Ту-124 — советский пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости, вмещающий до 56 пассажиров. Ту-124 фактически является уменьшенной копией ранее разработанного Ту-104, и оба типа схожи внешне, но отличаются размером. Данный самолёт был разработан с целью заменить стареющий Ил-14 на местных маршрутах, но не заработал большой популярности: чуть позднее он был в значительной части заменён Ту-134, обладающим схожими характеристиками.Отличительные особенности Первый советский пассажирский самолёт с турбовентиляторными двигателями (Д20). Самолёт с тормозным щитком под центропланом. [править] Варианты Ту-124, Ту-124В — базовый вариант. Ту-124К, Ту-124К2 — варианты для особо важных персон. Использовались войсками Ирака и Китая, а также индийскими ВВС. Ту-124Ш1, Ту-124Ш2 — военные варианты, использовались для обучения воздушной навигации (штурманской подготовки). Ту-124 построен по аэродинамической схеме двухмоторного турбовентиляторного низкоплана, с двигателями, расположенными в корне крыла, со стреловидным крылом и однокилевым оперением. [править] Эксплуатация Всего в 1960-65 годах на Харьковском авиазаводе было произведено 165 самолетов типа Ту-124. Помимо советского "Аэрофлота" они поставлялись в страны СЭВ, Чехословакию и ГДР, а также в Ирак. В Индии и Китае летали только военные модификации Ту-124. На судьбу Ту-124 решающее влияние оказал опыт (преимущественно, негативный) эксплуатации самолета Ту-104, на основе которого он был создан. Впрочем, надежность самого Ту-124 была немногим лучше (см. ниже). В 1965 году самолет, не пользовавшийся большим спросом, был снят с производства. В СССР он летал еще полтора десятилетия и был выведен из эксплуатации вскоре после Ту-104, в 1980 году, однако ещё некоторое время (до начала 90-х) использовался в ВВС СССР и Ирака. [править] Аварии и катастрофы Всего за годы эксплуатации было потеряно 15 самолётов типа Ту-124[1]. Ту-124 принадлежит печальный рекорд советской реактивной пассажирской авиации: выживаемость в авиакатастрофах самолета этого типа составляла 2% (у Ту-104 этот показатель равнялся 15%).
|