Авиакатастрофа рейса SU593 произошла 22 марта 1994 года под Междуреченском в Кемеровской области. В результате падения самолета A310 авиакомпании «Аэрофлот» погибли все 75 человек, находившиеся на борту. Главной причиной катастрофы была недопустимая ситуация, при которой командир воздушного судна посадил за штурвал авиалайнера своего пятнадцатилетнего сына, чьи непредумышленные действия привели к частичному отключению автопилота. Второстепенными причинами были недокументированное поведение автопилота, и отсутствие, на тот момент, в программе подготовки экипажа правил принятия решений в подобных ситуациях. [править] Катастрофа Рейс 593 выполнялся на самолете Airbus A310-304 (бортовой номер F-OGQS) из московского аэропорта Шереметьево в Гонконг. Командир экипажа Ярослав Кудринский взял на борт двоих своих детей — дочь Яну и сына Эльдара [1]. Когда самолет пролетал в районе Новокузнецка, Кудринский в нарушение устава позволил сперва дочери, а затем сыну сесть в кресло командира корабля. Это обстоятельство было проигнорировано другими членами экипажа. Прежде чем позволить детям занять командирское кресло, Кудринский включил автопилот. Дочь командира не пыталась предпринимать никаких действий по управлению самолётом. После нее за штурвал сел сын капитана, 15-летний Эльдар Кудринский. Ребенок держался за штурвал, слегка покачивая его из стороны в сторону, что не могло привести к отключению автопилота «пересиливанием». Однако в конце концов Эльдар приложил к штурвалу усилие в 12-14 кг, что привело к частичному отключению автопилота, который перестал подавать команды на элероны, что вызвало неуправляемый крен в правую сторону. До этого данная особенность автопилота А-310 была неизвестна. Сработала световая сигнализация отключения режима, однако экипаж этого не заметил, так как конструктивной особенностью самолёта является отсутствие звуковой сигнализации отключения автопилота. Самолет поворачивался вправо по продольной оси со скоростью 1,5° в секунду, и вскоре правый крен достиг 45°, что выше допустимого предела. Это вызвало значительные положительные перегрузки (4,8 g). Когда члены экипажа заметили, что автопилот отключен, они попытались вновь занять свои места. Второму пилоту это не составило труда, так как его кресло находится справа в кабине, и самолет был накренен вправо. Командир же долго не мог попасть в свое кресло из-за сильной перегрузки и большого угла крена. Тем временем крен достиг уже 90°, и самолет начал терять высоту. С целью не допустить дальнейшего снижения, автопилот (выключен был только автомат крена) увеличил угол тангажа до такой степени, что самолет стал быстро терять скорость и перешел в сваливание. Второй пилот полностью отключил автомат и сумел вывести самолет из сваливания путем опускания носа. Перегрузка уменьшилась, и командир наконец добрался до своего места. Теперь самолет быстро набирал скорость и стремительно терял высоту. Экипаж уменьшил режим работы двигателей и потянул штурвал на себя до предела, но запаса высоты не хватило, и через 2 минуты 6 секунд после входа в штопор самолет рухнул в лес в нескольких километрах к юго-западу от Междуреченска.
|