Главная
 
...Суббота, 05.10.2024, 09:27



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Категории раздела
Гражданские [102]
Военные [171]
Конструкторская деятельность [8]
Вертолёты [38]
Транспортные [11]
Люди [19]
Специальная авиация [19]
Авиационное вооружение [7]
Авиационные происшествия [23]
Космическая техника [7]
Авиа-анекдоты [1]
Навигация и самолётовождение [16]

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 52

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Пе-2
Пе-2 (Пешка) (по классификации НАТО: Buck) — советский пикирующий бомбардировщик Второй мировой войны. Самый массовый фронтовой бомбардировщик производства СССР. В ВВС Финляндии получил неофициальное прозвище Pekka-Eemeli. 31-й бомбардировочный авиационный полк пикирующих бомбардировщиков, оснащённый Пе-2 (командир полка полковник Фёдор Иванович Добыш), стал первой бомбардировочной Гвардейской авиачастью в ВВС РККА СССР. Звание было присвоено полку за действия на Ленинградском фронте в ноябре-декабре 1941 года в период оборонительной операции и контрнаступления советских войск под Тихвином.История

Разработка была выполнена силами заключённых конструкторов и инженеров специального КБ НКВД, СКБ-29.

Созданный на основе опытного двухмоторного высотного истребителя «100», Пе-2 начал выпускаться серийно в конце 1940 года. Удачная конструкция кабины предоставляла лётчику и штурману отличный обзор вперёд и вниз. Для снижения скорости при пикировании самолёт был оснащён решётчатыми тормозными щитками, прижатыми к нижней поверхности крыла. Во время торможения щитки устанавливались навстречу потоку. На Пе-2 впервые в СССР применено электрическое управление многими механизмами. Большая скорость позволяла Пе-2 активно действовать в дневное время суток. Пе-2 послужил также «летающей лабораторией» для испытания ракетных ускорителей. Первый полёт с действующей реактивной установкой состоялся в октябре 1943 года. Скорость увеличилась на 92 км/ч. Эксперименты с различными вариантами Пе-2 с реактивными установками продолжались до 1945 года. Главным конструктором ускорителей был С. П. Королёв.

Почтовая марка СССР с изображением атаки Пе-2. 1945

[править]
ПроизводствоЗаводы 1940 1941 1942 1943 1944 1945
№ 22 (Казань) - 1120 1937 2423 2944 1634
№ 39 (Москва и Иркутск) 1 303 587 5 - -
№ 124 (Казань) - 104 - - - -
№ 125 (Иркутск) - 144 - - - -

Улан-Удэнский авиационный завод
ЭМСЗ «Лепсе» в городе Кирове

[править]
Боевое применение

Пе-2 в музее Войска Польского

Пе-2 активно применялся в фронтовых частях, а так же в частях морской авиации с первых дней Великой Отечественной войны и до ее конца, а также принимал участие в боях с японскими войсками летом 1945 года.

Боевое применение этого бомбардировщика было достаточно успешным по меркам того времени. Однако, в начале войны потенциал Пе-2 не был раскрыт полностью.

Во-первых, Пе-2 не всегда применялся, как пикирующий бомбардировщик при атаке точечных целей. В некоторых частях даже выходили приказы, запрещающие использование атаки с пикирования[1]. Естественно, что в таком случае эффективность боевой работы значительно ухудшалась.

Во-вторых, первые серийные машины имели слабое оборонительное вооружение — пулеметы ШКАС(крайне капризное и маломощное оружие. Скорострельность его компенсировала остальные недостатки лишь отчасти[2]).

В-третьих, не хватало опытных летчиков и штурманов. А только опытный летчик мог управлять Пе-2 с полной боевой загрузкой.

В сочетании с неправильной тактикой применения, отсутствием истребительного прикрытия, ущербной тактической проработкой боевых операций на уровне командования, все эти проблемы, в начале войны, не дали реализовать все возможности, которые предоставлял Пе-2[3].

Начиная с 1943 года Пе-2 стал активно использоваться «по профилю», как пикирующий бомбардировщик. С учетом установки более мощных двигателей, замены пулемета ШКАС у штурмана пулеметом Березина эффективность Пе-2 значительно возросла. В некоторых случаях (например, при низкой облачности, Пе-2 могли выходить на штурмовку автоколонн противника[1]).

Основными целями Пе-2 были[1]:
Железнодорожные станции и узлы;
Мосты, дороги;
Транспортные и военные корабли, подводные лодки (на Балтике, Черном Море, Тихом Океане);
Морские порты, причалы;
Колонны автотранспорта и бронетехники;
Полевые артиллерийские части, а так же части дальнобойной артиллерии;
Аэродромы;
Склады боеприпасов, ГСМ;
Непосредственно позиции вражеских войск на передовой.

Кроме непосредственных обязанностей бомбардировщика часто применялся в разведывательных целях.

Части, вооруженные Пе-2, в общей своей массе, вполне успешно справлялись с поставленными перед ними задачами.

В бою с истребителями Пе-2 был далеко не самой легкой мишенью. В случае правильного построения звена экипажи бомбардировщиков могли вести эффективный оборонительный огонь. Благодаря удачной компоновке двойных стабилизаторов стало возможным размещение пулемета в хвостовой части, что позволяло вести оборону против истребителей противника. Примеры боевого применения Пе-2 можете увидеть в фильме "Хроники пикирующего бомбардировщика". Однако сам самолет не отличался особой живучестью. И в случае если вражескому истребителю удавалось выйти на дистанцию атаки, Пе-2 мог спасти только опыт летчика и активное маневрирование. «Истребительное» прошлое Пе-2 (и в первую очередь высокая скорость) помогало «Пешке» в ходе боев у реки Свирь (1942 год) легко уходить от финских истребителей Хок-75 американского производства[4].

Для борьбы с истребителями противника могли применяться, кроме пулеметного вооружения, реактивные снаряды (на ранних машинах) и авиационные гранаты АГ-2 (появились с 43 года. По штату устанавливалось 10 штук). Судя по описаниям летчиков, сбить такой гранатой истребитель практически невозможно, однако, «пугающий» эффект оказывался достаточным для срыва атаки истребителя. Были зафиксированы случаи применения АГ по скоплениям пехоты противника[1].

Следует отметить, что боевой тактической единицей до конца войны в соединениях Пе-2 оставалась «тройка», в то время, как вся остальная авиация перешла на «пары»[1].

[править]
Лётчики, сражавшиеся на Пе-2

Следующие пилоты-бомбардировщики, являющиеся Героями Советского Союза, помимо других самолётов воевали на Пе-2:
Свиридов, Алексей Андреевич — Командир эскадрильи 128-го бомбардировочного авиационного полка, 241-й бомбардировочной авиационной дивизии
Полбин, Иван Семёнович — командир 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса
Смирнов, Николай Фёдорович — командир звена 366-го бомбардировочного авиационного полка, (219-я бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия.
Раков, Василий Иванович — Командир 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, Военно-воздушные силы (ВВС) Балтийского флота).

[править]
Тактико-технические характеристики

Приведённые ниже характеристики соответствуют Пе-2 зав. № 390101:

Источник данных: Медведь А.Н., Хазанов Д.Б. Пикирующий бомбардировщик Пе-2.[5]

Основные характеристики
Экипаж: 3 человека (пилот, штурман, стрелок-радист)
Длина: 12,66 м
Размах крыла: 17,13 м
Высота: 3,925 м
Площадь крыла: 40,5 м²
Коэффициент удлинения крыла: 7,25
Средняя аэродинамическая хорда: 2,65 м
База шасси: 6,63 м
Колея шасси: 4,72 м
Масса пустого: 5 840 кг
Нормальная взлётная масса: 7 550 кг
Максимальная взлётная масса: 8 500 кг
Объём топливных баков 1 484 л
Силовая установка: 2 × жидкостные М-105
Мощность двигателей: 2 × 1100 л.с. (2 × 809 кВт)
Воздушный винт: трёхлопастные ВИШ-61Б

Лётные характеристики
Максимальная скорость:
на высоте: 540 км/ч на 5100 м
у земли: 452 км/ч
Практическая дальность: 1 200 м
Практический потолок: 8 700 м
Скороподъёмность: 9,8 м/с (расч.)
Время набора высоты: 5 000 м за 8,5 мин.
Нагрузка на крыло: 185 кг/м²
Тяговооружённость: 204 Вт/кг (3,6 кг/л.с.)

Вооружение
Стрелково-пушечное:
Наступательное: 2 × 7,62 мм пулемёта ШКАС в носовой части (на поздних сериях — 1 × 7,62 мм ШКАС и 1 × 12,7 мм УБ). На некоторых самолетах ранних серий устанавливались 4 направляющие для реактивных снарядов.
Оборонительное: 2 × 7,62 мм ШКАС у штурмана и стрелка. С середины 1942 года оборонительное вооружение включало 2 пулемёта УБ и один ШКАС. На некоторых самолетах ранних серий устанавливались 2 направляющие реактивных снарядов для стрельбы назад. Самолёты поздних серий были оборудованы установкой ДАГ-10 для сброса гранат АГ-2
Боевая нагрузка: до 1000 кг (хотя в виде эксперимента подвешивали одну ФАБ-1000 и до четырех ФАБ-500).[1]
10 × 100 кг бомб или
4 × 250 кг бомб или
2 × 500 кг бомб

Категория: Военные | Добавил: (28.08.2009)
Просмотров: 449 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz