Як-38 (по классификации НАТО — Forger) — советский палубный штурмовик, первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки. При его постройке использовались данные, полученные при разработке и испытаниях опытного самолёта Як-36. Самолёт был оснащён одним подъёмно-маршевым двигателем Р-28 и двумя подъёмными двигателями РД-38, расположенными за кабиной пилота. Также на нём была установлена уникальная система автоматического катапультирования лётчика при аварийных ситуациях (в частности, отказе двигателей или струйного управления) на малых скоростях и режиме висения. Всего был построено 231 самолётов Як-38 различных модификаций в 1974—1989 годах. Серийный выпуск машины осуществлялся на Саратовском авиазаводе. Самолёт базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку»).История Як-36M (c/н № 0201) в Музее техники, Архангельское, Московская обл. Як-36M (c/н № 0201) Як-38 в техническом музее Тольятти Созданию Як-38 предшествовали работы над СВВП Як-36, совершивший первый полет в 1964 г. Первая посадка двух самолетов Як-36М на ТАвКр «Киев» состоялась 18 мая 1975 г. Серийный самолет № 0201 пилотировал летчик испытатель ЛИИ МАП О. Г. Кононенко, а опытный № 04 — летчик испытатель НИИ ВВС полковник В. П. Хомяков. 20 мая Олег Кононенко продемонстрировал в воздухе возможности Як-36М министру обороны А. А. Гречко и Главкому ВМФ С. Г. Горшкову. Як-38 (первоначально носивший имя Як-36М) впервые поднялся в воздух в 1970 г. В 1985 г. был создан улучшенный вариант Як-38М, снабженный двумя подкрыльевыми ПТБ и усовершенствованным вооружением (эффективность по сравнению с Як-38 возросла на 15-20 %). Велась разработка и многоцелового самолета Як-39 для использования в качестве палубного истребителя-перехватчика и штурмовика, имеющего увеличенную площадь крыла, топливные баки большей емкости, бортовую многофункциональную РЛС, усовершенствованную БРЭО и вооружение, однако этот проект реализован не был. В 1980 г. четыре Як-38 в испытательных целях направили в Афганистан, где они действовали с ограниченных площадок в условиях высокогорья. Один самолёт был потерян по небоевой причине. В 1991 г. из-за морального и технического старения эти самолеты были сняты с вооружения ВМФ и переданы на базы хранения. Были исключены из состава флота и авианосцы «Киев», «Минск», «Новороссийск». В настоящее время самолет № 0201 находится в музее Техники, Архангельское, Московская обл. [править] Тактико-технические характеристики Схема Як-38 [править] Технические характеристики Экипаж: 1 человек Длина: 16,37 м Размах крыла: 7,32 м Высота: 4,25 м Площадь крыла: 18,5 м² Масса пустого: 7385 кг Масса максимальная взлётная: 11 300 кг Двигатели: 1× ТРДД Р-28 В-300 с тягой 66,7 кН. 2× ТРДД РД-38 с тягой 31,9 кН каждый. [править] Лётные характеристики Максимальная скорость: 1210 км/ч Дальность полёта: 250—370 км Практический потолок: 12 000 м Скороподъёмность: 4500 м/мин [править] Вооружение Точек подвески: 4 Боевая нагрузка: максимальная: 1500 кг при ВВП: 1000 кг [править] Интересные факты Из 241 выпущенного самолёта в авариях и катастрофах было потеряно 83. В связи с этим в авиационных частях возникла поговорка: «В небе реет грозный Як, Як об палубу шмяк!» — с заменой последнего слова на другое.[1] К сожалению[источник?], к данному самолёту только в первое время военые моряки проявили интерес. Со временем стало понятно, что данный самолёт обладает слишком слабой тяговооружённостью. В южных широтах ни о каком боевом применении не было и речи — просто красивая «шумелка». К концу 80-х годов на авианесущих кораблях даже к пилотам Як-38 отношение было отрицательным.[2]
|