И-153 «Чайка» — советский поршневой истребитель 30-х — 40-х годов.Создан в ОКБ Поликарпова в 1938 году. Является непосредственным развитием (третьей версией, что и отражено в названии) самолёта И-15. Основное отличие - убираемые колеса (лыжи). Кроме того многое в конструкции было пересмотрено. Введена бронеспинка. Считался наиболее совершенным серийным истребителем такой схемы. Первое боевое применение — в Монголии, во время боёв с японцами за Халхин-Гол, но уже тогда нес большие потери и мог применяться только совместно с И-16. Использовался в Китае и в Финской компании. К началу Великой Отечественной Войны окончательно устарел и не мог даже догнать некоторые модификации Ju.88 и Дорнье не говоря уже про Bf.109 ввиду низкой скорости. Однако, в начале войны применялся в качестве истребителя, в том числе в ПВО при обороне Москвы, а так же в качестве лёгкого штурмовика. Аэродинамическая схема — полутораплан. Верхнее крыло выполнено по схеме «чайка» Шасси убирающиеся Дополнительное оснащение: подвесные баки реактивные снаряды РС-82 бомбы ВАПМодификации И-153 - М-25В - первые серийные экземпляры И-153БС - М-62 - двигатель М-62 и 4 синхронных БС. Был в большой серии И-153П - М-62 - как предыдущий но вместо 4-х БС 2 ШВАК - синхронные. Был в серии. И-153В - М-62 Высотный с герметической кабиной (сварной) А.Я. Щербакова. Опытный. И-153В - М-63 ТК.ГК. 2 турбокомпрессора ТК-3 и мягкой кабиной. Опытный - [править] Известные лётчики, сражавшиеся на И-153 Бондаренко, Михаил Захарович — дважды Герой Советского Союза Речкалов, Григорий Андреевич — дважды Герой Советского Союза Авдеев, Александр Фёдорович - Герой Советского Союза
|