Су-33 (Су-27К) (Flanker-D по классификации НАТО) — российский палубный истребитель четвёртого поколения. Был принят на вооружение в России в 1991 г. Один из основных самолётов Авиации Военно-морского флота Российской Федерации.Разработан в ОКБ Сухого. Главный конструктор Су-33 — Михаил Петрович Симонов. Первый полёт Су-27К состоялся 17 августа 1987 года, а 1 ноября 1989 года Су-27К впервые в СССР осуществил посадку «по-самолётному» на палубу ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и взлёт с палубы корабля с использованием трамплина. Во время производства предсерийных образцов, в конструкцию были внесены изменения, в том числе и дополнительное горизонтальное оперение, превратившее самолёт в интегральный триплан. Формально можно развести самолёт на две модели: Су-27К — машина основанная на Су-27, отличающаяся усиленным фюзеляжем и шасси, наличием гака, складывающимися крыльями и стабилизаторами; и Су-33 — машина с дополнительным передним горизонтальным оперением, измененным РЭО, усиленным фюзеляжем и шасси, гаком, и складывающимися крыльями и стабилизаторами. Основное боевое применение — палубный истребитель большого радиуса действия. В 1992 на заводе в Комсомольске-на-Амуре начато серийное производство Су-33. Официально принят на вооружение 31 августа 1998 года.[1]Происшествия 28 сентября 1988 года первый опытный экземпляр Т10К-1 (б/н 37) под управлением летчика-испытателя Николая Садовникова на высоте 2000 м и скорости 1270 км/час потерял управление вследствие отказа гидросистем. Пилот катапультировался. 11 июля 1991 года из-за отказа СДУ (система дистанционного управления) потерян один из самолетов установочной партии (Т10К-8). Пилот полковник Тимур Апакидзе катапультировался. 17 июня 1996 года при выполнении тренировочного полета в сложных метеоусловиях потерпел катастрофу Су-33 (б/н 65) из состава 1-ой АЭ 279-го КИАП. Пилотировавший машину Виталий Кузьменко погиб. 11 мая 2000 года при выполнении плановых полетов отдельного корабельного авиационного полка Северного флота потерпел аварию палубный истребитель Су-33 (б/н 71), который пилотировал летчик первого класса полковник Павел Кретов. Летчику удалось катапультироваться из падающей машины и благополучно приземлиться примерно в 54 километрах от базового аэродрома Североморск-3. На самолете произошел отказ бортовой системы управления. 17 июля 2001 года во время авиашоу, посвященном дню морской авиации в гарнизоне "Остров" под Псковом, упал Су-33 (б/н 70), которым управлял Тимур Апакидзе. Пилот погиб. 5 сентября 2005 года потерян самолет Су-33 (б/н 82) под управлением подполковника Юрия Корнеева. Пилот успешно катапультировался. Происшествие произошло при посадке на палубу АК «Адмирал Кузнецов». Из-за обрыва троса аэрофинишера (тормозное устройство) самолёт продолжил движение по палубе, упал в море и затонул. [править] Тактико-технические характеристики Источник данных: А.Фомин «Су-33»[2], Gordon «Sukhoi Su-27»[3] Основные характеристики Экипаж: 1 пилот Длина: 21,185 м Размах крыла: 14,698 м со сложенным крылом: 7,40 м с подвешенными ракетами на законцовках: 14,948 м Высота: 5,72 м Площадь крыла: 67,84 м² Профиль крыла: П44М Коэффициент удлинения крыла: 3,48 Коэффициент сужения крыла: 3,76 Угол стреловидности по передней кромке: 42,5° База шасси: 5,87 м Колея шасси: 4,44 м Масса пустого: 19 600 кг Масса снаряжённого: 20 440 кг (с 2×Р-27Э и 2×Р-73) Нормальная взлётная масса: 29 940 кг (с полной заправкой) с частичной заправкой: 26 000 кг Максимальная взлётная масса: 33 000 кг Предельная посадочная масса: 26 000 кг Нормальная посадочная масса: 22 400 кг Масса топлива во внутренних баках: 9 500 кг основной вариант заправки: 5 350 кг Объём топливных баков: 12 100 л Силовая установка: 2 × ТРДДФ АЛ-31Ф сер. 3 Бесфорсажная тяга: 2 × 7 670 кгс (75 кН) Форсажная тяга: 2 × 12 500 кгс (122,6 кН) Чрезвычайный режим: 2 × 12 800 кгс (125,5 кН) Степень двухконтурности: 0,57 Лётные характеристики Максимальная скорость: у земли: 1 200 км/ч на высоте 11 000 м: 2 300 км/ч (2,17 М) Посадочная скорость: 235 - 250 км/ч Практическая дальность: у земли: 1 000 км на высоте: 3 000 км Продолжительность патрулирования на удалении 250 км: 2 ч. Практический потолок: 17 000 м Нагрузка на крыло: 486,4 кг/м² (при макс. взлётной массе) Тяговооружённость: 0,84 / 0,76 (при норм./макс. взлётной массе на форсаже) Длина разбега: 105 м (с трамплином) Длина пробега: 90 м (с аэрофинишером) Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 8 g Вооружение Стрелково-пушечное: 1 × 30 мм пушка ГШ-30-1 (боезапас 150 снарядов) Точки подвески: 12 Боевая нагрузка: 6 500 кг (максимальная) вариант воздух-воздух: 3 200 кг (8×Р-27Э и 8×Р-73) Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух»: 4-6 × Р-73 6-8 × Р-27Р/ЭР 2 × Р-27Т/ЭТ ракеты «воздух-поверхность»: нет Х-41 «Москит» (подвешивались только на опытных Т-10К-5 и Т-10К-9) Неуправляемые ракеты: 80 (4 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8М1 или 20 (4 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13Л или 4 × 266 мм С-25 Бомбы: свободнопадающие различного назначения, бомбовые кассеты 8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500, ЗБ-500) или 28 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т.д.) или 32 × 100 кг Авионика РЛС: РЛПК-27К Антенна: Тип: Н001К Диаметр: 1075 мм Зона обзора: по высоте: ±50° по азимуту: ±60° Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР=3 м²: навстречу: 100 км вдогон: 40 км Количество одновременно сопровождаемых целей: 10 ОЭС: ОЭПС-27К Тип: ОЛС-27К («46Ш») Зона обзора: по высоте: -15°/+60° по азимуту: ±60° Поле обзора: 120×75° Угол обзора: 60×10°, 20×5°, 3×3° Дальность сопровождения теплоконтрастной воздушной цели: навстречу: 40 км вдогон: 100 км Диапазон измеряемых дальностей: 6 км Нашлемная система целеуказания «Щель-3УМ-1»
|