Су-9 (Fishpot по классификации НАТО) — советский однодвигательный всепогодный истребитель-перехватчик. Один из первых отечественных самолетов с треугольным крылом и первый в мире истребитель-перехватчик, созданный как составная часть единого комплекса перехвата.Разработка и производство Су-9 появился в результате исследований, проведенных ЦАГИ во время войны в Корее. Эти исследования определили несколько оптимальных аэродинамических схем для реактивных истребителей. Прототип, обозначавшийся Т-405 совершил свой первый полет в 1956 году. Су-9 разрабатывался одновременно с Су-7, и оба самолёта впервые показали на воздушном параде в Тушино 24 июня 1956 года. Су-9 был принят на вооружение в 1959 году. До конца 1959 года более 150 машин было передано в строевые полки, в частности, расположенные в Красноводске (Туркменистан), Озерном и Стрые (Украина), Барановичах (Белоруссия), Килп-Явр (Мурманск), Карши (Узбекистан). Самолеты перегонялись к местам базирования своим ходом. К середине 1960-х самолётами Су-9 были вооружены около 30 авиаполков. В частности, в московском округе ПВО: 28-й ИАП (Кричев), 415-й ИАП (Туношна), ИАП во Ржеве; в украинской 8-й армии ПВО: 90-й ИАП (Арциз), 179-й ИАП (Стрый), 894-й ИАП (Озёрное), 136-й ИАП (Кировское); в белорусской 2-й армии ПВО: 61-й ИАП (Барановичи), 201-й ИАП (Мачулищи). В середине 1960-х на аэродроме Крайний звено истребителей-перехватчиков Су-9 несло боевое дежурство для обеспечения противовоздушной обороны космодрома Байконур. Всего было произведено около 1100 самолетов этого типа. По видимому, по крайней мере некоторая часть Су-9 позже была модернизирована до Су-11. Эти самолеты не поставлялись за рубеж. До конца 1960-х, когда на вооружение стали поступать МиГ-25, Су-9 оставался самым скоростным и высотным боевым самолетом в СССР. Оставшиеся Су-9 и более поздние Су-11 были сняты с вооружения в 70е годы, некоторые из них были переделаны в дистанционно-управляемые самолеты. Они были заменены модернизированной версией Су-11 и намного более совершенными самолётами Су-15 и МиГ-25. [править] Боевое применение В 1960 г. самолет Су-9 был задействован в борьбе с высотными разведывательными самолетами Локхид U-2, совершавшими полеты над территорией СССР. 1 мая 1960 г. на высоте 20 000 м летчик И. Ментюков на истребителе Су-9 пытался таранить самолет U-2, пилотируемый Пауэрсом и сбитый позднее с помощью ЗРК С-75. Су-9 перегоняли с завода и по этой причине он не имел на борту вооружения и лётчик был без гермокостюма. Однако из-за ошибок оператора наведения и отказа бортовой РЛС таран не состоялся. Была только одна попытка, по причине нехватки топлива, так как на такую высоту можно подняться только на полном форсаже. В конце 60-х гг. с аэродрома Кюрдамир (Бакинский округ ПВО) подняли пару самолетов на перехват двух иранских истребителей, нарушивших воздушное пространство СССР. Ведущий после наведения с земли произвел пуск РС-2УС, однако бортовая РЛС восприняла две близко летевшие цели как одну, и ракета прошла между самолетами, не поразив ни один из них. Возможно, Су-9 участвовали в других эпизодах перехвата (или даже сбивали) самолеты-разведчики, однако точных данных на этот счет нет. Самолеты этого типа активно использовались для перехвата автоматических дрейфующих аэростатов. [править] Рекорды В 1959 г. В. С. Ильюшиным на модифицированном Су-9 (Т-431) установлен мировой рекорд высоты - 28857 м; в 1962 г.- абсолютный мировой рекорд высоты установившегося горизонтального полета - 21 270 м; в 1960 г. Б. М. Адриановым - абсолютный мировой рекорд скорости на 100-км замкнутом маршруте - 2092 км/ч; в 1962 г. А. А. Козновым - мировой рекорд скорости на 500-км замкнутом маршруте - 2337 км/ч. [править] Конструкция Фюзеляж и хвостовое оперение Су-9 сходны по конструкции с использованными на Су-7, но, в отличие от него, Су-9 имел вместо стреловидного треугольное крыло с углом 53°. На нем, как и на Су-7, присутствовали воздушные тормоза, расположенные в задней части фюзеляжа, двигатель АЛ-7Ф, и носовой воздухозаборник. Су-9 построен на основе более ранней разработки — Т-3, с которым он практически идентичен. В ОКБ Сухого Су-9 обозначался Т-43. Треугольное крыло было применено на Су-9 по причине его низкого лобового сопротивления на сверхзвуковых скоростях. Больший объем крыла также позволил существенно увеличить топливовместипость по сравнению с Су-7. Су-9 разгонялся до скорости М=1,8 на высоте, или до М=1,14 с ракетами, однако запас топлива был невелик и сильно ограничивал радиус действия. В отличие от Су-7, который имел большие усилия на ручке, управление Су-9 было легким и отзывчивым, однако ошибок пилотам он не прощал. В носовом радиопрозрачном регулируемом конусе воздухозаборника была установлена РЛС ЦД-30 (High Fix по классификации НАТО). На двух фюзеляжных пилонах располагались подвесные топливные баки. Самолет входил в состав комплекса средств перехвата Т3-51, включающего также систему управления оружием, УР и наземную систему целеуказания и наведения «Воздух» с радиокомандной линией автоматизированного наведения «Лазурь». Имелось катапультное кресло КС-2 (КС-2А). [править] Вооружение Вооружение состояло из четырех УР класса «воздух-воздух» РС-2УС класса «воздух-воздух», наводимых по радиолучу, или из двух РС-2УС и двух Р-55 с тепловой головкой самонаведения. Как и все наводимые по лучу ракеты, РС-2УС была практически бесполезна в воздушном бою. В отличие от Су-7 и Су-15, Су-9 не нёс пушечного вооружения. Тем не менее, в конце 60-х -начале 70-х гг. на Су-9 опробовали пушечные контейнеры УПК-23-250. Контейнер подвешивался взамен одного ПТБ, при этом второй бак тоже снимался. Программа испытаний, проведенная в ГК НИИ ВВС, в которой участвовали летчики С. А. Лаврентьев, В. В. Мигунов, В. К. Рябий, включала стрельбы по парашютным мишеням, Ла-17 и наземным целям. И хотя такое вооружение оказалось для самолета отнюдь не лишним, но так как без ПТБ уменьшалась дальность действия, применение пушечных контейнеров на Су-9 не получило распространения. В 1966-1967 гг. на двух серийных самолетах прошли заводские и государственные испытания бомбардировочного вооружения для Су-9. Для эксплуатации в строю был рекомендован смешанный вариант: 2хФАБ-250 + 2хРС-2УС. [править] Су-9У Двухместный учебный вариант, обозначенный Су-9У (Maiden по классификации НАТО), был выпущен в небольшом количестве, около 50 самолетов. Он имел полный комплект вооружения и радарную систему с дисплеями в обеих кабинах, что позволяло курсантам практиковаться во всех аспектах управления самолетом, однако вторая кабина заставила еще более урезать и без того небольшой запас топлива, что сделало самолет практически неприменимым в бою. [править] Варианты Т-3 1956 г., первый опытный вариант, воздухозаборник без центрального тела и со скругленными кромками обечайки, двигатель АЛ-7Ф. Т-43 1956-57 гг., воздухозаборник с центральным телом и острыми кромками обечайки, двигатель АЛ-7Ф-1. Построено 6 самолетов. Т-47 1957 г., вариант с РЛС Алмаз в подвижном конусе большого диаметра. Су-9 Основная серийная модификация, построено около 1100 штук. У-43 Опытный образец учебно-боевой спарки. Фюзеляж удлинен на 600 мм, летчики располагаются тандемом. Су-9У Двухместный учебно-боевой истребитель-перехватчик, построено 50 самолетов. Т-431 Версия Су-9, предназначенная для установления мирового рекорда высоты. Построен в 1962 году. Су-11 Модернизация Су-9. [править] Тактико-технические характеристики Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Су-9: Источник данных: «Sukhoi Interceptors»[1] Основные характеристики Экипаж: 1 пилот Длина: 18,055 м Размах крыла: 8,536 м Высота: 4,82 м Площадь крыла: 34,0 м² Угол стреловидности по передней кромке: 60° Масса пустого: 7 675 кг Масса снаряжённого: 8 342 кг (расч.) Нормальная взлётная масса: 11 442 кг Максимальная взлётная масса: 12 512 кг (с ПТБ) Масса топлива во внутренних баках: 3 100 кг Объём топливных баков: 3 780 л Силовая установка: 1 × ТРДФ АЛ-7Ф-1 Бесфорсажная тяга: 1 × 6 800 кгс (66,7 кН) Форсажная тяга: 1 × 9 600 кгс (94 кН) Лётные характеристики Максимальная скорость: 2 230 км/ч на 12 000 м Практическая дальность: без ПТБ: 1 350 км с ПТБ: 1 800 км Практический потолок: 20 000 м Скороподъёмность: 200 м/с Нагрузка на крыло: 336,5 кг/м² (расч.) Тяговооружённость: 0,60 / 0,84 (расч.) Длина разбега: 1 200 м Длина пробега: 1 250 - 1 250 м (без тормозного парашюта) Вооружение Точки подвески: 6 Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух»: 2-4 × РС-2УС 2 × К-55
|