Ил-114 — семейство двухмоторных турбовинтовых самолетов для местных авиалиний. Первый полёт 29 марта 1990 годаСостояние Выпускается серийно на авиационном заводе в Ташкенте (ТАПОиЧ). К началу марта 2009 года всего построено 14[1] самолётов, эксплуатируется восемь. Две машины разбились. [править] Дополнительные сведения В начале 1980-х годов ОКБ им. Ильюшина выступило с инициативным предложением о создании нового турбовинтового пассажирского 60-местного самолёта для местных авиалиний Ил-114. В тот период многие зарубежные фирмы вели разработки аналогичных самолётов с ТВД — ATR-42 (ATR-72), Fokker 50, Dash 8-300, SAAB 2000. Предложенный проект самолёта Ил-114 рассматривался как замена устаревшему Ан-24, которые уже перестали удовлетворять требованиям времени. Парк самолётов Ан-24 стал быстро сокращаться из-за выработки ресурса. Самолет Ил-114 предназначался для замены также на ряде местных турбореактивных самолётов Як-40 и Ту-134. Инициатива ОКБ была поддержана, и в 1986 году вышло постановление Совета Министров СССР о разработке самолёта. Самолёт Ил-114 предназначен для эксплуатации с относительно коротких ВПП, имеющих бетонное или плотное грунтовое покрытие. В его конструкцию заложен принцип автономности от наземных источников питания, что позволяет его использовать в малооборудованных аэропортах, расширяя таким образом географию его применения. На самолёте используется высокоэффективное крыло, спроектированное в ОКБ совместно с ЦАГИ. Механизация крыла (двухщелевые закрылки) позволяет совершать взлёт и посадку с ВПП длиной менее 1600 м. При разработке самолета особое внимание было уделено снижению уровня шума, как на местности, так и в кабине. Для этой цели были разработаны шестилопастные малошумные винты СВ-34 с системой синхронизации их вращения по частоте и фазам. Кроме этого увеличен зазор между концами лопастей и обшивкой фюзеляжа. В перспективе ожидается использование на самолете ТВД мощностью около 2800 л.с. Самолет оснащен цифровым комплексом авионики ЦПНК-114 с пятью цветными многофункциональными дисплеями, разработанными отечественными фирмами при содействии ГосНИИ АС и НИИАО. Навигационное оборудование позволяет совершать посадку в погодных условиях по категории II ИКАО. По желанию заказчиков самолёт может быть оборудован авионикой зарубежного производства. Опытный самолет Ил-114 выполнил первый полёт 29 марта 1990 года. Лётные и сертификационные испытания проходили в различных климатических условиях в Ташкенте, Якутске и Архангельске. Самолёт неоднократно демонстрировался на авиационных выставках в Париже, Фарнборо, Бангалоре, Берлине, Тегеране… Из-за «недостатка средств» сертификация чрезмерно затянулась и только 26 апреля 1997 года самолет получил Сертификат типа № 130—114 от Авиарегистра МАК. Серийное производство предполагалось на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В. П. Чкалова, где были созданы мощности по выпуску 100 самолетов в год. Ранее предполагалось выпускать самолеты также в Москве на МАПО им. Дементьева. В постсоветский период авиакомпании стран СНГ не проявили большого интереса к Ил-114, серийное производство самолета так и не началось. [править] Модификации [править] Ил-114Т К проектированию грузового варианта Ил-114 приступили во второй половине 1994 года. Грузовой самолёт Ил-114Т отличается от исходного варианта грузовой кабиной, оснащенной напольной механизацией, обеспечивающей быстрое выполнение погрузочно-разгрузочных работ, и боковой дверью, расположенной с левого борта фюзеляжа за крылом. Дверь имеет размеры 3,25 м х 1,71 м и открывается вверх. Кабина имеет средства предотвращения смещения грузов. Самолёт может перевозить различное число грузовых контейнеров или поддонов, в частности 8 контейнеров 3АК-1 или 3АК-0,6, пять контейнеров 1АК-1,5, восемь поддонов ПА-1,5 или четыре поддона ПА-3,0. Возможна перевозка навалочных грузов. Лётные испытания опытного самолёта начались в сентябре 1997 года в Ташкенте. В августе 1997 года самолет демонстрировался на авиасалоне МАКС-1997. Самолет вызывает определенный интерес, так как в последнее время появился рынок грузовых самолетов с ТВД, рассчитанных на перевозку грузов массой 6-8 тонн. Исследуется грузовой вариант Ил-114-100Т с двигателями Пратт-Уитни. [править] Ил-114-100 Ил-114-100 Другое обозначение — Ил-114РС — вариант с ТВД PW127H Pratt & Whitney Canada (2 х 2750 л.с.). Лётные испытания начались 26 января 1999 года, а в конце 1999 года он был зарегистрирован Авиарегистром МАК. От исходного варианта он отличается повышенной экономичностью и несколько увеличенной дальностью полёта с максимальной коммерческой нагрузкой. Весной 2001 года первые три самолёта переданы узбекской авиакомпании «O’zbekiston Havo Yo’llari», которая заказала 10 самолётов. Рынок самолётов данной модификации оценивается в 300 единиц. На сегодняшний день парк самолетов в «O’zbekiston Havo Yo’llari» составляет — 3 летающие машины, две из которых имеют новую авионику фирмы «Collins». [править] Ил-114М Самолёт с ТВД ТВ7М-117 и увеличенной взлетной массой. [править] Ил-114МА Вариант самолёта Ил-114М с двигателями «Пратт-Уитни Канада», рассчитанный на перевозку 74 пассажиров. [править] Ил-114П Патрульный самолёт для охраны территориальных вод и экономической морской зоны, оснащённый радиоэлектронным комплексом «Стриж». Имеет в хвостовой части удлиненный обтекатель для магнитомера. Продолжительность полёта — до 10 часов. [править] Ил-114МП Морской патрульный самолёт, способный вести борьбу против надводных кораблей и подводных лодок. [править] Ил-114ФК Летающая лаборатория на базе самолёта Ил-114 Военный вариант для разведки и картографирования [править] Ил-114ПР Самолёт для радиотехнической разведки и РЭБ [править] Ил-140 Вариант для контроля тактической воздушной обстановки [править] Ил-140М Самолёт для экологического мониторинга и проведения морских поисково-спасательных операций. [править] Катастрофы По данным на 12 сентября 2008 года разбилось 2 самолёта типа Ил-114.
|