История Boeing 727 был разработан в начале 1960-х, чтобы удовлетворить потребности трёх американских авиакомпаний:United Airlines, American Airlines и Eastern Air Lines. Задачей было создание массового реактивного самолёта, способного использовать ВПП небольших аэропортов, выполнять рейс даже при отказе одного двигателя, быть более экономичным, чем B-707, простым в эксплуатации и обслуживании. Boeing 727 прежде всего должен был использоваться в качестве самолёта для региональных авиаперевозок на западе США и на Аляске, а также перелётов между США и странами Карибского бассейна. Для упрощения использования самолёта в малоподготовленных аэропортах важное внимание было уделено механизации крыла (уменьшение требуемой длины ВПП) и встроенному трапу (для упрощение посадки и высадки пассажиров в случае отсутствия штатного трапа. Двигатели самолёта отличались большим уровнем шума, что создавало проблемы эксплуатантам в первые годы использования лайнера. В поздних модификациях уровень шума был уменьшен. B-727 был хорошо принят авиакомпаниями и в 1960-х быстро распространился за пределы США, особенно в страны Латинской Америки и Средиземноморья. Для целого ряда авиакомпаний он стал первым типом используемого воздушного судна и основной «рабочей лошадкой» для выполнения сначала регулярных пассажирских, а затем чартерных и грузовых рейсов на среднюю дистанцию. Появление более экономичного двухдвигательного B-737 в конце 1960-х привело к снижению числа заказов на 727-й. Однако даже после нефтяного кризиса 1974 года авиакомпании снова наполнили портфель заказов на этот самолёт, в основном на его грузовые версии. Последний лайнер был поставлен заказчику в 1984 году, большинство крупных авиакомпаний развитых стран вывели из эксплуатации B-727 к началу 2000-х годов. Вывод на рынок B-727 дал Boeing значительное преимущество перед конкурентами из Macdonell Douglas, которые смогли предложить рынку аналогичный самолёт (MD-80) с большим опозданием, когда привыкшие работать с Boeing авиакомпании уже заказали B-737. Успех последнего во многом был предопределён хорошей реакцией рынка на его предшественника. Другим развитием типа стал Boeing 757, имеющий большие дальность и вместимость, чем B-727 и особенно востребованный грузовыми перевозчиками в качестве замены B-727. [править] Современное состояние На середину 2009 года из более, чем 1800 произведённых B-727 в эксплуатации находилось около 330 из 400 числящихся в реестрах машин. Учитывая средний возраст парка, превышающий четверть века, они используются почти исключительно для выполнения грузовых рейсов, а также авиакомпаниями ряда наиболее бедных стран Африки, Азии и Латинской Америки. Последней авиакомпанией, имевшей крупный флот пассажирских B-727, являлся американский чартерный перевозчик Champion Air (16 машин). В 2008-м году компания обанкротилась, ее флот был порезан на металлолом. [править] Аэродинамическая схема Свободнонесущий трёхмоторный низкоплан со стреловидным крылом, Т-образным оперением и задним расположением двигателей. [править] Варианты * 727-100 — исходная модель. * 727-100C — Конвертируемая грузо-пассажирская версия. * 727-100QC — Быстро меняемая грузо-пассажирская версия. * 727-100QF — грузовая версия. * 727-100 Business Jet * 727-200 — Модифицированная версия (удлинена на 6 метров). * Advanced 727-200 — модернизированный вариант. * Advanced 727-200F — грузовая версия. * C-22 — Военная версия, специально созданная для ВВС США. * C-22B — Военная версия Боинга 727-100. * C-22C — Военная версия Боинга 727-200. [править] Лётно-технические характеристики Боинг 727 — трёхмоторный турбовентиляторный низкокоплан с задним расположением двигателей, со стреловидным крылом и однокилевым оперением. Тип Boeing 727-100 Boeing 727-200 Adv. Тип фюзеляжа Узкий Длина 40,59 м 46,69 м Размах крыла 32,92 м Высота хвоста 10,36 м Ширина фюзеляжа 3,76 м Площадь крыла 157,93 м² угол стреловидности крыла 32° Макс. вместимость(пс.) 131 189 Макс. взлётная масса 68.946 кг 95.030 кг Вес пустого самолёта 39.780 кг 45.360 кг Крейсерская скорость 926 km/ч 965 km/ч Высота полёта 11.400 м 12.192 м Дальность полёта 3056 км 4020 км Первая поставка 727-100: 1.2.1964 Eastern 727-100C: 13.4.1966 Northwest Airlines 727-200: 11.12.1967 Northeast Airlines 727-200Adv.: 9.3.1971 Lufthansa 727-200F: 27.6.1983 FedEx Последняя поставка 727-100: 18.10.1972 Dominicana 727-100C: 9.3.1971 South African Airways 727-200: 16.8.1972 Western Airlines 727-200Adv: 6.4.1983 US Airways 727-200F: 18.9.1984 FedEx Поставлено всего 727-100: 407 727-100C: 164 727-200(Adv): 1245 727-200F: 15 Двигатели Боинга 727-100 3 Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-1 тяга 14.000 3 Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-7 тяга 14.000 3 Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-9 тяга 14.500 Двигатели Боинга 727-200 Adv. 3 Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-9A тяга 14.500 3 Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-11 тяга 15.000 3 Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-15 тяга 15.500 3 Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-17 тяга 16.000 3 Пратт & Уитни Пратт & Уитни JT8D-17R тяга 17.400 [править] Катастрофы и потери самолётов Основная статья: Список потерянных Boeing 727 Потерь самолётов 116 с числом погибших 3959[1]. Ещё 89 человек стали жертвами захватов лайнеров террористами. Крупнейшей по числу жертв катастрофой B-727 стало крушение самолёта авиакомпании Mexicana Airlines в Мексике 31 марта 1986 года. В нарушении инструкций одна из шин была накачана воздухом, а не азотом, и после перегрева при взлёте взорвалась. На борту находилось 167 человек, все они погибли.[2] [править] Схожие самолёты * Ту-154 * Хокер Сидли 121 Трайдент
|