Як-42 (по кодификации НАТО — Clobber) — среднемагистральный трёхдвигательный пассажирский самолёт, разработанный в СССР в середине 1970-х для замены технически устаревшего Ту-134. Самолёт выпускался Смоленским (1977—1981) и Саратовским (1978—2000) авиационными заводами.История Разработка самолёта началась в середине семидесятых годов в связи с потребностью «Аэрофлота» в пассажирском самолёте средней дальности, который мог бы заменить самолёты Ильюшина Ил-18 и Туполева Ту-134. В целях экономии времени в КБ решили разработать варианты самолета Як-40 с бо́льшей пассажировместимостью. Было изготовлено три опытных образца: первый со стреловидностью крыла 11°, а два других со стреловидностью 23°. Последний вариант и был выбран для серийных самолётов, получивших обозначение Як-42. Этот вариант также отличается от самолёта Як-40 полностью стреловидным хвостовым оперением, спаренными колёсами на каждой опоре шасси, и более мощными двигателями. Самолёт представляет собой цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем полумонококовой конструкции, тремя двухконтурными турбореактивными двигателями, убирающимся трёхопорным шасси, консольным стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением с переставным стабилизатором. Первый самолёт Як-42 поступил в авиакомпанию «Аэрофлот» в конце 1980. Катастрофа самолёта Як-42 с бортовым номером «СССР-42529», произошедшая 28 июня 1982, на два года прервала производство Як-42 (с 1982 по 1984). В 1988 начато серийное производство новой модификации увеличенной дальности и MTOW — Як-42Д. Самолёт экспортировался в Китай, на Кубу. Последний самолёт был поставлен заказчику в 2009. Новый авиалайнер Як-42 приобрела авиакомпания «Грозныйавиа».[1] [править] Состояние С 1980 было выпущено 183 самолёта (из них два для прочностных испытаний): 11 на Смоленском авиазаводе и 172 на Саратовском авиазаводе. [2] [3] На 1 января 2008 года эксплуатируется 126, ещё 40 находятся на хранении. 8 машин потеряно в катастрофах, 13 списаны по истечении ресурса. [править] Расход топлива 2300—3100 кг в час в зависимости от максимальной коммерческой загрузки (при крейсерском режиме полёта). [править] Модификации Як-42 на почтовой марке СССР Як-42 — исходная модель. Як-142 — модификация с увеличенным весом брутто. Як-42Д — улучшенный вариант Як-42. Як-42Д-100 — вариант Як-42 с западной авионикой (двигателями и «начинкой» самолёта). Як-42А — улучшенная версия Як-42Д. Як-42М, или Як-142, официально не является модификацией Як-42, но по сути это так[источник не указан 98 дней]. [править] Лётно-технические характеристикиХарактеристика Параметр Производился 1980—2002 Фирма-производитель Яковлев Тип Среднемагистральный, узкофюзеляжный Длина 36,38 м Высота хвоста 9,83 м Размах крыла 34,88 м Площадь крыла 150 м² Крейсерская скорость 0,65 M (810 км/ч) Дальность полёта 2900 км Высота полёта 9700 м Вес пустого 34 500 кг Взлётный вес максимальный 57 500 кг Экипаж 2 пилота и 1 инженер Число пассажиров 120 Двигатели 3 Прогресс Д-36 Тяга двигателей 3×63,74 kН [править] Катастрофы По данным на 15 августа 2009 года было потеряно 8 самолётов типа Як-42.
|