Воздушный старт | | |
В настоящее время Авиационный научно-технический комплекс им. О.К.
Антонова совместно с российскими предприятиями авиационно-космической
отрасли ведет разработку проекта запуска искусственных спутников Земли
с помощью авиационно-космических систем. Этот проект носит название
«Воздушный старт». Старт ракеты-носителя (РН) с самолета позволяет: - в несколько раз снизить стоимость выведения космического аппарата (КА) на орбиту;
- обеспечить широкий диапазон наклона орбит КА;
- достигнуть экономии времени на подготовку к повторному запуску;
- снизить экологическую опасность;
- повысить массу выводимой на орбиту нагрузки.
Старт ракеты с самолёта практически
не зависит от погодных и климатических условий. Запуск с высоты дает
также большой плюс, так как ракете не приходится проходить наиболее
плотные слои атмосферы самостоятельно.
Такие запуски можно производить
над акваторией Мирового океана, вдали от оживленных трасс и
промышленных зон. Кроме того, для эксплуатации авиационного ракетного
комплекса не требуется услуг космодрома, он может эксплуатироваться со
стандартного аэродрома. Поэтому для Украины и других стран, где
отсутствуют космодромы, предлагаемая схема запуска ракет и выхода
космических аппаратов на орбиту является одной из наиболее приемлемых.
Пуски в интересах национальной космической программы Украины,
международного сотрудничества и в коммерческих целях можно производить
как с территории Украины, так и с экваториальной зоны и других районов
в зависимости от решаемых задач.
В состав комплекса входят: - самолет-носитель (СН) Ан-124-100ВС «Руслан», являющийся воздушной стартовой платформой;
- двухступенчатая РН «Полет» с модифицированными
кислородно-керосиновыми двигателями НК-43М на первой ступени и РД0124
на второй ступени;
- космический разгонный блок с кислородно-керосиновым двигателем РД0158;
- наземный комплекс подготовки к пуску на базовом аэродроме и аэродромах пуска;
- комплекс автоматизированных систем управления подготовкой, пуском и полетом.
Самолет-носитель Ан-124-100ВС
предназначен для доставки к месту старта и запуск ракеты космического
назначения, оборудования и систем ракетного сегмента. СН может
стартовать практически из любого района земного шара с аэродрома,
оснащенного соответствующими средствами подготовки и имеющего
взлетно-посадочную полосу длиной не менее 3 км. Самолет-носитель
является возвращаемой многократно используемой первой ступенью системы
выведения.
Ан-124-100ВС представляет собой модификацию базового самолета Ан-124-100, состоящую в:
- доработке хвостовой части фюзеляжа;
- изменении конструкции грузового люка;
- доработке систем энергоснабжения и радиотехнических систем;
- оснащении дополнительным оборудованием, необходимым для транспортировки и запуска РН.
Самолет-носитель может доставить РН
в зону пуска на удаление до 4000 км от места старта – это позволяет
осуществить выведение спутника практически на любую орбиту по
безопасным трассам в акватории Мирового океана. Авиационно-ракетный
комплекс космического назначения (АРК КН) "Воздушный старт" позволяет
выводить в космос легкие космические аппараты весом 3000 - 4000 кгс -
на низкие околоземные орбиты, 1600-1700 кгс - на геопереходные орбиты,
600-800 кгс - на геостационарные орбиты, развертывания и восполнение
группировок многоспутниковых систем. Оборудование и системы подготовки
и пуска ракетного сегмента на борту СН обеспечивают:
- заправку РН компонентами топлива и их слив;
- установку, крепление РН в грузовой кабине и десантирование РН из СН;
- телеметрические измерения параметров состояния РН и СН и передачу телеметрической информации на командный пункт;
- управление полетом РН и др.
На данном этапе разработан эскизный проект АРК КН «Воздушный старт» и проводятся все необходимые работы для его воплощения.
|