Катастрофа Ан-124 в Иркутске 6 декабря 1997 — тяжёлое авиационное происшествие, состоявшееся 6 декабря 1997 года: транспортный самолёт Ан-124-100 ВВС России, выполняя взлёт с аэродрома Иркутского авиазавода, рухнул на жилые кварталы микрорайона авиастроителей сразу после взлёта. Самолёт перевозил два истребителя Су-27, собранных Иркутским авиазаводом, во Вьетнам. Загрузка находилась в пределах установленных ограничений. На месте одного из разрушенных домов в память о погибших позже построена церковь Рождества Христова.Хроника авиакатастрофы[1] В 14:42 (UTC+8) самолёт совершил взлёт с аэродрома Иркутск-2. Через 3 секунды после отрыва на высоте 5 метров в условиях роста угловой скорости вращения по тангажу произошёл помпаж двигателя № 3, в результате которого двигатель отключился. Спустя 6 секунд на высоте 22 метра произошла остановка двигателя № 2 с признаками штатного выключения. Ещё через 2 секунды под влиянием скольжения и большого угла атаки (но не превышающего максимально допустимый) на высоте 66 метров произошёл помпаж двигателя № 1, после чего самолет перешёл на снижение. Попытка удержать самолёт на одном работающем двигателе, предпринятая экипажем под командованием подполковника В. А. Федорова, не увенчалась успехом, и самолёт с левым креном и малой поступательной скоростью рухнул на дом № 45 по улице Гражданской. Хвост самолета существенно задел дом № 120 по улице Мира, а остальные обломки — здание детского дома.[2] [править] Последствия В катастрофе погибли все находившиеся на борту 23 человека, а так же около 45 человек на земле, в том числе 14 детей. В результате разрушения жилого дома без жилья остались более 70 семей. На последствия катастрофы в немалой степени повлияли и мгновенно воспламенившиеся десятки тонн авиационного топлива. [править] Расследование и причины катастрофы Для расследования катастрофы была создана специальная комиссия. Переговоры экипажа не сохранились — оба бортовых самописца оказались в эпицентре пожара и были сильно повреждены. Комиссия так и не пришла к однозначному мнению относительно помпажа сразу трёх двигателей. Причины их отказа как при помощи средств объективного контроля, так и экспериментальным путем окончательно установить не удалось. Известно что двигатели Д-18Т, производимые украинской компанией ОАО «Мотор Сич», имели проблемы с газодинамической устойчивостью, особенно на больших углах атаки.
|