У-2 — многоцелевой биплан, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова в 1928 году.У-2 разрабатывался для первоначального обучения лётчиков и обладал хорошими пилотажными качествами. Первый полёт был выполнен 7 января 1928 года под управлением М. М. Громова. По схеме самолёт У-2 - типичный биплан с мотором воздушного охлаждения М-11 мощностью 100 л.с. Этот самолёт имел широкий спектр применения в сельском хозяйстве, связи и других областях. Существовали штабные и санитарные, предназначенные для аэрофотосъёмки, пассажирские, поплавковые и многие другие модификации. В 1932 году был разработан учебно-боевой вариант У-2 (У-2ВС), который мог брать с собой 6 8-килограммовых бомб на держателях, а в задней кабине машины располагалась стрелковая точка с пулемётом ПВ-1. С началом Великой Отечественной Войны имевшиеся под рукой стандартные варианты У-2 стали переделывать в лёгкие ночные бомбардировщики. Доработка проводилась как в ОКБ Поликарпова, так и на серийных заводах и в действующей армии силами инженерно-технического состава строевых частей и авиаремонтных мастерских. Вследствие этого конструкция боевого У-2 имела большое количество различных вариантов. Бомбовая нагрузка варьировалась от 100 кг до 350 кг. В 1943 году число полков, оснащённых У-2, достигло максимума — на фронте действовало до 70 авиаполков ночных бомбардировщиков и разведчиков. После смерти Н. Н. Поликарпова в 1944 году самолёт в честь его создателя переименовали в По-2. У-2 строился серийно до 1953 года, было построено 33000 машин.Модификации самолёта У-2A: одноместный сельскохозяйственный самолёт-опылитель У-2ЛШ: лёгкий штурмовик; большое количество предвоенных самолётов было переделано в этот стандарт; вооружён одним пулемётом ШКАС калибра 7,62 мм (0,30 дюйма), имел крепления для 120 кг (264 фунта) бомб плюс рельсовые направляющие для четырёх реактивных снарядов РС-82 У-2ЛНБ: лёгкий ночной бомбардировщик производился начиная с 1941 г.; У-2ВС: основной самолёт советских ВВС, использовался старшим составом как самолёт связи; более 9000 экземпляров находилось на службе в 1945 г. под новым обозначением По-2ВС. [править] Летно-технические характеристикиЭкипаж 2 чел. Максимальная скорость 150 км/ч Практический потолок 3820 м. Дальность полета 430 км Мощность 100 л.с Запас топлива 90 кг. Длина самолета 8,17 м. Размах крыла 11,4 м. [править] Боевое применение [править] Ночной бомбардировщик У-2 широко применялись для т. н. «беспокоящих налётов» по ночам на прифронтовые расположения войск противника. Тактика заключалась в том, что лёгкие бомбардировщики поодиночке на сверхмалой высоте с выключенными двигателями свободно планировали, пересекая линию фронта и оставаясь совершенно незаметными для средств ПВО противника. Также с выключенными двигателями самолёты подходили к заданной цели. Макет У-2 Политехнический музей Несмотря на небольшую бомбовую нагрузку, подобные бомбардировки имели определённый эффект. С малой высоты бомбометание производилось с очень высокой точностью, несмотря даже на тёмное время суток и примитивные средства прицеливания. После сброса бомб двигатель снова включался, и бомбардировщик пытался быстро уйти, набирая максимальную скорость. Затем перед пересечением линии фронта самолёт снова переходил в состояние свободного планирования на малой высоте и, таким образом, оставался не обнаружимым для противника. По воспоминаниям советских пилотов, летавших на У-2, после заводской доработки самолёта в 1942-м году бомбовая нагрузка была существенно увеличена — до 250 кг (в отдельных случаях — до 500 кг), вылеты производились иногда до шести-семи раз за ночь. «Швейные машинки» — так солдаты вермахта прозвали У-2 за характерный стрекочущий звук двигателя, доставляли массу хлопот для противника в прифронтовой полосе. Самолёты У-2 использовались также для прыжков с парашютом, например, на тренировках. [править] Женщины-летчицы Осенью 1941 в ВВС СССР было начато формирование авиационных частей, укомплектованных женщинами [1]. Один из женских авиаполков имел на вооружении самолеты У-2: 46-й («Таманский») гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк По бытующей легенде, лётчиц 46-го гвардейского полка солдаты противника называли «ночными ведьмами». 23 лётчицам, воевавшим на У-2, было присвоено звание Герой Советского Союза. Двум лётчицам - звание Герой России. [править] Асы Одним из самых результативных лётчиков, воевавших на У-2 является К. Ф. Михаленко, выполнивший за годы войны 997 боевых вылетов. [править] У-2 в культуре Самолётам У-2 и их пилотам посвящены фильмы и песни: фильм Небесный тихоход фильм В небе «Ночные ведьмы» фильм В бой идут одни «старики» песня «Служили три пилота» (музыка: В. Соловьёв-Седой, Слова: С. Фогельсон) Текст песни Хорошая работа, Хорошая молва. Три друга — три пилота Летали на «У-2» Фанерный хвост и крылья И очень тихий ход Но больше всех любили Друзья свой самолёт. Припев: Почти пешком по небу Летят едва-едва И раз — «У-2», и два — «У-2», И три «У-2». Служили три пилота И первый молвил так: «Быстрей нет самолёта, Чем истребитель „Як“. Но пусть он шибче ветра, Как сядет — погляжу. А мне — четыре метра И я уже сижу.» Припев. Служили три пилота, Второй заговорил: «Грозней всех самолётов Бронированный „Ил“. Но для ремонта тащат Сырья ему вагон. А мне — фанерный ящик — И весь готов ремонт.» Припев. И третий из пилотов добавил пару слов: «Грозней всех самолётов в бомбёжке — „Петляков“. Но дело непростое — Бомбёжка на ходу. А я, на месте стоя, Как хочешь, попаду». Припев. Приказ: «По самолётам!» И кончен разговор. И каждый из пилотов Готовит свой мотор. И каждый из пилотов Готовит свой «У-2». Хорошая работа — Хорошая молва.
|