Катастрофа рейса SU821 — тяжёлое авиационное происшествие с пассажирским самолётом Боинг 737-500 российской авиакомпании «Аэрофлот-Норд» 14 сентября 2008 года. Самолёт совершал рейс SU821 (из Москвы в Пермь) материнской компании «Аэрофлот» по соглашению о совместных перевозках[2]. Самолёт потерпел крушение при заходе на посадку. В результате столкновения с землей погибли все находившиеся на борту. Это первая катастрофа самолёта Боинг 737 на территории России.Обстоятельства катастрофы Самолёт вылетел из аэропорта Шереметьево в 1:12 по местному времени (UTC+4)[3]. При заходе на посадку в а/п "Большое Савино", согласно показаниям диспетчера, курировавшего рейс 821[4], экипаж не выполнял диспетчерские указания: при разрешённой посадке самолёт вновь начал набирать высоту, при указании уйти на второй круг, начал поворачивать в другую сторону и т. д. При этом экипаж утверждал, что на борту всё в порядке и что они следуют указаниям диспетчера. В 5:10 по местному времени (UTC+5) при заходе на посадку в аэропорт «Большое Савино» на высоте около 1500 метров с экипажем прервалась связь. Самолёт упал в Индустриальном районе Перми за 200 м от ближайшего жилого дома. Очевидцы катастрофы заявили о возможном горении самолёта в воздухе и мародёрстве сотрудников милиции [5] на месте крушения, но расследование причин катастрофы опровергло данные свидетельства. [править] Расследование причин катастрофы На расследование катастрофы в составе правительственной комиссии были отправлены министр транспорта РФ Игорь Левитин, возглавивший комиссию, глава Росавиации Евгений Бачурин, глава Росаэронавигации Александр Нерадько. Также к месту крушения были направлены глава Следственного комитета при Прокуратуре Александр Бастрыкин, полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота[6], главный судмедэксперт Минздравсоцразвития Российской Федерации Владимир Клевно[7]. 30 октября 2008 г. новый руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Геннадий Курзенков в ходе конференции «Безопасность авиатранспортного комплекса» заявил[8] [9], что причинами катастрофы явились «отсутствие взаимодействия экипажа и недостатки всей системы его подготовки к полетам». 10 февраля 2009 года комиссия объявила о завершении расследования. Непосредственной причиной авиационного происшествия явилась потеря пространственной ориентировки экипажем, в первую очередь КВС [командиром воздушного судна], осуществлявшим активное пилотирование самолета на заключительном этапе полета, что привело к перевороту самолета через левое крыло, его вводу в интенсивное снижение и столкновению с землей. Потеря пространственной ориентировки произошла при полете ночью, в облаках, с отключенными автопилотом и автоматом тяги. Фактором, способствовавшим потере пространственной ориентировки и неспособности к её восстановлению, явился недостаточный уровень профессиональной подготовки экипажа в части техники пилотирования воздушного судна, управления ресурсами (CRM) и приобретения навыков по выводу из сложных пространственных положений самолета с прямой индикацией авиагоризонтов, установленных на зарубежных и современных отечественных воздушных судах. Данная индикация отличается от индикации, применяемой на типах воздушных судов, освоенных членами экипажа ранее (Ту-134, Ан 2). … Системной причиной данного авиационного происшествия, выявленной в том числе по результатам проверок, проведенных Ространснадзором и Росавиацией после авиационного происшествия, явился недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации самолетов Boeing 737 в авиакомпании. Недостатки в технической эксплуатации самолета привели к выполнению в течение длительного времени полетов при наличии «вилки»[10] в положении РУД [рычагов управления двигателями] больше максимально допустимой руководством по технической эксплуатации самолета и невыполнению техническим персоналом предписываемых руководством по технической эксплуатации действий по устранению этого дефекта. Наличие «вилки» в положении РУД увеличило рабочую нагрузку на экипаж в процессе выполнения захода на посадку. … По результатам судебно-медицинской экспертизы, выполненной в Государственном учреждении здравоохранения особого типа «Пермское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», установлен факт наличия этилового алкоголя в организме КВС перед смертью. Режим труда и отдыха КВС в период, предшествующий авиационному происшествию, способствовал накоплению у него усталости и не соответствовал действующим нормативным документам. — заключение комиссии [править] Расшифровка записей речевого самописца Бортовые самописцы разбившегося самолета переданы в Межгосударственный авиационный комитет для проведения расследования. Их лентопротяжные механизмы получили значительные повреждения, однако удалось произвести считывание записей обоих устройств. Расшифровка записей завершена[11][12]. Несмотря на показания очевидцев, видевших самолёт якобы «горевшим»[13], оба двигателя упавшего Boeing-737 работали до столкновения с землей; пожара и взрыва на борту не было[14]. Запись переговоров[показать] [править] Самолёт Самолёт Боинг 737-500 (рег. номер VP-BKO, зав. номер 25792) был выпущен в сентябре 1992 года, ранее эксплуатировался китайскими авиакомпаниями Xiamen Airlines, China Southwest Airlines, Air China[18][19]. «Аэрофлотом» был взят в аренду на период с 28 июля 2008 года по 21 марта 2013 года. Лизингодатель — Pinewatch Limited[20]. Глава Росавиации Евгений Бачурин сообщил, что «самолет был технически исправен: сертификат летной годности выдан 23 мая 2008 года и должен был закончиться 22 мая 2009 года. Последний чек [техническая проверка] был пройден на внуковском авиаремонтном заводе № 400 7 сентября этого года»[21]. [править] Экипаж Представители авиакомпании «Аэрофлот-Норд» сразу после катастрофы заявили, что экипаж самолёта был опытным,[22] однако фактически с готовностью экипажа к ночному полёту были проблемы. Командир воздушного судна Родион Медведев имел общий налёт 3689 часов (большая часть налёта — на Ту-134[17]), а второй пилот Рустам Аллабердин — 8713 часов (большая часть налёта — на Ан-2). При этом в роли КВС Медведев провел 452 часа, а опыт пилотирования Аллабердина на «Боинге» составлял лишь 219 часов. Первый показатель сравним с годовым налетом одного самолёта, а второй не удовлетворяет европейской норме получения свидетельства коммерческого пилота, которая составляет 300 часов. К тому же оба пилота 11 сентября вышли из отпуска и, не успев набрать лётную форму, были назначены на выполнение ночного рейса.[17] Кроме того, эксперты обнаружили алкоголь в мышечных тканях командира воздушного судна Родиона Медведева, что может говорить о нетрезвости пилота во время полёта.[23][24] [править] Жертвы Мемориальный камень на месте крушения На борту самолета находились 82 пассажира (в том числе 7 детей) и 6 членов экипажа[25]. По сообщениям телекомпании НТВ и МЧС[26], среди иностранных граждан в катастрофе погибли граждане 11 государств.[27]Гражданство Количество погибших Россия 65 человек Азербайджан 9 человек Украина 5 человек Белоруссия 1 человек Франция 1 человек Швейцария 1 человек Латвия 1 человек США 1 человек Германия 1 человек Турция 1 человек Италия 1 человек КНР 1 человек Пять пассажиров, опоздавших на рейс 821, были доставлены сотрудниками аэропорта на Ярославский вокзал и отправлены в Пермь железнодорожным транспортом[28]. Среди погибших оказалось несколько известных людей: советник президента РФ Герой России генерал-полковник Геннадий Николаевич Трошев, первый вице-президент Всероссийской федерации самбо России Владимир Евгеньевич Погодин, президент Федерации самбо Чувашии и депутат госсовета республики Александр Иванович Трофимов. 15 сентября 2008 года объявлено в Пермском крае днём траура по погибшим в авиакатастрофе[29]. Погибшие опознаны с помощью анализа ДНК[30]. [править] Последствия Страховая компания, обслуживающая «Аэрофлот», выплатит семьям погибших до 2 млн рублей за человека. От государства семьи погибших получат 12 тыс. рублей компенсации[1]. Кроме того, ряд родственников погибших подали иски к компании-производителю Boeing.[источник не указан 83 дня] «Аэрофлот» объявил о том, что отказывается от практики выполнения совместных рейсов с «Нордом» и запрещает тому использовать для выполнения собственных рейсов парк «Аэрофлота»[31]. C 15 сентября 2008 года «Аэрофлот-Норд» не сможет использовать бренд «Аэрофлот» в связи с отзывом авиакомпанией «Аэрофлот — российские авиалинии» своей торговой марки[32]. «Норд», однако, отказался подчиниться этому решению[33]. Кроме того, «Аэрофлот» направил комиссию для проверки технического состояния самолётов другой своей дочерней компании — «Аэрофлот-Дон»[34]. [править] Повреждение железной дороги Падение самолёта произошло на двухпутный перегон Бахаревка — Пермь II Свердловской железной дороги, в результате падения разрушено около 100 метров верхнего строения пути и около 500 метров контактной сети. Было прервано нормальное сообщение поездов по Транссибу, поезда направлялись в обход. В связи с поисковыми работами на месте авиакатастрофы восстановление железнодорожного пути откладывалось[35][36]. Движение поездов осуществлялось в объезд, через станцию Чусовская. К исходу суток 14 сентября движение было полностью восстановлено[37].
|