Як-141 (по классификации НАТО — Freestyle) — первый, но уже не единственный в мире сверхзвуковой многоцелевой самолёт вертикального взлёта и посадки (СВВП)(в США в настоящее время разработан сверхзвуковой СВВП F-35). Он был предназначен для перехвата воздушных целей и ведения ближнего манёвренного боя, а также для нанесения ударов по наземным и надводным целям. Истребитель может эксплуатироваться с взлётно-посадочных площадок ограниченных размеров и в корабельных условиях. Взлёт вертикальный или с коротким разбегом, посадка вертикальная или с коротким пробегом. Возможна эксплуатация с повреждённых аэродромов. По мнению российской телепередачи "Ударная сила", на момент создания Як-141 опережал зарубежные разработки на 15-20 лет[1].Программа разработки Як-141 (прототип назывался Як-41) была начата в 1975 и имела целью создание истребителя вертикального взлёта для базирования на авианесущих крейсерах, на смену Як-38. Было построено четыре опытных самолёта, из них два для лётных испытаний. После 12 лет разработки самолет совершил свой первый обычный полет 9 марта 1987 года, и первый полёт в режиме висения 29 декабря 1989 года. Впервые Як-141 был показан на 39-м авиакосмическом салоне в Ле Бурже 15 июня 1991 года. С 26 сентября 1991 г. испытания самолётов проводились на борту ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» (первая посадка совершена летчиком А.А.Синицыным). 5 октября 1991 года один самолёт потерпел аварию. К лету 1992 г. оба самолёта выполнили более 250 полётов. В процессе испытаний было установлено 12 мировых рекордов скороподъёмности и высоты полёта с грузом. Проект был заморожен из-за отсутствия финансирования и необходимости в таком самолете, хотя по непроверенным данным такие страны как Италия, Индия, Аргентина высказывали желание приобрести этот самолёт для своих ВВС. В перестроечные годы конструкторское бюро работало совместно с фирмой Lockheed Martin над соплом вертикального взлета. По неподтвержденным данным чертежи и документация на сопло были проданы американской стороне.
|