Boeing 747 имеет двухпалубную компоновку, при этом верхняя палуба значительно уступает по длине нижней. Размеры и своеобразный «горб» верхней палубы сделали Boeing 747 одним из наиболее узнаваемых самолётов в мире, героем десятков кинофильмов и символом гражданской авиации. Существует несколько различных вариантов Boeing 747, большинство из которых могут совершать перелёты большой дальности. Рекордсменом среди 747 является Боинг австралийской авиакомпании Qantas Airways, совершивший в 1989 году беспосадочный перелёт из Лондона в Сидней, преодолев тем самым 18000 км за 20 часов 9 минут, не имея на борту ни пассажиров, ни груза. До 30 июня 2008 года было заказано в общей сложности 1523 и поставлено 1405 гражданских модификаций Boeing 747. Аэродинамическая схема * Четырёхмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением. [править] История [править] Разработка Boeing 747—100 Iran air Идея разработки Боинга 747 возникла во время бурного роста объёмов авиаперевозок в 60-х. Боинг 707, господствовавший в то время на рынке авиаперевозок США, уже с трудом справлялся с растущим потоком пассажиров. До этого корпорация «Боинг» уже занималась разработкой крупного транспортного самолёта для армии США, однако тогда корпорация проиграла проекту компании Локхид — C-5 «Гэлэкси». Тем не менее, наиболее преданный «Боингу» покупатель — авиакомпания Pan American — выработала требования к гигантскому пассажирскому самолёту, который должен был быть больше «707-го» в два раза. В 1966 году корпорация представила конфигурацию нового самолёта, получившего обозначение «747». Изначальный проект представлял собой полностью двухпалубный самолёт, однако с такой конфигурацией возникали некоторые трудности, и от схемы отказались в пользу «горба». Из первой серии из 100 самолётов, Pan Am заказала 25. В то время считалось, что такие гиганты вскоре будут вытеснены сверхзвуковыми самолётами. Поэтому 747-й изначально разрабатывался как грузопассажирский самолёт. Со временем планировалось даже полное переоборудование всех самолётов в грузовые. Кабину экипажа поместили на верхнюю палубу специально для того, чтобы была возможность преобразовать нос самолёта в грузовую аппарель. Предполагалось, что рынок не нуждается более чем в 400 самолётах этого типа, однако, несмотря на критику и жёсткую конкуренцию в 1993 году был построен 1000-й самолёт. Лишь в первом десятилетии XXI века объём продаж 747-го начал падать. Строительство самолётов было связано с некоторыми трудностями: завод Боинга не обладал возможностями выпускать такие гигантские самолёты. Для этого в небольшом городке Эверетт в штате Вашингтон был построен новый завод, который и стал домом для нового семейства самолётов. Компания Пратт & Уитни разработала огромный турбовентиляторный двигатель с высокой степенью двухконтурности — JT9D, который первоначально использовался исключительно на 747-м. В целях повышения уровня безопасности и лётных качеств самолёта на 747-м были установлены 4 резервные гидравлические системы и щелевые закрылки, которые позволяли использовать самолёт на взлётно-посадочных полосах стандартной длины. На испытаниях самолёта для получения сертификата лётной годности Boeing разработал необычное учебное устройство, известное как «Фургон Уодделла» (названное так в честь лётчика — испытателя 747-го, Джека Уодделла), которое состояло из макета кабины, установленного на крыше грузовика. Тренажёр был предназначен для того, чтобы обучить лётчиков управлять самолётом на рулении с такого высокого положения кабины. Boeing дал обещание Pan Am доставить первый самолёт к 1970 году — то есть необходимо было разработать, построить, испытать и сертифицировать самолёт меньше чем за 4 года. Работа шла очень быстро, однако колоссальные затраты корпорации на постройку нового завода и разработку самолёта поставили Boeing на грань банкротства. Тем не менее, колоссальная прибыль от реализации 747-го окупила все затраты корпорации. [править] Эксплуатация Два Боинга 747—400 авиакомпании Air France Изначально крупные авиакомпании относились к новому самолёту несколько скептически. В это же время корпорации «МакДоннелл-Дуглас» (позже поглощенная «Боингом») и «Локхид» разрабатывали трёхмоторные широкофюзеляжные самолёты гораздо меньших размеров по сравнению с 747-м. Многие авиакомпании считали, что 747-й не оправдает себя на дальнемагистральных маршрутах и будет не так экономичен, как трёхмоторные McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed L-1011 TriStar. Кроме того, вызывал сомнения тот факт, что из-за своих размеров 747-й может не соответствовать инфраструктурам аэропортов. В настоящее время с подобными проблемами сталкивается А380. Беспокойство авиаперевозчиков вызвал высокий (по сравнению с трёхмоторными самолётами) расход топлива. Многие авиакомпании сразу же объявили о своём нежелании приобретать Боинг-747 из-за угрозы резкого увеличения цен на билеты. Беспокойства авиаперевозчиков оправдались. Топливный кризис 1970-х годов вызвал стремительный рост цен на нефть и сокращение объёмов авиаперевозок. Авиакомпании столкнулись с проблемой нерентабельности «Боинга-747»: из-за высоких цен на билеты самолёты летали полупустыми. Авиакомпания American Airlines устанавливала вместо кресел пианино и барные стойки с целью привлечения пассажиров, но и этих мер оказалось недостаточно. В дальнейшем компания переоборудовала все самолёты в грузовые, затем продала. Через некоторое время Continental Airlines поступила со своими самолётами так же. Новые McDonnell Douglas DC-10, Lockheed L-1011 TriStar, а позже Airbus A300 и Boeing 767 захватили большую часть рынка широкофюзеляжных самолётов. Многие авиаперевозчики с выходом новых самолётов почти сразу отказались от 747-го в их пользу. Среди них: Air Canada, Aer Lingus, SAS, TAP Portugal и Olympic Airways. Многие авиакомпании продолжают использовать «Боинг-747» на особо загруженных маршрутах. В Азии 747-й часто используется на средних и даже ближних маршрутах, особенно в Японии. 747-й всё так же используют на самых протяжённых трансконтинентальных линиях. Самый большой флот 747-х принадлежит японской национальной авиакомпании Japan Airlines — 73 самолёта. British Airways обладает крупнейшим флотом модификации 747—400: 57 самолётов. Самолёты «Боинг-747» эксплуатируются и в России. Авиакомпания Трансаэро имеет одиннадцать лайнеров (шесть B747-200, три B747-300 и два B747-400), авиакомпания AirBridgeCargo, входящая в группу компаний Волга-Днепр, имеет семь машин в грузовом варианте (три самолёта Boeing 747-200F, один B747-300F и три 747—400 ERF) . [править] Будущее 747-го После создания модификации 747—400 рассматривалось множество вариантов усовершенствования самолёта, однако утверждён был лишь проект 747-8 2005 года. Программа 747-X была запущена в ответ на европейскую программу корпорации Airbus A3XX. Этот проект подразумевал создание самолётов Boeing 747-500X и Boeing 747-600X вместимостью до 800 пассажиров. Корпорации General Electric и Пратт & Уитни создали совместное предприятие для производства двигателей GP7200 специально для увеличенного 747-го. Однако большинство авиаперевозчиков предпочли разработку принципиально нового самолёта модернизации старого, и после нескольких месяцев проект был закрыт. После официального старта программы А380 в 2000 году «Боинг» вновь было взялся за 747-Х, но позже отказался от него в пользу проекта «Sonic Cruiser» — проект субзвукового пассажирского самолёта. Потом проект законсервировали и принялись за разработку Боинга 787 (изначально 7Е7). Впрочем некоторые идеи, разработанные в ходе проекта 747-Х, нашли применение в самолёте Boeing 747-400ER. В начале 2004 года Boeing опубликовал планы создания самолёта 747 «Advanced». Этот самолёт представляет собой удлинённый Boeing 747—400. На новом самолёте планируется использовать совершенно новую авионику — схожую с авионикой Боинга 787. 14 ноября 2005 года «Боинг» заявил о начале проекта, и самолёту было присвоено обозначение Boeing 747-8. Последний пассажирский B-747 был поставлен заказчику (тайваньской авиакомпании) в апреле 2005 года, с тех пор из ангаров Boeing выкатывались только грузовые «Джамбо джеты». В настоящее время (июль 2008 года) число заказов B-747 невелико и касается почти исключительно грузовых версий самолёта. [править] Модификации [править] 747—100 Boeing 747—100 был первой моделью из серии 747 и вскоре после своего появления получил прозвище Jumbo. Всего в разных подвариантах было построено 250 самолётов этой модификации,[2] из них 167 самолётов представляли собой базовый вариант 747—100, 45 — SP, 29 — SR and 9 — 100B[3]. Последний Boeing 747—100 принадлежал к модификации −100SR, был построен для Japan Airlines и был поставлен в сентябре 1986 года. Основной вариант 747—100. Первый Boeing 747 под официальным обозначением Boeing 747—100 был построен 2 сентября 1968 года. Первый полёт состоялся 9 февраля 1969 года. 1 января 1970 года принадлежавшим Pan American World Airways самолётом был выполнен первый коммерческий рейс. Первой европейской авиакомпанией, которая приобрела Boeing 747—100, была Lufthansa, которая получила в общей сложности три самолёта этой модели. Базовый вариант имел дальность полёта 7200 km. На самых первых самолётах на верхней палубе располагалось помещение для отдыха с тремя иллюминаторами. Несколько позже, когда авиакомпании стали использовать верхнюю палубу для пассажиров 1-го и бизнес-класса, палуба была окончательно переоборудована в пассажирский салон, рассчитанный на 60 пассажиров. Последний экземпляр базового варианта Boeing 747—100 был поставлен авиакомпании Pan American World Airways 2 июля 1976 года. Некоторые самолёты серии 747—100 были переоборудованы в грузовые 747-100(SF). Boeing 747SR (англ. Short Range — малая дальность). SR-версия Boeing 747—100 является самолётом для авиалиний малой протяжённости. Boeing 747SR был разработан как ближнемагистральная модификация 747—100. У этого самолёта меньший запас топлива, зато пассажировместимость достигла 500 человек, а позже — 550. У 747SR, кроме того, усовершенствована конструкция фюзеляжа. Позже, модификации SR появилась и у Боинга 747—300. Боинги 747SR используются в основном только на внутренних японских линиях. Несколько самолётов Boeing 747-100SR были доставлены Japan Airlines с удлинённой верхней палубой. Позже эта модификация получила наименование 747SUD (stretched upper deck). Один из самолётов, некогда летавших в Japan Airlines, сегодня используется NASA в качестве носителя спейс шаттла. Boeing 747SP Модификация Boeing 747SP (англ. Special Perfomance) была разработана в 1976 году. Этот самолёт был создан для того, чтобы составить серьёзную конкуренцию ДС-10 и Л-1011. Дело в том, из-за своих размеров Боинг был часто нерентабелен на маршрутах средней загруженности, и проигрывал на них Дугласам и Локхидам. Разработка Боинга 737 и 747 отнимала у компании слишком много денег, поэтому у компании не было возможности создать принципиально новый самолёт. Вместо этого у Боинга 747 был укорочен фюзеляж и была проведена некоторая оптимизация параметров самолёта специально для маршрутов небольшой загруженности. Помимо укороченного фюзеляжа, у 747SP увеличена площадь поверхности киля и закрылков. 747SP брал на борт до 220 пассажиров. Максимальная дальность полёта составляла 10 500 км на крейсерской скорости 980 км/ч. До появления Airbus A340 747SP обладал наибольшей дальностью полёта среди пассажирских самолётов и пользовался популярностью у компаний, занимавшихся трансокеанскими перевозками — American Airlines, Qantas и Pan American. Несмотря на свои технические преимущества, 747SP не стал так популярен, как надеялся производитель. Было построено всего 45 самолётов этой модификации. Большинство из них по-прежнему эксплуатируются в основном в странах Ближнего Востока. Один самолёт был построен специально под летающую астрономическую лабораторию — SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy). На нём расположен телескоп диаметром 2,5 метра. Boeing 747—100В отличался от своих предшественников усовершенствованной системой управления и шасси. Первым заказчиком Boeing 747—100В стала авиакомпания Iran Air, получившая первый экземпляр 2 августа 1979 года. Остальные восемь экземпляров были проданы Saudi Arabian Airlines. [править] 747—200 Boeing 747—200 Представленный в 1971 году и позже совершенствовавшийся Boeing 747—200 имел более мощные двигатели и увеличенную взлётную массу, что позволяло увеличить дальность полёта. Первые 747—200 на верхней палубе имели 3 иллюминатора, но позже Боинг окончательно отказался от такой схемы и новые самолёты строил с десятииллюминаторной палубой. У последней модификации, 747-200В, выпускаемой с 80-х, дальность полета доведена до 10 800 км. На основе планера Боинга 747—200 были построены модификации для ВВС США : 3 ВКП E-4A и 1 E-4B и 2 самолёта VC-25A для перевозки президентов США. (см ниже.) Boeing 747—200С и 747-200F были разработаны для перевозки грузов. 747-200F — исключительно грузовой самолёт, тогда как 747—200С — способен перевозить либо груз, либо пассажиров. Модификация 747-200М «Combi» может перевозить и то, и другое одновременно. Как и 747—100, много пассажирских самолётов 747—200 были позже переоборудованы в грузовые. Boeing 747—200В — усовершенствованная версия 747—200 с более мощными двигателями и большим запасом топлива. [править] 747—300 Боинг 747—300 авиакомпании Трансаэро. Аэропорт Домодедово Boeing 747—300 изначально задумывался как трёхмоторная версия Боинга 747SP, однако от этого плана быстро отказались из-за малого спроса на такую модель на рынке. Обозначение 747—300 было присвоено новому самолёту, появившемуся в 1980 году. На этом самолёте была значительно увеличена верхняя палуба, что увеличило пассажировместимость. На основе 747—300 были созданы варианты 747-300М (грузопассажирский) и 747-300SR (ближнемагистральный). Отличительной особенностью нового самолёта стала прямая лестница, соединяющая верхнюю и нижнюю палубы. На более ранних самолётах устанавливалась спиральная. Максимальная дальность полёта составила 12 400 км. Среди авиакомпаний, эксплуатирующих значительное количество самолётов Boeing 747—300 Japan Airlines, Air India, Saudi Arabian Airlines, Pakistan International Airlines (PIA), Qantas, и Thai Airways. [править] 747—400 Boeing 747—400 является самой новой и самой популярной моделью из серии и производится до сих пор. У этого самолёта добавлены вертикальные законцовки на крылья (винглеты). Кабина экипажа была усовершенствована новой авионикой, в связи с чем отпадала необходимость в бортинженере. Были установлены дополнительные хвостовые топливные баки, усовершенствованные двигатели. Кроме того, самолёт отличает повышенная степень комфортности. В эксплуатацию 747—400 поступил в 1989 году в компании Northwest Airlines. Boeing 747—400 на 25 % экономичнее 747—100 и в два раза тише. Разработаны варианты 747-400М (грузопассажирский), 747-400F и 747-400SF (грузовые). Специально разработанный для внутренних линий Японии самолёт 747-400D — мировой рекордсмен по пассажировместимости: до 594 человек. Модификация 747-400ER — самолёт с увеличенной дальностью полёта. [править] Специальный грузовой вариант В октябре 2003 года Boeing объявил, что ввиду высокой стоимости морских перевозок транспортировка деталей Boeing 787 к месту окончательной сборки будет осуществляться по воздуху. Для этих целей планируется преобразовать Boeing 747—400 в грузовой самолёт с «открывающимся» фюзеляжем по типу Airbus Beluga для перевозки отдельных частей крыльев и фюзеляжа. Модернизацию планируется провести на Тайване. Boeing уже выкупил два самолёта авиакомпании China Airlines. Самолет получил название «Dreamlifter» Благодаря Boeing 747LCF (Large Cargo Freighter) доставить в США крылья для 787-го, производимые в Японии, можно будет всего за 1 день, а не за месяц. [править] Силовые установки * Boeing 747—100 o 4 Пратт & Уитни JT9D-7A * Boeing 747—200/300 o 4 Пратт & Уитни JT9D-7R4G2 o 4 Rolls-Royce RB211-524D4 o 4 General Electric CF6-50E2 * Boeing 747—400 o 4 Пратт & Уитни PW4062 o 4 Rolls-Royce RB211-524H o 4 General Electric CF6-80C2B5F * Boeing 747-8 o 4 General Electric GEnx [править] Военные модификации и самолёты глав государств Boeing 747 Shuttle Carrier Aircraft * VC-25A — самолёты для перевозки президента США. Два VC-25A были построены в конце 1980 годов на основе планера Boeing 747—200. Носят специальную окраску. В службе управления воздушным движением им выдается код Air Force One — тому самолёту, на борту которого находится президент. В настоящее время используются президентами США для внутренних и зарубежных поездок. (Подробности см в статье VC-25A.) * E-4B Nightwatch известные как NEACP (National Emergency Airborne Command Post), произносится как «Kneecap», а с 1994 получившие второе название NAOC (National Airborne Operations Center)- воздушные командные пункты (ВКП) для президента США, министра обороны США, других членов высшего руководства на случай начала ядерной войны и разрушения наземных структур управления. Разговорное название у них в США — «doomsday planes» (самолёты Судного дня). Первые 3 E-4A построены на основе планера Boeing 747—200 на заводе Boeing в 1974—1978. В 1979 году был построен модернизированный E-4B, и в 1980 году все три E-4A были модернизированы и стали называться E-4B.В настоящее время находятся на дежурстве на базах. (Подробности см в статье E-4.) Высокая грузоподъёмность и большие внутренние объёмы сделали 747й постоянным участником различных программ ПРО. В самых последних планах он должен нести химический лазер для поражения баллистических ракет на участке разгона. Кроме того, самолёт используется для перевозки ВКС «Спейс шаттл» с запасных космодромов к основному месту старта на мысе Канаверал. Челнок крепится на фюзеляже сверху. [править] Технические характеристики 747-100 (первоначальная версия) 747-400ER 747-8 Длина 70,7 м 70,7 м 76,4 м Размах крыльев 59,6 м 64,4 м 68,5 м Высота 19,3 м 19,4 м 19,4 м Площадь крыльев 511 м² 541 м² ? Вес пустого самолёта 162,4 т 180,8 т 276,7 т Максимальный взлётный вес 340,2 т 412,8 т 435,4 т Крейсерская скорость 0,84 М 0,855 М 0,855 М Максимальная скорость 0,89 М 1150 км/ч 1150 км/ч Дальность с максимальной нагрузкой 9040 км 14 200 км 14 815 км Запас топлива 183 380 л 241 140 л 227 600 л Расход топлива с максимальной нагрузкой 20,3 л/км 17,0 л/км 15,4 л/км Грузовая вместимость 170,6 м³ (5 поддонов + 14 контейнеров LD1s) 158,6 м³ (4 поддона + 14 контейнеров LD1s) 275,6 м³ (8 поддонов + 16 контейнеров LD1s) Силовая установка 4 × Пратт & Уитни JT9D 4 × General Electric CF6-80 4 × General Electric GEnx-2B67 Тяга двигателей (4х) 222,4 kN 281,1 kN 296,0 kN Экипаж 3 2 2 [править] Интересные факты Сравнение четырёх самых больших самолётов мира: Hughes H-4 «Spruce Goose» Airbus A380-800 Boeing 747-8 Intercontinental Ан-225 «Мрия» * Boeing 747—400 состоит из 6 миллионов деталей (половина из которых — крепёжные), производимых в 33 разных странах. * Один двигатель Боинга 747 создаёт бо́льшую тягу, чем все четыре двигателя Боинга 707. * Из-за очень большой длины фюзеляж в течение полёта слегка изгибается. Это не было предусмотрено во время конструирования и сначала приводило к раскачиванию самолёта при полёте на автопилоте. Затем были сделаны доработки, устранившие эту проблему. * В 1970-х годах пилоты дали прозвище 747-му «Queen of the Skyes» (королева небес) за потрясающие размеры. * Boeing 747 сертифицирован для полётов на трёх двигателях. Даже при отказе на разбеге одного из его четырёх двигателей он может взлететь и продолжить полёт до аэропорта назначения. * В популярной компьютерной игре Counter-Strike существует карта cs_747, основанная на выводе заложников из самолёта этой модели. * В юмористической телепередаче «Каламбур» самолет называется «Бройлер-747» Детская игрушка-самолёт. Даже в этом виде можно узнать Боинг-747 — четыре двигателя и верхняя палуба [править] Вечная стоянка Довольно большое количество снятых с эксплуатации самолётов Boeing 747 установлено на вечные стоянки во многих музеях и аэропортах мира. Среди них: * Boeing 747—100 «City of Everett», первый прототип Боинга 747 в Музее Полёта, Сиэттл * Boeing 747—200 авиакомпании KLM, Национальный парк авиации. Нидерланды * Boeing 747—200 авиакомпании Qantas, аэропорт Лонгрич, Австралия * Boeing 747—200 авиакомпании South African Airways, аэропорт Йоханнесбург, ЮАР * Boeing 747—200 авиакомпании Lufthansa, Музей техники в г. Шпайер, Германия * Boeing 747—100 авиакомпании Air France, аэропорт Ле-Бурже, Франция * Boeing 747SP авиакомпании Iran Air, Аэрокосмический музей, Тегеран, Иран [править] Катастрофы По данным Aviation Safety Network, в общей сложности 50 самолётов Boeing 747 было потеряно в результате катастроф и серьёзных аварий. Boeing 747 пытались угнать 30 раз, при этом 22 человека погибло. Всего в этих происшествиях погибло 3707 человек. Самая крупная по числу жертв (не считая террористический акт 11 сентября 2001) авиационная катастрофа произошла в 1977 году на острове Тенерифе в аэропорту Лос-Родеос. На взлётно-посадочной полосе столкнулись два Боинга 747, погибло 583 человека (см. Катастрофа в аэропорту Лос-Родеос и Список авиационных происшествий и катастроф). Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы/ Пассажиры и экипаж Краткое описание 06.09.70 Флаг СШАN752PA Флаг ЕгиптаКаир 0/0 Рейс Амстердам-Нью-Йорк захвачен террористами. После посадки в Каире и эвакуации пассажиров лайнер взорван 23.07.73 Флаг ЯпонииJA8109 Флаг ЛивииБенгази 0/0 Рейс Амстердам-Анкоридж захвачен террористами. После посадки в Бенгази лайнер взорван 20.11.74 Флаг ГерманииD-ABYB Флаг КенииНайроби 59/157 Разбился при взлёте из-за грубой ошибки экипажа — предкрылки не были выпущены. 12.06.75 Флаг ФранцииN28888 Флаг ИндииМумбаи 0/394 Прерванный взлёт 09.05.76 Флаг Ирана5-8104 Флаг Испании около Мадрида 17/17 Грузовой рейс. Предположительно, в самолёт ударила молния 27.03.77 Флаг СШАN736PA Флаг ИспанииТенерифе 335/396 Столкнулся с другим B-747 на ВПП 27.03.77 Флаг НидерландовPH-BUF Флаг ИспанииТенерифе 248/248 Столкнулся с другим B-747 на ВПП 01.01.78 Флаг ИндииVT-EBD Флаг Индииоколо Бандры 213/213 Упал с эшелона после отказа части приборов 19.11.80 Флаг Республики КореяHL7445 Флаг Республики КореяСеул 14/212 Грубая посадка при сильном тумане 04.08.83 Флаг СШАN738PA Флаг ПакистанаКарачи 0/243 Грубая посадка, один из двигателей не перешёл на реверс 01.09.83 Флаг Республики КореяHL7442 Флаг СССР район Сахалина 269/269 Нарушил воздушное пространство СССР и был сбит истребителями 27.11.83 Флаг КолумбииHK-2910 Флаг ИспанииМадрид 181/192 Разбился при снижении из-за ошибки пилотов 16.03.85 Флаг ФранцииF-GDUA Флаг ФранцииПариж 0/0 При уборке салона начался пожар 23.06.85 Флаг ИндииVT-EFO Атлантический океан 329/329 Рейс Монреаль-Лондон, взрыв на борту. 12.08.85 Флаг ЯпонииJA8119 Флаг Япониипрефектура Гумма 520/524 Из-за ранее проведённого халтурного ремонта в полёте оторвался хвост лайнера, вышла из строя гидросистема. Несмотря на попытки пилотов произвести безопасное снижение, изменяя тягу двигателей, спустя 30 минут лайнер разбился в горах. 02.12.85 Флаг ФранцииF-GCBC Флаг БразилииРио-де-Жанейро 0/273 Управление одним из двигателей было повреждено. Грубая посадка. 28.11.87 Флаг ЮАРZS-SAS Индийский океан 159/159 Пожар на борту 21.12.88 Флаг СШАN739PA Флаг ВеликобританииЛокерби 11+259/259 Взорван ливийскими спецслужбами. Исполнители выданы Ливией в 1999 году. 19.02.89 Флаг СШАN807FT Флаг МалайзииКуала-Лумпур 4/4 Грузовой рейс. Разбился при снижении, пилоты неправильно поняли диспетчера. 07.05.90 Флаг ИндииVT-EBO Флаг ИндииДели 0/215 При посадке один из двигателей накренился и сжег крыло отходящей газовой струей 18.02.91 Флаг ВеликобританииG-AWND Флаг Кувейтаэль-Кувейт 0/0 Взорван иракскими войсками при приближении сил коалиции в ходе «Бури в пустыне» 10.07.85 Флаг ТайваняB-198 Флаг ТайваняВанли 5/5 Грузовой рейс. Отказ двигателя, предположительно из-за механического износа 04.10.92 Флаг Израиля4X-AXG Флаг НидерландовАмстердам 39+4/4 Отломился третий двигатель, самолёт потерял управление и рухнул на жилой дом 04.11.93 Флаг ТайваняB-165 Флаг ГонконгаГонконг 0/396 Грубая посадка в ливень 20.11.95 Флаг СШАN605FF Флаг СШАНью-Йорк 0/468 Прерванный взлёт 17.07.96 Флаг СШАN93119 Флаг СШАу побережья Нью-Йорка 230/230 Взрыв топливного бака, вероятно, из-за короткого замыкания 12.11.96 Флаг Саудовской АравииHZ-AIH Флаг ИндииИндия 312/312 При наборе высоты столкнулся с Ил-76 06.08.97 Флаг Республики КореяHL7468 Флаг СШАГуам 228/254 Разбился при снижении из-за ошибки экипажа 28.11.97 Флаг СШАN4723U Тихий океан 1/393 Рейс Токио-Гонолулу попал в зону сильной турбулентности, один пассажир скончался от полученных травм. Лайнер, срок службы которого истекал в 1998 году, был списан. 05.08.98 Флаг Республики КореяHL7496 Флаг Республики КореяСеул 0/395 Грубая посадка 05.10.98 Флаг ЮАРZS-SPF Флаг МозамбикаМапуту 0/66 Аварийная посадка после отказа двигателей 05.03.99 Флаг ФранцииF-GPAN Флаг ИндииЧеннаи 0/5 Проблемы с передней стойкой шасси, грубая посадка, 22.12.99 Флаг Республики КореяHL7451 Флаг Великобританиик северу от Лондона 4/4 Грузовой рейс, разбился при наборе высоты из-за ошибки пилотов 31.10.00 Флаг Сингапура9V-SPK Флаг ТайваняТайбей 83/179 Попытался взлететь с закрытой на ремонт ВПП 05.11.00 Флаг КамерунаTJ-CAB Флаг ФранцииПариж 0/203 Один из двигателей не перешёл на реверс при посадке 23.08.01 Флаг Саудовской АравииHZ-AIO Флаг МалайзииКуала-Лумпур 0/6 Съехал в канаву при движении к терминалу, отказ тормозов 27.11.01 Флаг Ганы9G-MKI Флаг НигерииПорт-Харкот 1/13 Грузовой рейс. Разбился при снижении, экипаж не соблюдал полётные инструкции 25.05.02 Флаг ТайваняB-18255 Тихий океан 225/225 Упал в море, выполняя рейс Тайбей-Гонконг. Возможно, причиной стал механический износ 29.11.03 Флаг ЮАРZS-OOS Флаг НигерииЛагос 0/9 Сел на ВПП, где велись ремонтные работы 15.01.04 Флаг ИранаEP-IAC Флаг КитаяПекин 0/180 Возврат в аэропорт, подломилась передняя стойка шасси. 14.10.04 Флаг Ганы9G-MKJ Флаг КанадыГалифакс 7/7 Грузовой рейс. Разбился при взлёте из-за неправильного расчёта необходимой скорости 07.11.04 Флаг ИсландииTF-ARR Флаг ОАЭШарджа 0/4 Грузовой рейс. Прерванный взлёт. 24.01.05 Флаг СШАN808MC Флаг ГерманииДюссельдорф 0/3 Вылетел за пределы ВПП 19.08.05 Флаг СШАN627US Флаг СШАГуам 0/334 После посадки сломалась носовая стойка шасси 07.06.06 Флаг СШАN922FT Флаг КолумбииМедельин 0/5 Технический рейс. Взлёт прерван из-за проблем с двигателем 25.05.08 Флаг ИсландииTF-ARS Флаг БангладешДакка 0/326 После посадки из-за утечки топлива начался пожар. 25.05.08 Флаг СШАN704CK Флаг БельгииБрюссель 0/5 Грузовой рейс. Взлёт был прерван, самолёт (1980 год выпуска) развалился на части на ВПП. 07.07.08 Флаг СШАN714CK Флаг Колумбииоколо Боготы 3+0/8 Грузовой рейс, вёз цветы в Майами. После взлёта загорелся двигатель, самолёт упал на ферму. 03.08.08 Флаг ЯпонииJA8955 Флаг ТаиландаБангкок 0/0 При чистке салона огнеопасным раствором возник пожар. 27.10.08 Флаг БельгииOO-CBA Флаг БельгииБрюссель 0/н.д. Грузовой рейс, зацепил хвостом полосу при взлёте.[4] Списан. 24 февраля 1989 года произошла разгерметизация лайнера United AirLines над Тихим океаном, вылетела дверь грузового отсека. 9 человек погибли. Самолет совершил аварийную посадку в Гонолулу и позже был восстановлен.[5]
|