. 2 пулемёта ШКАС (крыльевые) Авиабомбы, контейнеры ПТАБ реактивные снаряды РС-82 или РС-132 в качестве оборонительного вооружения на двухместных вариантах устанавливался пулемёт УБТ калибром 12,7 мм.
Модификации
Выпускался в одноместном (пилот) и двухместном вариантах (пилот и воздушный стрелок). Различные технологические и конструктивные изменения вносились постоянно, например в конце 1941 года на некоторые экземпляры из-за нехватки материалов ставили хвост из дерева, с дополнительными внешними рёбрами жёсткости. Менялось бронирование, вооружение. Ил-2 (одноместный) — серийная модификация штурмовика не оборудованного кабиной для заднего стрелка; Ил-2 (двухместный) — серийная модификация оборудованная кабиной стрелка с фонарём и пулеметами ШКАС или УБТ монтировались на полутурельной установке; Ил-2 АМ-38Ф — штурмовик с форсированным мотором АМ-38ф, имевший, по сравнению с АМ-38-м, большую взлётную мощность (на 100 л.с.). Первый одноместный серийный Ил-2 (зав. № 182412) с опытным мотором АМ-38ф поступил для снятия лётных данных по программе приёмо-сдаточных испытаний серийных самолётов с дополнением по испытанию работы ВМГвЛИС 18-го авиазавода 31 июля 1942 г. С января 1943 г. моторы АМ-38ф стали устанавливаться на все серийные штурмовики Ил-2, как одноместные, так и двухместные, на всех авиазаводах, выпускавших эти самолёты. К январю 43-го 24-му авиазаводу удалось изготовить 377 моторов АМ-38ф. С января 1943 года двухместный Ил-2 с мотором АМ-38ф пошёл в крупносерийное производство, а уже с 1 февраля все основные производители «Илов» — 1-й, 18-й и 30-й авиазаводы — полностью перешли на его выпуск. Ил-2 КСС (крыло со «стрелкой») — серийная модификация Ил-2 АМ-38Ф с тем же двигателем АМ-38Ф, но форсированным до 1720 л. с., с некоторыми аэродинамическими и конструктивными улучшениями. Вместо металлического бака устанавливались фибровые протектированные бензобаки, в которых большинство мелких пробоин через некоторое время затягивалось специальным составом-протектором, имеющим свойство загустевать на открытом воздухе. С целью улучшения устойчивости Ил-2 в полёте и управления на самолёты Ил-2 АМ-38ф устанавливались амортизационные пружины и контрбалансир в системе управления рулём высоты, разработанными в ЛИИ НКАП М. Л. Милем (впоследствии Главный конструктор вертолётов). Контрбалансир уравновешивал силы инерции, возникающие от весовой компенсации руля высоты при криволинейном полёте. Амортизационная пружина предназначалась для повышения запаса продольной динамической устойчивости штурмовика при полёте с брошенной ручкой управления — натяжение амортизационной пружины создавало постоянно действующую силу, возвращающую руль высоты в исходное положение при изменении режима полёта самолёта под действием внешних сил. Для улучшения центровки самолёта Ил-2 концы консолей крыла поданы назад, что возвращает центровку самолёта до центровки одноместного самолёта Ил-2, то есть до 28,0 %. Вместо деревянного крыла произведена установка металлического крыла, которое повышало живучесть и улучшало ремонтно-эксплуатационные качества Ил-2. К концу 1944 г. заводами № 18, 1 и 30 было отправлено в части ВВС КА 7377 модифицированных штурмовиков Ил-2 с металлическими крыльями стрельчатой конструкции, при этом авиазавод № 1 выпускал Ил-2 и с деревянным крылом; Ил-2 М-82 — опытный вариант одноместного штурмовика оборудованный мотором воздушного охлаждения М-82 с взлётной мощностью 1675 л.с. Заводские испытания одноместный Ил-2 М-82ИР успешно прошёл к середине августа 1942 года (отчёт по испытаниям утвёржден 18.08.42 г.), однако на государственные испытания штурмовик не передавался и в дальнейшем все работы по нему были прекращены. В серию не пошёл; Ил-2 ШФК-37 — опытный одноместный вариант штурмовика с мотором АМ-38, вооружённый, помимо двух крыльевых пулемётов ШКАС, двумя 37-мм авиационными пушками конструкции ОКБ-15 Б. Г. Шпитального ШФК-37 (Шпитальный, фюзеляжно-крыльевая, калибра 37 мм). 9 штурмовиков принимали участие в боевых действиях 688-го ШАП 228-й ЩАД 16-й ВА с 27 декабря 1942 г. по 23 января 1943 г. под Сталинградом при ликвидации немецкой окружённой группировки в полосе 65-й армии генерал-лейтенанта П. И. Батова. Боевые действия велись с полевых аэродромов сх. «Пролетарий», затем станицы Качалинская. В серию не пошёл; Ил-2 НС-37 — серийная модификация двухместного Ил-2 АМ-38Ф на который с целью повышения противотанковых свойств штурмовой авиации устанавливались две пушки калибра 37 мм 11П-37 ОКБ-16 с боекомплектом по 50 снарядов на пушку, без реактивных снарядов, с бомбовой нагрузкой 100 кг в нормальном варианте и 200 кг в перегрузочном. Ил-2 НС-45 — опытный экземпляр самолёта Ил-2 АМ-38ф с двумя крыльевыми пушками НС-45. Полигонные испытания Ил-2 с НС-45 показали неудовлетворительную эффективность стрельбы из них в воздухе по малоразмерным целям. Главным образом из-за сильной отдачи пушек при стрельбе — максимальная сила отдачи авиапушки на наземном станке достигала 7000 кг. В серию не пошёл.
Проблемы
Основным средством поражения бронетанковой техники противника в начальный период войны являлись авиабомбы. При этом наилучшие результаты достигались при использовании фугасных авиабомб типа ФАБ-100. Однако ФАБ-100 пробивало 30-мм бортовую и кормовую броню немецких средних танков только на расстоянии 5 м и ближе. А при ударе о землю бомбы рикошетировали и разрывались вдали от цели. Кроме того, при низкой точности бомбометания использование ФАБ-100 было малоэффективно. При ударе с бреющего полёта группой из 4—6 самолётов первая часть самолётов вынуждена была использовать ФАБ-100 с замедлением взрывателей в 22 секунды (чтобы взрыв не повредили летящие следом самолёты), так что цели за это время успевали отъехать на значительное расстояние от места падения бомбы.
Боевое применение Ил-2 затруднялось отсутствием соответствующих инструкций и наставлений:
Не знаю, как это получилось, но не только в частях но в самом управлении 8-й воздушной армии не было необходимых документов по боевому применению Ил-2. А раз так, то лётчики действовали по своему разумению, часто не самым рациональным способом.
— Из воспоминаний Маршала авиации, ГСС И. И. Пстыго
Кроме того, самолёт не имел прицельного оборудования позволявшего сбрасывать бомбы более-менее точно — вероятность попадания одной авиабомбой в объект площадью 2000 квадратных метров (больше эсминца) была 3,5 % при высоте бомбосбрасывания в 50 м, и 2,3 % — при бомбовом ударе с высоты 200 м. Такая точность делала крайне затруднительным попадание не только в окоп, но и в артиллерийскую батарею (чьи площади на порядок-другой меньше).
Стрельба из пушки ШВАК с прицеливанием по отдельному танку из состава колонны на испытаниях в НИИ вооружений ВВС обеспечила в трёх вылетах при общем расходе 553 снарядов 20 попаданий в колонну танков (3,6 %), из них лишь 6 попаданий в танк точки наводки (1,0 %), остальные — в другие танки из состава колонны. При стрельбе из пушки ВЯ-23 при общем расходе 435 снарядов в 6 вылетах пилоты 245 шап получили 46 попаданий в колонну танков (10,6 %), из них 16 попаданий в танк точки наводки (3,7 %). Однако, противодействие противника в реальном бою снижало шансы на попадание в цель. Кроме того, броню немецких средних танков бронебойные снаряды ВЯ не пробивали ни с одного направления атаки. При этом даже относительно мощные осколочные 23-мм снаряды Ил-2 содержали всего 10 г взрывчатого вещества, то есть поражение даже небронированных целей ими могло быть достигнуто только прямым попаданием.
Тяжелой и неразрешенной проблемой была так же защита стрелка-радиста. Если пилот, находившийся в бронекапсуле был защищен от пуль и осколков, то стрелок не имел никакого прикрытия и поражался практически любым видом оружия с любой (кроме лобовой) проекции самолета. Следствием этого являлась высокая смертность среди стрелков-радистов (по некоторым оценкам, превышала смертность пилотов в 2 и более раз).
История боевого применения
Боевое применение столь необычного самолёта, как Ил-2 столкнулось с массой проблем: технических, тактических, в подготовке пилотов и так далее. Первые результаты боёв были неудачными:
Подводя итоги 1941 г. можно утверждать, что это был один из самых трагических периодов в истории экипажей «Штурмовиков». Пилотов поспешно переучивали на эти самолёты и кидали на фронт, где их сбивали в массовых количествах
…Например один из полков, 280 ШАП в течение трёх дней второй декады октября потерял 11 самолётов. Только 10 октября из вылета не вернулись три из пяти машин этого полка, а те которые добрались до своего аэродрома, находились в плачевном состоянии.
— «Война в воздухе» № 7,8 Ил-2/10
С учётом высокого риска применения Ил-2, звание Героя Советского Союза присваивалось уже за 10 боевых вылетов. По другим данным, до 1943 года звание Героя Советского Союза присваивалось за 30 боевых вылетов, а после 1943 года этот ценз увеличили до 80.
В соответствии с официальной статистикой Штаба ВВС Красной Армии из примерно 1500 Ил-2 направленных в части до 31 декабря 1941 года было потеряно 1100. Тем не менее, Ил-2 имел достаточное хорошее бронирование, и значительная часть от общего числа потерь составляли небоевые потери: аварии вследствие манёвров на слишком малой высоте при плохих погодных условиях.
Всего за 1941—1945 гг. СССР потерял 23,6 тыс. штурмовиков, из них 12,4 тыс. составили боевые потери . Общая боевая живучесть за войну составила около 53 самолёто-вылетов на одну безвозвратную потерю. В течение всей войны боевая живучесть в штурмовой авиации была ниже чем в бомбардировочной и истребительной, несмотря на то, что Ил-2 превосходил по защищенности все советские самолеты. Причина этого — тактика применения, Илы большую часть времени висели над линией фронта на небольших высотах, притягивая к себе огонь всей вражеской зенитной артиллерии. По данным анализа боевой работы штурмовых подразделений 3-й воздушной армии в Витебской, Полоцкой, Двинской, Бауской и Шауляйской операциях, общий уровень боевых потерь Ил-2, характеризуемый безвозвратными потерями, составил 2,8 процентов от общего количества самолето-вылетов. При этом боевые повреждения регистрировались в 50 процентах самолёто-вылетов. Отмечались случаи, когда самолёт самостоятельно возвращался с боевого задания, имея более 500 пробоин в крыле и фюзеляже. После восстановительного ремонта, проводимого силами полевых армейских мастерских, самолёт возвращался в строй.
Отзывы ветеранов
Валентин Григорьевич Аверьянов (лётчик, Герой Советского Союза): Самолёт для этой войны был хороший и нужный. Да, он не очень сберегал экипажи, но как оружие — это была отличная машина… Да, пикировать он не мог, но за счёт работы на малой высоте был очень эффективным. Мы брали 400 кг бомб, редко 600 — не взлетал. Правда, настоящего бомбардировочного прицела у штурмовиков не было, но мне кажется, он им и не был нужен. Для чего он? Там некогда прицеливаться! То же относится и к РС — летели, пугали. Самое точное оружие штурмовика — это пушки. Очень хорошие 23-миллиметровые пушки ВЯ. Приходилось лететь и с 37-миллиметровыми пушками НС-37. Когда из них стреляешь, самолёт останавливается — очень сильная отдача. Удовольствия никакого, но мощное, конечно, оружие.
Вернувшийся с боя экипаж.
Николай Иванович Пургин (лётчик, Герой Советского Союза): … Ил-2 был устойчив к повреждениям, но утюг. Горку на нём не сделать, тысячу метров с бомбами набираешь минут десять… Пикировать градусов под 45-60 он мог.
Штангеев Николай Иванович (лётчик): Машина, конечно, не манёвренная, но очень живучая. Самолёт сохранял устойчивость в полёте, даже имея серьёзные повреждения. Обзор из кабины был отличный, да и сама кабина просторная.
Усов Валентин Владимирович (механик, воздушный стрелок): Я думаю, что на то время это был единственный самолёт, который удачно сочетал в себе огневую мощь, неплохую манёвренность и броневую защиту… Конечно, 20-миллиметровый снаряд броня не держала, но на рикошет уходило очень много попаданий… Кроме того, бронекорпус и не полностью убирающиеся колёса позволяли сажать машину на живот. При этом, естественно, масляный радиатор сносило, но такие повреждения возможно было исправить в полевых условиях. Единственный недостаток, который я могу выделить, — низкая эксплуатационная технологичность.
Дальнейшее развитие
Штурмовик Ил-10 — применялся в последние месяцы Великой Отечественной войны, а также во время войны в Корее (в составе ВВС Северной Кореи).
Герои Советского Союза, воевавшие на Ил-2 Дважды Герои Советского Союза Годы жизни Боевых вылетов Алексенко, Владимир Аврамович (1923—1995) 292 Андрианов, Василий Иванович (1920—1999) 177 Бегельдинов, Талгат Якубекович (род. 1922) 305 Беда, Леонид Игнатьевич (1920—1976) 214 Береговой, Георгий Тимофеевич (1921—1995) 186 Бондаренко, Михаил Захарович (1913—1947) более 218 Брандыс, Анатолий Яковлевич (1923—1988) 227 Воробьёв, Иван Алексеевич (1921—1991) более 300 Гареев, Муса Гайсинович (1922—1987) около 250 Голубев, Виктор Максимович (1916—1945) 257 Ефимов, Александр Николаевич (род. 1923) 222 Кунгурцев, Евгений Максимович (1921—2000) более 210 Мазуренко, Алексей Ефимович (1917—2004) около 300 Михайличенко, Иван Харлампович (1920—1982) 179 Мыльников, Григорий Михайлович (1919—1979) более 223 Мыхлик, Василий Ильич (1922—1996) 188 Недбайло, Анатолий Константинович (1923—2008) 219 Одинцов, Михаил Петрович (род. 1921) 215 Павлов, Иван Фомич (1922—1950) более 193 Паршин, Георгий Михайлович (1916—1956) 253 Прохоров, Алексей Николаевич (1923—2002) 238 Семейко, Николай Илларионович (1923—1945) 227 Сивков, Григорий Флегонтович (род. 1921) 247 Степанищев, Михаил Тихонович (1917—1946) 234 Степанян, Нельсон Георгиевич (1913—1944) 239 Столяров, Николай Георгиевич (1922—1993) более 180 Челноков, Николай Васильевич (1906—1974) 270
Герои Советского Союза Годы жизни Боевых вылетов Абдиров, Нуркен (1919—1942) 16 Аверьянов, Валентин Григорьевич (1922—2007) 192 Баленко, Николай Филиппович (1921—1994) более 132 Бибишев, Иван Фролович (1921—1943) 141 Бородин, Алексей Иванович (1917—1999) более 60 Быстров, Николай Игнатьевич (1922—1994) более 120 Васильчук, Александр Дмитриевич (1923—?) 104 Воронов, Виктор Фёдорович (1914—1944) более 81 Герасимов, Сергей Дмитриевич (1915—1944) 93 Горячев, Виктор Фёдорович (1918—1944) более 110 Давыдов, Николай Сергеевич (1921—1949) более 187 Драченко, Иван Григорьевич (1922—1994) 151 Егорова, Анна Александровна (род. 1916) 277 Емельяненко, Василий Борисович (1912—2008) более 88 Ерашов, Иван Михайлович (1911—1948) более 94 Заварыкин, Иван Александрович (1916—1945) более 104 Землянский, Владимир Васильевич (1906—1942) 45 Зуб, Николай Антонович (1911—1943) более 120 Кадомцев, Анатолий Иванович (1918—1944) более 280 Карабулин, Николай Михайлович (1918—1943) более 29 Колодин, Андрей Иванович (род. 1923) 157 Кузнецов, Георгий Андреевич (1923—2008) 122 Левин, Борис Савельевич (род. 1922) 170 Левин, Григорий Тимофеевич (род. 1917) 129 Молозев, Виктор Фёдорович (род. 1919) 101 Науменко, Иван Афанасьевич (род. 1918) более 81 Оловянников, Николай Ефимович (род. 1922) более 100 Пургин, Николай Иванович (1923—2007) 232 Романов, Михаил Яковлевич (род. 1922) 129 Саломатин, Михаил Иванович (1920—1990) 103 Соколов, Семён Никанорович (1922—1998) 119 Сыченко, Петр Федорович (1911—1969) до 01.42 г 49 Тарасов, Дмитрий Васильевич (1919—1989) 163 Черкашин, Григорий Григорьевич (род. 1921) 240 Чернец (Арсентьев), Иван Арсентьевич (1920-1999) более 105 Шабельников, Иван Сергеевич (1917—1947) более 122 Ширяев, Всеволод Александрович (1911—1942) неизвестно Шумский, Константин Мефодьевич (род. 1908) более 112 Яковлев, Александр Иванович (1918—1989) 167 Яковлев, Алексей Александрович (1923—1990) 153
Дополнительно Выпускаются стендовые модели в масштабах 1:48 и 1:72. Выпущен авиасимулятор Ил-2 «Штурмовик» (Разработчик Maddox games, дистрибьютор 1С)
Авиасимулятор Ил-2:
Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения (англ. IL-2 Sturmovik: Forgotten Battles) — авиасимулятор, продолжение игры Ил-2 Штурмовик, выпущенной в 2001 году. Действие данной компьютерной игры происходит во время Великой Отечественной войны.
Вопреки ожиданиям некоторых электронных СМИ , новый симулятор
оказался не менее успешным, чем его предшественник: предполагалось что
новая игра получит лишь косметические изменения, однако разработчики
игры пошли дальше, в новой игре появились динамические кампании, в
которых дальнейшее развитие событий зависит от эффективности действий
игрока, новые самолёты, в том числе два тщательно смоделированных бомбардировщика, доступных для управления игроку: ТБ-3 и He-111, дополнительная наземная техника, новые карты и миссии. Также серьёзной переработке подверглась лётная модель.
На вооружении
Государства в которых Ил-2 состоял на вооружении.
СССР ВВС СССР ВМФ СССР
Болгария ВВС Болгарии получили 120 боевых Ил-2 и 10 учебных Ил-2У в 1945 году. Самолёты использовались до 1954 года.
Чехословакия ВВС Чехословакии получили 33 боевых Ил-2 и 2 учебных Ил-2У. Самолёты использовались до 1949 года.
Польша ВВС Польши получили 250 штурмовиков Ил-2 между 1944 и 1946 годами. Все самолёты были сняты с вооружения в 1949 году.
Монголия ВВС Монголии получили 71 штурмовиков Ил-2 1945. Все самолёты были сняты с вооружения в 1954 году
Югославия ВВС Югославии получили 213 самолётов различных модификаций и эксплуатировали их до 1954 года.
Тактико-технические характеристики
Профили одноместного (слева) и двухместного (справа) Ил-2. Вид сверху.
Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Ил-2М3:
Технические характеристики Экипаж: 2 человека Длина: 11,6 м Размах крыла: 14,6 м Высота: 4,2 м Площадь крыла: 38,5 м² Масса пустого: 4 360 кг Масса снаряжённого: 6 160 кг Масса максимальная взлётная: 6 380 кг Двигатели:: 1× жидкостного охлаждения V-образный 12 циллиндровый АМ-38Ф Тяга: 1× 1720 л.с. (1285 кВт)
Лётные характеристики Максимальная скорость: 414 км/ч на высоте 1220 м: 404 км/ч у земли: 386 км/ч Дальность полета: 720 км Длина разбега: 335 м (с 400 кг бомб) Скороподъёмность: 10,4 м/с Практический потолок: 5500 м Нагрузка на крыло: 160 кг/м² Тяговооружённость: 0,21 кВт/кг
Вооружение Пушечно-пулемётное: 2× 23 мм пушки ВЯ-23 по 150 патронов на ствол 2× 7,62 мм пулемёта ШКАС по 750 патронов на ствол 1× 12,7 мм оборонительный пулемёт УБТ в задней кабине, 150 патронов Боевая нагрузка: до 600 кг бомб 4× РС-82 или РС-132
Сравнительная таблица тактико-технических характеристик различных модификацийТТХ Ил-2 различных модификаций Ил-2 (ЦКБ-55П) Ил-2 Ил-2 (1942) Ил-2 КСС (Ил-2М3) Ил-2 (1944) Ил-2 НС-37 Технические характеристики Экипаж 1 (пилот) 2 (пилот и стрелок) Длина, м 11,6 Размах крыла, м 14,6 Высота, м 4,17 Площадь крыла, м² 38,5 Масса пустого, кг 3 990 4 261 4 525 4 360 4 525 4 625 Масса снаряжённого, кг 5 310 5 788 6 060 6 160 6 360 6 160 Масса полезной нагрузки, кг 1 320 1 527 1 535 1 800 1 835 1 535 Масса топлива, кг 470 535 Двигатель 1× АМ-38 1× АМ-38Ф Мощность, л.с. 1× 1 665 1× 1 720 1× 1 760 1× 1 720 Лётные характеристики Максимальная скорость на высоте, км/ч / м 433 / 0 450 / 2 460 396 / 0 426 / 2 500 370 / 0 411 / 1 200 403 / 0 414 / 1 000 390 / 0 410 / 1 500 391 / 0 405 / 1 200 Посадочная скорость, км/ч 140 145 145 136 Практическая дальность, км 638 740 685 720 765 685 Практический потолок, м 7 800 6 200 6 000 5 500 6 000 Скороподъёмность, м/с 10,4 н/д 6,95 10,4 8,3 7,58 Время набора высоты, м / мин 1 000 / 1,6 5 000 / 9,2 1 000 / 2,2 3 000 / 7,4 5 000 / 14,7 1 000 / 2,4 3 000 / 7,8 5 000 / 17,8 5 000 / 20,0 5 000 / 15,0 1 000 / 2,2 3 000 / 7,0 5 000 / 15,5 Длина разбега, м 450 420 400 н/д 395 370 Длина пробега, м 400 500 н/д 535 500 Нагрузка на крыло, кг/м² 138 150 157 160 165 160 Тяговооружённость, Вт/кг 230 210 204 Вооружение Пушечно-пулемётное 2× 20 мм ШВАК по 210 сн. 2× 7,62 мм ШКАС по 750 п. 2× 23 мм ВЯ по 150 сн. 2× 7,62 мм ШКАС по 750 п. 2× 23 мм ВЯ по 150 сн. 2× 7,62 мм ШКАС по 750 п. 1× 12,7 УБТ 2 × 37 мм НС по 50 сн. 2× 7,62 мм ШКАС по 750 п. 1× 12,7 УБТ Ракетное 8 × РС-82 или РС-132 4 × РС-82 или РС-132 нет Бомбовое 400—600 кг бомб 100—200 кг бомб
Ил-2 в искусстве Особо важное задание — художественный фильм, посвящённый создателям Ил-2 (конструкторам, рабочим и испытателям)
Ил-2 Атакуют- художник А.К.Бруновский
Памятник самолёту
В городе Самара установлен памятник штурмовику Ил-2. После войны он был найден пионерами в болотах Мурманской области вблизи станции Алакуртти, доставлен в Куйбышев на авиационный завод, отреставрирован и водружён на постамент на пересечении проспекта Кирова с Московским шоссе. Торжественное открытие памятника состоялось 9 мая 1975, в тридцатую годовщину победы СССР в Великой Отечественной войне .
Ныне это один из символов города, популярное место остановки свадебных кортежей.
9 мая 1979 г. в городе Воронеже возле центральной проходной воронежского авиазавода был установлен памятник Ил-2 в честь трудового подвига воронежских авиастроителей во времена Великой Отечественной войны.
В канун Дня Победы 8 мая 2008 г. в городе Дубна Московской области был установлен памятник самолету ИЛ-2. Одноместный штурмовик ИЛ-2 (бортовой номер 381417) в июне 1943 года упал в лес примерно в 5 км. от современной Дубны. Более полувека пролежал в болоте, где его обнаружили энтузиасты-поисковики. В 2004 году самолет был эвакуирован вертолетом МЧС и впоследствии восстановлен усилиями администрации с помощью предприятий, организаций и жителей города
Модель самолета Ил-2, собранная В.Шиловым.
Модели самолета Ил-2 также производятся компанией "Звезда".