Су-37 — многофункциональный сверхманевренный истребитель, предназначенный для завоевания господства в воздухе и нанесения ударов по наземным целям. Создан на базе истребителя Су-35, первый экземпляр построен в конце 1993 года (заводской шифр самолёта Т10М-11, б/н 711). Первый полёт состоялся 2 апреля 1996 года.Основные отличия от Су-35 основное отличие — установка двигателей с управляемым вектором тяги (разработанных в ОКБ им. А. М. Люльки), именно это и позволило достичь высоких маневренных характеристик; соответствующие доработки систем управления самолётом; новое информационно-управляющее поле кабины лётчика: четыре крупноформатных жидкокристаллических цветных (в отличие от Су-35, где индикаторы монохромные) многофункциональных индикатора и широкоугольный индикатор на лобовом стекле; усовершенствованная оптико-электронная прицельная система истребителя, включающая тепловизор, совмещённый с лазерным дальномером-целеуказателем; Конструкция планера в целом подобна Су-27, однако при создании Су-35 и Су-37 использованы новые алюминиево-литиевые сплавы, значительно расширено применение композиционных материалов. Для самолёта разработано новое крыло с увеличенной относительной толщиной, позволяющее разместить больший объём топлива. В ходе лётных испытаний самолёт Су-37 продемонстрировал уникальные маневренные возможности. Впервые были отработаны новые маневры, связанные с выходом на сверхбольшие углы атаки и околонулевые скорости, например разворот в плоскости симметрии на 360° («чакра Фролова»); форсированный (за время, меньшее 10 секунд) боевой разворот; поворот на вертикали; «кобра» с углами атаки 150—180°; переворот на «колоколе»; переворот с потерей высоты до 300—400 м. Иными словами, в ближнем воздушном бою Су-37 может развернуться практически «на месте», в то время как его противнику придётся совершать широкий разворот. [править] Возможности Технические решения, реализованные в конструкции истребителя, обеспечивают: возможность нанесения упреждающих ударов по любому воздушному противнику (в том числе и малозаметному самолёту); многоканальность и алгоритмическую защищённость всех информационных и прицельных систем; атаку наземных целей без входа в зону ПВО противника; маловысотный полёт с огибанием рельефа; автоматизированные групповые действия по воздушным и наземным целям; противодействие радиоэлектронным и оптико-электронным средствам противника; автоматизацию всех этапов полёта и боевого применения; дозаправку в воздухе: самолёт оснащён убирающейся штангой топливоприёмника. [править] Технические характеристики Экипаж: 1 чел. Максимальная скорость: 2500 км/ч Боевой радиус: 800 км Дальность полёта: 4000 км Практический потолок: 18000 м Длина: 22,183 м Высота: 6,35 м Размах крыла: 14,698 м Площадь крыла: 63,5 м² Шасси: 3-точечное Масса пустого: 18500 кг Масса максимальная взлётная: 34000 кг Двигатели: 2 х ТРДДФ Сатурн АЛ-37ФП Тяга форсажная: 2 х 14500 кгс Пушечное вооружение: Встроенная пушечная установка ГШ-30-1 калибра 30 мм Точек подвески: 14 Масса подвески: 8000 кг Подвесные вооружения: Ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-77 с активным радиолокационным самонаведением Ракеты «воздух-воздух» средней дальности семейства Р-27 с полуактивным радиолокационным или пассивным ИК-наведением Высокоманевренные ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности Р-60 и Р-73 с ТГС Ракеты Х-31 класса «воздух-корабль» и «воздух-РЛС» Ракеты класса «воздух-поверхность» семейства Х-29 Бомбы и бомбовые кассеты калибром до 500 кг [править] Вооружение На узлах внешней подвески размещаются подвесные топливные баки и различное вооружение, (а также спец. контейнеры с аппаратурой РЭБ, или разведаппаратурой) общей массой до 8000 кг. Всего возможно более 70 вариантов внешней подвески, включающих ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-77 с активным радиолокационным самонаведением, ракеты «воздух-воздух» средней дальности семейства Р-27 с полуактивным радиолокационным или пассивным ИК-наведением, высокоманевренные ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности Р-60 и Р-73 с ТГС, ракеты Х-31 класса «воздух-корабль» и «воздух-РЛС», ракеты класса «воздух-поверхность» семейства Х-29, бомбы и бомбовые кассеты калибром до 500 кг. [править] Демонстрации и выставки Су-37 активно демонстрировался на различных российских (МАКС начиная с 1997-го[2] и до 2005 года[3]) и международных выставках[4]. Так же этот самолёт продемонстрировал свои возможности в фильме американского научно-популярного телеканала Discovery[5], где был назван не только основным конкурентом F-22, но и королём неба на тот момент. [править] Авария Су-37 19 декабря 2002 года в лентах информационных агентств прошло сообщение, что Су-35 потерпел аварию в 80 км от аэродрома Раменское. Лётчик-испытатель Юрий Ващук благополучно катапультировался.[6] Однако позже информационное агентство NEWSru.com сообщило, что потерян был самолёт Су-37 с бортовым номером 711.[7] Эта информация противоречит информации, предоставленной начальником пресс-службы Минобороны РФ полковником Николаем Дерябиным, который указал на потерю самолёта Су-35.[8] Путаница в сообщениях, возможно, была вызвана тем обстоятельством, что Су-37 является модификацией Су-35. А так как на момент аварии с Су-37 были сняты двигатели с ОВТ, являющиеся основным отличием модификации от базовой модели (заменены на серийные АЛ-31Ф), то, по мнению некоторых экспертов, он являлся Су-35.
|