Су-27 (по кодификации НАТО: Flanker) — советский/российский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель-перехватчик. Предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Первый полёт прототипа состоялся в 1977 году, а в 1984 году самолёты начали поступать в авиационные части. На текущий момент является одним из основных самолётов ВВС России, его модификации состоят на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае и других странах.Разработан в ОКБ Сухого. Главными конструкторами Су-27 в разное время были Н. С. Черняков, М. П. Симонов, А. А. Колчин и А. И. Кнышев. На основе Су-27 разработано большое количество модификаций: учебно-боевой Су-27УБ, палубный истребитель Су-33 и его учебно-боевая модификация Су-33УБ, многоцелевые истребители Су-30, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34 и другие.История создания [править] Начало разработок В конце 1960-х в ряде стран началась разработка перспективных истребителей четвёртого поколения. Первыми к решению этой проблемы приступили в США, где ещё в 1965 году был поставлен вопрос о создании преемника тактического истребителя F-4C «Фантом». В марте 1966 года там была развёрнута программа FX (Fighter Experimental). Проектирование самолёта по уточнённым требованиям началось в 1969 году, когда самолёт и получил обозначение F-15 «Игл» (англ. Eagle). Победителю конкурса по работе над проектом, фирме «МакДоннел Дуглас», 23 декабря 1969 был выдан контракт на постройку опытных самолётов, а в 1974 году появились первые серийные истребители F-15A «Игл» и F-15B. В качестве адекватного ответа в СССР была развёрнута собственная программа разработки перспективного истребителя четвёртого поколения, к которой приступило ОКБ Сухого в 1969 году. Учитывалось, что основным назначением создаваемого самолёта будет борьба за превосходство в воздухе. Тактика воздушного боя предусматривала в том числе и ближний маневренный бой, вновь признанный на тот момент основным элементом боевого применения истребителя.[1] [править] Прототипы [править] Т-10 В 1975—1976 годах стало ясно, что первоначальная компоновка самолёта обладает существенными недостатками[2]. Тем не менее опытный образец самолёта (получивший название Т-10-1) был создан и поднялся в воздух 20 мая 1977 (пилот — заслуженный лётчик-испытатель Герой Советского Союза Владимир Ильюшин). При одном из полётов Т-10-2, пилотируемый Евгением Соловьёвым, попал в неисследованную область резонансных режимов. Лётчик, пытаясь спасти машину, погиб.[3] В это время стали поступать данные об американском F-15. Неожиданно выяснилось, что по ряду параметров машина не отвечает техническому заданию и значительно уступает F-15. Например, разработчики электронной аппаратуры не уложились в отведённые им массогабаритные рамки. Также не удалось реализовать заданный расход топлива. Перед разработчиками возникла нелёгкая дилемма — либо довести машину до серийного производства и сдать заказчику в существующем виде, либо предпринять радикальную переработку всей машины, но было принято решение не выпускать недоработанную машину.[2] [править] Т-10С В кратчайшие сроки была разработана новая машина, в конструкции которой были учтены опыт разработки Т-10 и полученные экспериментальные данные. И уже 20 апреля 1981 года опытный самолёт Т-10-17 (другое обозначение Т-10С-1, то есть первый серийный), пилотируемый В. С. Ильюшиным поднялся в небо. Машина была сильно изменена, почти все узлы рассчитаны «с нуля». Полученные при испытаниях данные показали, что был создан действительно уникальный самолёт, по многим параметрам не имеющий аналогов в мире. Хотя и тут не обошлось без катастроф: в одном из полётов в критическом режиме из-за разрушения планера погиб Александр Комаров. Некоторое время спустя, на этом же режиме в аналогичную ситуацию попал Н. Садовников. Только благодаря большому мастерству испытателя, впоследствии Героя Советского Союза, мирового рекордсмена, полет завершился благополучно. Н. Ф. Садовников посадил на аэродром повреждённый самолёт — без большей части консоли крыла, с обрубленным килем — и тем самым предоставил бесценный материал разработчикам машины. В срочном порядке были проведены мероприятия по доработке самолёта: усилена конструкция крыла и планера в целом, уменьшена площадь предкрылка.[1] В дальнейшем самолёт подвергался многочисленным доработкам, в том числе и в процессе серийного производства. [править] Принятие на вооружение Первые серийные Су-27 стали поступать в войска в 1984 году. Официально на вооружение Су-27 принят постановлением правительства от 23 августа 1990 года, когда были устранены все основные недостатки, выявленные в испытаниях. К этому времени Су-27 уже более 5 лет находились в эксплуатации. При принятии на вооружение в ВВС самолёт получил обозначение Су-27, а в авиации ПВО — Су-27С (серийный). Внешне между собой они не отличались, а по составу оборудования различия были незначительными.[источник не указан 100 дней] [править] Конструкция [править] Планер Су-27 ВВС Украины Су-27 имеет нормальную аэродинамическую схему и т. н. интегральную компоновку: его крыло плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. Крыло имеет стреловидность 42° по передней кромке. Для улучшения аэродинамических характеристик самолёта на больших углах атаки оно оснащено автоматически отклоняемым носком и корневыми наплывами большой стреловидности. Последние также способствуют увеличению аэродинамического качества при полёте на сверхзвуковых скоростях. Также на крыле расположены флапероны, одновременно выполняющие функции закрылков на взлётно-посадочных режимах и элеронов. Горизонтальное оперение состоит из цельноповоротного стабилизатора, при симметричном отклонении консолей выполняющего функции руля высоты, а при дифференциальном — служащего для управления по крену. Вертикальное оперение двухкилевое. Для уменьшения общего веса конструкции широко используется титан (около 30 %). На некоторых модификациях Су-27 (Су-33, Су-34 и др.) установлено переднее горизонтальное оперение. Су-33, корабельный вариант Су-27, кроме того, для уменьшения габаритов имеет складные консоли крыла и стабилизатора, а также оснащён тормозным гаком. Су-27 — первый советский серийный самолёт с электродистанционной системой управления (ЭДСУ) в продольном канале. По сравнению с бустерной необратимой системой управления, применявшейся на его предшественниках, ЭДСУ обладает большим быстродействием, точностью и позволяет применять гораздо более сложные и эффективные алгоритмы управления. Необходимость её применения вызвана тем, что для улучшения маневренности Су-27 статически неустойчив при дозвуковых скоростях. [править] Силовая установка В мотогондолах под хвостовой частью фюзеляжа расположены два турбореактивных двухконтурных двигателя АЛ-31Ф с форсажной камерой, разработанных конструкторским бюро «Сатурн», интересны очень малым расходом топлива как на форсаже, так и на режиме минимальной тяги. Масса двигателя примерно 1500 кг. Двигатели широко расставлены для уменьшения взаимного влияния, между ними находится балка с контейнером тормозного парашюта. На более современных модификациях Су-27 в хвостовой балке предполагалось устанавливать РЛС заднего обзора (при этом тормозной парашют переносился под корпус самолёта). Модификация АЛ-31ФП снабжена поворотным соплом с отклоняемым в вертикальной плоскости на ±15° вектором тяги, что увеличивает маневренность самолёта. Такие двигатели устанавливаются на некоторых моделях Су-30МК. Большой объём топливных баков (около 12000 л) обеспечивает дальность полёта до 3680 км и боевой радиус до 1500 км. Размещение подвесных топливных баков на базовых моделях не предусмотрено.[1] [править] Другое оборудование Кабина имеет двухсекционный фонарь, состоящий из неподвижного козырька и открывающейся вверх-назад сбрасываемой части. Рабочее место летчика оборудовано катапультируемым креслом К-36ДМ-. [править] Вооружение и оборудование Бортовая РЛС Н001 оснащена антенной Кассегрена диаметром 1076 мм и способна обнаруживать воздушные цели класса «лёгкий истребитель» на расстоянии 60-80 км в передней полусфере и 30-40 км в задней полусфере. РЛС может одновременно сопровождать до 10 целей в режиме СНП (сопровождение на проходе) и управлять наведением двух ракет по одной цели. В дополнение имеется квантовая оптико-локационная станция (КОЛС) с лазерным дальномером 36Ш, сопровождающая цели в простых метеоусловиях с большой точностью. ОЛС позволяет вести цель на малых дистанциях, не излучая радиосигналы и не демаскируя истребитель. Информация от бортовой РЛС и от ОЛС выводится на индикатор прямой видимости (ИПВ) и рамку ИЛС (индикация на лобовом стекле). Ракетное вооружение размещено на АПУ (авиационное пусковое устройство) и АКУ (авиационное катапультное устройство), подвешенных в 10 точках: 6 под крыльями, 2 под двигателями и 2 под фюзеляжем между двигателями. Основное вооружение — до шести ракет «воздух-воздух» Р-27, с радиолокационным (Р-27Р, Р-27ЭР) и двух с тепловым (Р-27Т, Р-27ЭТ) наведением. А также до 6 высокоманевренных ракет ближнего боя Р-73 оснащённых ТГСН с комбинированным аэродинамическим и газодинамическим управлением.[4] [править] Варианты размещения ракет «воздух — воздух» на самолёте Су-27С Точки подвескиНомер варианта 8 6 4 10 1 2 9 3 5 7 1 Р-73 Р-73 Р-73 Р-73 Р-73 Р-73 2 Р-27Т(ЭТ) Р-27Т(ЭТ) 3 Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) 4 Р-27Т(ЭТ) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Т(ЭТ) 5 Р-73 Р-73 Р-73 Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-73 Р-73 Р-73 6 Р-73 Р-73 Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-73 Р-73 7 Р-73 Р-73 Р-27Т(ЭТ) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Р(ЭР) Р-27Т(ЭТ) Р-73 Р-73 Ограничения по скорости в зависимости от варианта размещения ракет: 1-2 — не более 1300 км/ч; 3-7 — не более 1200 км/ч. Допускаются варианты несимметричной подвески ракет, за исключением полной односторонней и вариантов с дисбалансом взлётной массы не более 450 кг. На симметричных точках допускается подвеска только однотипных ракет. Допускается попарная симметричная подвеска ракет Р-27ЭР и P-27P одновременно на разных парах точек. В правом наплыве крыла установлена встроенная 30-мм автоматическая авиационная пушка ГШ-30-1. Скорострельность составляет 1500 выстрелов в минуту, боезапас — 150 снарядов. Прицеливание пушки осуществляется либо по данным с РЛС и ОЛС, либо в режиме «дорожка» — прицеливание по базе цели (размах крыльев обстреливаемого самолёта). Электро-дистанционная система самолета имеет четырехкратное резервирование. На Су-27 установлена станция предупреждения об облучении «Берёза».[1] [править] Модификации Су-27 на авиасалоне МАКС-2007 Раскраска первых серий для ВВС СССР Современная раскраска ВВС России Т-10 (Flanker-A[5]) — прототип. Т-10С — улучшенная конфигурация прототипа. Су-27 — предсерийная версия с двигателями АЛ-31. Су-27С (Су-27) (Flanker-B) — одноместный истребитель-перехватчик ВВС, основная модификация самолёта, производимая серийно. Оснащён двигателями АЛ-31Ф. Су-27П — одноместный истребитель-перехватчик для войск ПВО страны, из системы управления вооружением устранена возможность работы по земле. Су-27УБ (Т-10У) (Flanker-С) — двухместный учебно-боевой истребитель. Предназначен для переподготовки лётчиков на самолёт Су-27, сохраняет все боевые возможности Су-27. Первый полёт на Су-27УБ выполнен 7 марта 1985. Серийно строится в Иркутске с 1986. Су-27УП (Т-10-30) — учебно-патрульный самолёт для ПВО с системой дозаправки топливом в воздухе. Производится серийно. Су-27СК — экспортная модификация одноместного Су-27 (Су-27С). Су-27СМ — модернизированная версия серийного самолёта. Су-27 ВВС России проходят модернизацию до уровня Су-27СМ. Су-27УБК — экспортная модификация двухместного учебно-боевого истребителя Су-27УБ. Су-30 (Су-27ПУ) — двухместный самолёт наведения целеуказания. Построен на базе Су-27УБ. Способен осуществлять одновременное наведение четырёх перехватчиков Су-27. См. подробнее: Модификации Су-30 Су-27ИБ — прототип двухместных истребителей-бомбардировщиков Су-32ФН и Су-34 с расположением сидений рядом. Предназначен для поражения точечных сильнозащищённых целей в любых погодных условиях и в любое время суток. Впервые поднялся в воздух 13 апреля 1990 г.[6] П-42 (Т-10-15) — опытный самолёт, переоборудованный из серийного Су-27. В 1986—1990 на нём было установлен 41 официально зарегистрированный ФАИ мировой рекорд скороподъёмности и высоты полёта.[7] Отличается установкой других двигателей и значительно облегчённой конструкцией (взлётная масса П-42 составляет 14100 кг). [8] Су-33 (Су-27К, Т-10К) (Flanker-D) — одноместный палубный истребитель со складывающимися консолями крыла. Серийное производство мелкими партиями на КнААПО c 1992 года. Су-33 несут службу на ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Су-33УБ (Су-27КУБ, Т-10КУБ) — двухместный палубный истребитель. Ранее был известен под названием Су-27КУБ. Су-34 (Су-27ИБ, Су-32ФН) (Fullback) — двухместный истребитель-бомбардировщик с расположением сидений «плечом к плечу». Предназначен для поражения точечных наземных (надводных) сильнозащищенных целей в любое время суток и в любых погодных условиях. По назначению аналогичен американскому истребителю-бомбардировщику F-15E. Первый полёт выполнен 13 апреля 1990 года. Су-35 (Су-27М, Т-10М) (Flanker-E) — многоцелевой истребитель. Су-37 (Т-10М-11) (Flanker-F) — многоцелевой истребитель с двигателями, оснащёнными системой управления вектором тяги (УВТ). Один из экземпляров (б/н 711) разбился в одном из испытательных полётов, программа создания прекращена.[9][10] [править] Сравнение с другими истребителями Файл:F-15 Su30 Mir2000.jpg Су-30МКИ, F-15 Игл и Миражи 2000 на Cope India 2004 [править] Официальный документ В брошюре[11], посвящённой сравнению маневренных возможностей Су-27 с тактическими самолётам НАТО сказано: Истребитель Су-27 обладает высокими маневренными свойствами и большой тяговооруженностью, что обеспечивает успешное ведение ближнего маневренного воздушного боя с тактическим истребителем F-15, преимущество над F-16 практически по всем показателям маневренности и полное маневренное превосходство над «Торнадо» Г-2. ... За счет умелого использования высоких маневренных свойств и огневых возможностей Су-27, а также творческого подхода командиров к выбору тактических приемов ближнего маневренного воздушного боя, имеются реальные возможности победы над F-15, F-16 и «Торнадо» Г-2. [править] Мнения лётчиков (сравнение с F-15D) О сравнительных боевых возможностях F-15 и Су-27 можно судить по итогам визита в США на авиабазу Ленгли в августе 1992 лётчиков Липецкого центра боевого применения и переучивания лётного состава ВВС и ответного визита американских лётчиков в Липецк в сентябре того же года, а также на Авиабазу Саваслейка в 1996 году. Были организованы «совместные маневрирования» самолётов F-15D и Су-27УБ, (по мнению российских лётчиков, F-15 уступает в маневренности на дозвуковых скоростях не только Су-27, но и МиГ-29).[11] [править] Cope India 2004 Во время совместных американо-индийских учений в феврале 2003 года состоялось несколько тренировочных воздушных боёв. В учениях с индийской стороны участвовали самолёты российского и французского производства, семейств «Су», «МиГ» и «Мираж». Во время манёвров в трёх из четырёх учебных воздушных боев индийским пилотам на Су-30МКИ (Су-30 модернизированный коммерческий индийский) удалось «победить» американцев. Бои проводились в условиях 12 индийских самолётов против 4 американских; по договорённости с индийцами американская сторона не использовала систему АВАКС и не симулировала ракеты большой дальности AIM-120[12]. Будучи озабоченным растущим количеством продаж российских истребителей Су-27 и Су-30 по всему миру, военное командование США приобрело у Украины два истребителя Су-27 российского производства. На них будут испытывать эффективность новых американских радаров и системы радиоэлектронного подавления[13]. [править] Фигуры высшего пилотажа Схема выполнения кобры На авиасалоне Ле-Бурже в июне 1989 года лётчик-испытатель Виктор Пугачёв на самолёте Су-27 продемонстрировал новую фигуру пилотажа — «кобру» (динамическое торможение), и её журналисты окрестили «коброй Пугачёва». Тем не менее, впервые «кобру» на испытательных полётах выполнил лётчик-испытатель Игорь Волк. В полёте самолёт, не изменяя направления движения, энергично задирает нос, увеличивая угол атаки до 120°, некоторое время летит хвостом вперёд, а затем быстро возвращается в горизонтальное положение. Само название элемента — «кобра» — придумал генеральный конструктор ОКБ имени Сухого Михаил Симонов, сравнив поведение самолёта в воздухе со стойкой кобры перед атакой.[14] Считается, что фигура «кобра» может применяться для ухода от доплеровских радиолокационных головок самонаведения ракет путём резкого сброса скорости в бою, так как доплеровские радары селектируют цели, имеющие скорости не ниже 200 км/ч. Однако Су-27 может выполнять фигуру «кобра», только находясь в границах скоростей от 400 до 500 км/ч, что существенно ограничивает возможности её исполнения в боевых условиях. Наиболее перспективно использование «кобры» в ближнем воздушном бою, когда скорости самолётов обычно находятся в пределах от 400 до 600 км/ч. При резком увеличении угла атаки появляется возможность захватить нашлемной системой целеуказания НСЦ «Щель-ЗУМ» вражеский самолёт и успеть выпустить ракету Р-73. Так же манёвр применим для ухода от преследования. Преследующий Су-27 противник проскочит вперёд и станет удобной мишенью для атаки. Су-27, пролёт на малой высоте, Кубинка Демонстрация «Кобры» показала принципиальную возможность удерживать самолёт от сваливания на углах атаки, превышающих критический. Чтобы преодолеть ограничение в 120° по углу атаки, необходимо добавить вертикальную составляющую вектора тяги двигателей. Иными словами, разработать двигатель с управлением вектором тяги (УВТ). Что и было реализовано в самолёте Су-37, являющимся, по сути, тем же самым Су-35, но с установленным на нем двигателями с системой УВТ и доработанной САУ. Благодаря этой новаторской идее стало возможным выполнение эффективных боевых манёвров на околонулевых (и даже отрицательных) скоростях при больших углах атаки. Одним из таких манёвров является «Чакра Фролова», названная в честь лётчика-испытателя Евгения Фролова (на Западе этот манёвр также известен как «Кульбит»), первого выполнившего его на Су-37. При выполнении этого манёвра самолёт с набором высоты одновременно уменьшает скорость и из этого положения делает «мёртвую петлю» на очень малых скоростях полёта, доводя угол атаки до 360°, то есть практически разворачиваясь вокруг своего хвоста! Времени разворота достаточно, чтобы захватить цель и произвести по ней пуск ракет, вследствие чего можно эффективно противодействовать преследователям, зашедшим в хвост самолёту. Благодаря двигателям с УВТ риск сваливания в штопор минимален, а сам штопор перестал быть неуправляемым режимом.[источник не указан 100 дней] См. также: Пилотажная группа «Русские витязи» [править] Известные аварии и происшествия [править] Случай в Баренцевом море Высокие боевые качества самолета доказывает случай, происшедший 13 сентября 1987 года. Патрульный самолет норвежских ВВС Локхид Р-3В «Орион» производил наблюдение за группой советских кораблей в нейтральных водах Баренцева моря во время учений. Летчику находящегося неподалеку истребителя Су-27 была передана команда выполнить учебный перехват и воспрепятствовать сбросу буев в воду. Сблизившись с норвежским самолётом Су-27 занял позицию под «Орионом», заблокировав сброс буев. Экипаж «Ориона» стал гасить скорость. Но он не знал, что минимальная скорость СУ-27 меньше скорости сваливания «Ориона». Недооценив возможности Су-27, натовский разведчик потерял из поля зрения истребитель. В результате опасного маневрирования машины пришли в соприкосновение: истребитель задел радиопрозрачной законцовкой киля за лопасть вращающегося воздушного винта «Ориона», из-за чего произошло их разрушение, и обломки винта пробили фюзеляж Р-3В. Оба самолёта благополучно вернулись на аэродромы базирования.[15] [править] Крушение под Камранью 12 декабря 1995 года при заходе на посадку в сложных метеорологических условиях для дозаправки горючем близ города Камрань (Вьетнам) из-за плохой организации полетов потерпели катастрофу три истребителя Су-27 из состава пилотажной группы ВВС России «Русские витязи». Погибли четыре летчика. [16] [править] Авария Су-30МК в Ле-Бурже 12 июня 1999 года, в день открытия 43-го авиационно-космического салона в Ле-Бурже в зоне показательных полётов произошла авария. Во время показательных полётов многоцелевой истребитель Су-30МК с управляемым вектором тяги, пилотируемый Вячеславом Юрьевичем Аверьяновым (лётчик-испытатель КБ Сухого) и Владимиром Георгиевичем Шендриком (штурман), задел хвостовой частью землю. Причиной аварии был человеческий фактор: пилоты выполняли манёвры на слишком малой высоте. Важно проследить поведение самолёта в момент касания хвостом взлётной полосы и после. После касания хвостовой частью асфальта машина не рассыпалась, не взорвалась, не «клюнула» носом вниз, а продолжала подниматься, несмотря на то, что в одном из двигателей начался пожар — разорвались трубопроводы, по которым в систему отклонения вектора тяги двигателей подавалось топливо. Используя второй двигатель, который также начинал гореть, самолёт продолжал медленно набирать высоту до 50-60 м. Только после этого лётчики, убедившись что при падении самолёта никто на земле не пострадает, катапультировались. По словам пилотов, самолёт до последнего момента слушался руля и вёл себя безукоризненно.[источник не указан 100 дней] [править] Скниловская трагедия Основная статья: Трагедия на авиашоу во Львове 27 июля 2002 года во время показательных выступлений на аэродроме Скнилов (Львов) самолёт Су-27 упал на толпу зрителей. Оба пилота, Владимир Топонарь и Юрий Егоров, катапультировались. По официальным данным погибло 77 человек (иногда называется другое число — 86 погибших). Государственной комиссией по расследованию установлено, что причиной трагедии стали ошибка экипажа самолёта в технике пилотирования при выполнении незапланированного элемента высшего пилотажа (нисходящий манёвр при большом весе топлива на борту), а также неудовлетворительная работа руководителей полётов, допустивших маневрирование вне отведённой зоны.[17][18] [править] Падение Су-27 в Литве 15 сентября 2005 года группа самолётов Шестой армии ВВС и ПВО завершала перелёт из Санкт-Петербурга на один из аэродромов Калининградской области. Во время полёта от пилота майора Валерия Троянова поступило сообщение о потере ориентировки. В 16:04 по московскому времени лётчик благополучно катапультировался, так как к этому моменту горючее в машине закончилось. Самолёт упал на территории Литвы, в 55 километрах от Каунаса. В результате падения жертв и разрушений не было. Предположительно, причиной стал отказ навигационного оборудования, однако главком ВС Литвы генерал-майор Валдас Туткус заявил, что выводы литовской комиссии в полном объёме не станут достоянием общественности, так как «содержат около двадцати недостатков системы ПВО Литвы», вследствие чего на них лежит гриф «секретно». Падение Су-27 на территории Литвы вызвало бурный политический скандал. Поначалу литовская сторона отказалась выдавать пилота и бортовые самописцы России. Также сообщалось, что в руки литовских специалистов попала бортовая система опознавания «свой — чужой» (коды, хранящиеся в этой системе, являются государственной тайной), на что министр обороны России Иванов ответил, что «Разговоры о том, что эта система могла попасть в руки других — это спекуляции и колебания воздуха», так как система самоуничтожения троекратно дублируется и срабатывает в момент столкновения самолёта с землёй.[19] [править] Происшествие с самолётом Су-27 в Дорохово 20 марта 2008 года произошло серьезное авиационное происшествие с двухместным учебно-боевым истребителем Су-27УБ на аэродроме Дорохово в Тверской области. При выполнении полета в районе аэродрома на высоте более 11 тысяч метров отказало бортовое электропитание по постоянному току, вышла из строя связь и навигационное оборудование.[20] Благодаря тому, что электропитание по переменному току функционировало нормально, двигатели самолёта продолжали работать. Лётчики, проявив мужество и хладнокровие, решили не катапультироваться и попытаться посадить самолёт. При заходе на посадку не выпустилось шасси. Посадив самолёт на «брюхо» с минимальными повреждениями, они обеспечили сохранность самолёта. Главнокомандующий Военно-воздушными силами России Александр Зелин представил лётчиков истребительного авиационного полка подполковников Романа Костенюка и Александра Сидорова к орденам Мужества за спасение самолёта.[21] Данному событию посвящена передача из цикла «Русский характер», вышедшая в эфир телеканала «Звезда» 28 ноября 2008 года.[22] [править] Трагедия в Жуковском 16 августа 2009 В подмосковном городе Жуковском, в ходе репетиций перед МАКС-2009 в небе столкнулись истребители Су-27 и Су-27УБ из группы "Русские витязи". В результате столкновения оба самолета упали на землю. В катастрофе погиб командир "Русских витязей" Игорь Ткаченко, находившийся за штурвалом Су-27УБ. Второй пилот Су-27УБ, а также пилот второго самолета получили ранения. Также в результате падения поврежденного в столкновении Су-27УБ на близлежащий дачный поселок и вызванного им пожара на земле погибла женщина и пострадало еще 4 человека.[23][24] [править] Боевое применение 19 марта 1993 года, во время Абхазской войны, Су-27 ВВС России вылетел с аэродрома Гудаута на перехват двух воздушных целей (предположительно пары Су-25 ВВС Грузии), но цели обнаружены не были. При развороте для возвращения предположительно был сбит зенитной ракетой.[25][26] в районе с. Шрома, Сухумского р-на. Лётчик Шипко Вацлав Александрович погиб. В 1999—2000 годах несколько Су-27 принимали участие в эфиопо-эритрейской войне в составе ВВС Эфиопии. В воздушных боях они сбили 3 эритрейских МиГ-29 (ещё один МиГ, возможно, был списан из-за полученных повреждений), не понеся потерь[27]. [править] Эксплуатация Страны, использующие Су-27 и Су-30 Выпущено в СССР: около 600 самолётов. Состоят на вооружении: Россия — до 350 самолётов.[28] Ангола — 8 самолётов. Армения — 16 самолётов. Белоруссия — на вооружении 19 Су-27П и 4 Су-27УБ. Вьетнам — 12 самолётов, ожидается поставка ещё 24. Индонезия — 2 Су-27СК, заказаны 3 Су-27СКМ (будут поставлены в 2009 году).[29] Казахстан — 34 самолёта. Китай — 46 самолётов (куплены до 1996 года), в 1998 году подписано соглашение о сборке 200 истребителей под маркой J-11. На 2008 год в общей сложности 276 Су-27,Су-30 и J-11 Сирия — 14 самолётов. США — 2 самолёта, используются в исследовательских целях.[30] Украина — 40-45 самолётов.[31]. Эритрея — 6 самолётов. Эфиопия — 8 Су-27А и 2 Су-27У. См. также: Эксплуатанты Су-30 [править] Места дислокации российских Су-27 Аэродром Крымск (3-й ИАП) Аэродром Килпъявр (9-й ИАП) Аэродром Центральная Угловая (22-й ИАП) Аэродром Дзёмги (23-й ИАП) Аэродром Бесовец (159-й ИАП) Аэродром Лодейное Поле (177-й ИАП) Аэродром Дорохово (611-й ИАП) Аэродром Чкаловск (689-й ИАП, авиация ВМФ России) [править] Авиасимуляторы В 1996 г. российскими разработчиками Eagle Dynamics была создана и издана фирмой SSI первая версия компьютерной игры, авиасимулятора «Су-27 Фланкер». Игра отличается высоким уровнем реализма и качественной реализацией лётной модели. Консультантами при разработке программы были специалисты ОКБ «Сухой». Развитием игры стали Су-27 Фланкер 2.0, Су-27 Фланкер 2.5, Lock On: Современная боевая авиация и Lock On: Горячие Скалы. На базе последних версий игры действует очно-заочная школа пилотирования «ЦПВЛ». [править] Тактико-технические характеристики Экипаж: 1 или 2 чел. Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч Максимальная скорость на высоте: 2500 км/ч Боевой радиус: 1500 км Дальность полёта: 3900 км Практический потолок: 18 500 м Скороподъёмность: 18000 м/мин Длина: 21,9 м Высота: 5,9 м Размах крыла: 14,7 м Площадь крыла: 62 м² Стреловидность: 42° Шасси: трёхопорное, убирающееся Масса пустого: 16 380 кг Масса снаряжённого: 23 000 кг Масса максимальная взлётная: 33 000 кг Двигатели: 2 х АЛ-31Ф Тяга: 2 x 7600 кгс Тяга форсажная: 2 x 12500 кгс Пушечное вооружение: 1 х 30 мм, ГШ-30-1(боезапас 150 снарядов) Точек подвески: 10 Масса подвески: 8000 кг Подвесные вооружения: 6 управляемых ракет средней дальности Р-27Р или Р-27ЭР, 2 Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС Свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 10 единиц) или по 250 кг (32 единицы) Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 6 единиц) Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса
|