Аэродинамическая схема * четырёхмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением. [править] История Аэробус А340-300 в раскраске Gulf Air Аэробус А340-500 авиакомпании TAM Проект самолёта А340 (первоначально ТА11) был впервые представлен публике в 1981 году в ноябрьском издании журнала Air International. В номере указывались и предполагаемые характеристики будущего самолёта. Программа разработки А340 была запущена в июне 1987 года. Цель — создать дальнемагистрального «собрата» для ближнемагистрального А320 и среднемагистрального А300. В то время двухмоторные самолёты Аэробуса проигрывали четырёхмоторному Боингу 747 по нормам ETOPS: двухмоторные самолёты в течение рейса всегда должны находиться на минимальном расстоянии от возможного аварийного аэродрома на случай отказа одного из двигателей. В этом отношении А340 был в семействе Аэробусов принципиально новым самолётом, созданным специально для межконтинентальных перелётов. Когда цены на топливо поползли вверх, Боинг 777, как более экономичный самолёт, стал выигрывать у Аэробуса по количеству заказов. Число заказов на А340 постоянно сокращалось. В 2005 Аіrbus получил заказ всего на 15 самолётов. А340 был разработан в одной линии с А330: у обоих самолётов идентичная структура крыла и идентичный фюзеляж. Авионика досталась им в наследство от А320. Первоначально планировалось установить на самолёт двигатели IAE (International Aero Engines), но после внезапного прекращения IAE разработок, на А340 решено было установить двигатель CFM CFM56-5C4. А340 впервые поднялся в воздух в октябре 1991 года, и тогда же инженеры обнаружили первый серьёзный недостаток самолёта: под тяжестью четырёх моторов крылья А340, взятые с двухмоторного А330, при полёте постоянно испытывали чрезмерную вибрацию и провисали. Для устранения этого недочёта крыло было доработано, а пластрон крыла в районе крепления пилонов был значительно укреплён. В 1993 году самолёт поступил в эксплуатацию, первыми заказчиками стали Lufthansa и Air France. В январе 2006 Airbus объявил о создании усовершенствованной версии — А340Е (Enhanced). Из-за колоссального роста цен на топливо за 2004—2005 годы, продажи А340 сильно сократились. Наиболее популярным дальнемагистральным самолётом остаётся Боинг 777, но в Airbus утверждают, что новый самолёт будет значительно экономичнее первых версий A340. [править] Технологии А340 располагает такими современными для своего времени функциями как: * Полностью цифровая система управления * Боковые джойстики управления вместо традиционных штурвалов * «Стеклянный кокпит», основанный на LCD-мониторах * Широкое использование композитных материалов [править] Модификации A340-300 (China Airlines) Всего существует 4 варианта самолёта: А340-200 и А340-300 были разработаны в 1987 году и поступили в эксплуатацию в марте 1993, А340-500 и А340-600 разработаны в 1997 и поступили в эксплуатацию в 2002 году. [править] А340-200 Одна из двух первых версий А340, А340-200, способен нести 261 пассажира в трёхклассовой комплектации салон на расстояние до 13 тысяч километров. Это самый короткий самолёт семейства и единственный, у которого размах крыла больше длины фюзеляжа. На самолёте установлены четыре двигателя CFM56-5C. На момент создания А340-200 стал одним из самых дальнобойных пассажирских самолётов, основной «специальностью» которого стали дальнемагистральные маршруты, в особенности над океаном. Одним из первых самолётов этой серии стал специальный самолёт для Султана Брунея, заказавшего машину с дальностью полёта не менее 8 тысяч морских миль. Самолёт был снабжён дополнительными топливными баками, максимальный взлётный вес составил 275 тонн. Дальность А340-8000 составила в конечном счёте 8100 морских миль (15 тысяч километров). К сожалению, к заказчику эта легендарная машина так и не попала. Другие самолёты А340-200, позже усовершенствованные до уровня А340-8000, получили обозначение А340-213Х. Большой размах крыла, мелкая пассажировместимость, топливная неэффективность сделали самолёт непопулярным среди крупнейших авиакомпаний мира. В общей сложности с конвейера сошли всего 28 таких машин, из которых некоторое количество в варианте VIP. А340-200 снят с производства. [править] А340-300 А340-300 в трёхклассовой комплектации берет на борт 295 пассажиров. Дальность полёта составляет 12400 километров. А340-300 был первым самолётом всего семейства А340. Первый полёт состоялся в 1991 году, в эксплуатацию А340-300 поступил в 1993 году. На самолёте установлены 4 двигателя CFM56-5C, идентичные тем, что установлены на А340-200. A340-313X — версия с увеличенной взлётной массой, впервые поставленная Singapore Airlines в 1995 году. A340-313E — новейшая версия А340, поставленная Swiss Airlines в 2003 году. Максимальный взлётный вес самолёта — 296,5 тонн. За счёт установки более мощных двигателей CFM56-5C4s дальность полёта была доведена до 13,5 тысяч километров. Самолёт по сей день производится. Заказано 219 машин, 211 из которых уже доставлены. Крупнейший оператор А340-300 — немецкая Lufthansa c 30 самолётами. [править] А340-500 А340-500 был представлен миру как самый дальнобойный пассажирский самолёт. До представления Боинга 777—200 «Worldliner» в начале 2006 года он таковым и оставался. Свой первый полёт А340-500 совершил 11 февраля, сертифицирован 3 декабря 2002. Стартовый заказчик — Emirates Airlines. А340-500 способен нести на борту до 313 пассажиров на расстояние в 16 тысяч километров. К примеру, Singapore Airlines использует эту модель на 18-часовых рейсах в Нью-Йорк. 15,345-километровый маршрут является самым протяжённым коммерческим рейсом в мире. А340-500 способен также выполнять беспосадочные перелёты между Лондоном и Пертом в Австралии. В сравнении с А340-300 фюзеляж А340-500 удлинён на 3,3 метра, увеличена площадь крыла и горизонтального оперения, в полтора раза увеличен запас топлива, увеличена крейсерская скорость, уменьшена площадь киля. На А340-500 даже установлены видеокамеры, облегчающие работу пилота на рулении. На самолёте установлены двигатели Rolls-Royce Trent 553. Модель A340-500HGW с увеличенной до 16,700 километров дальностью и максимальным взлётным весом 380 тонн планируется ввести в эксплуатацию в 2008 году. A340-600 Конструкция А340-500HGW в основном идентична A340-600HGW. Предполагается установка на самолёт двигателей Rolls-Royce Trent 556. [править] А340-600 А340-600, несущий в двухклассовой конфигурации салона 419 пассажиров на расстояние до 13,900 километров, разрабатывался как замена ранних моделей Боинга 747. Пассажировместимость А340-600 схожа с Боингом 747, вместимость грузового отсека в два раза превышает вместимость 747-го. А340-600 совершил первый полёт 23 апреля 2001 года. В августе 2002 британская авиакомпания Virgin Atlantic начала его коммерческую эксплуатацию. Фюзеляж самолёта, который более чем на 10 метров длиннее А340-300, делает А340-600 самым длинным пассажирским самолётом в мире. Даже Боинг 747—400 короче на 4 метра. На А340-600 установлены четыре двигателя Rolls-Royce Trent 556. Под центральной осью фюзеляжа имеется дополнительная четырёхколёсная стойка шасси. A340-600HGW совершил первый полёт 18 ноября 2005 года, сертифицирован 14 апреля 2006. Взлётная масса составляет 380 тонн, а дальность полёта — 14,600 километров. Это стало возможным благодаря увеличению запаса топлива, более мощным двигателям Rolls-Royce Trent 560, усиленной конструкции самолёта, а также благодаря внедрению новых технологий в самолётостроении. [править] Производство К концу марта 2007 года было поставлено 342 самолёта. 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995 1994 1993 1992 1991 13 11 24 24 28 33 16 22 19 20 24 33 28 19 25 22 0 0 [править] Технические характеристики A340-200 A340-300 A340-500 A340-600 Размах крыла 60.30 м 60.31 м 63.45 м 63.45 м Угол стреловидности крыла 30° 30° 31.1° 31.1° Длина 59.39 м 63.60 м 67.90 м 75.30 м Высота 16.70 м 16.85 м 17.10 м 17.30 м База шасси 23.24 м 25.60 м 27.59 м 32.89 м Крейсерская скорость Мах 0.82 (875 км/ч) Мах 0.83 (885 км/ч) Максимальная скорость Мах 0.86 (917 км/ч) Мах 0.86 (917 км/ч) Дальность полёта 14,800 км 13,700 км 16,700 км 14,600 км Пассажировместимость (3 класса) 239 295 313 380 Грузовместимость 18 контейнеров LD3/6 поддонов 32 контейнера LD3/11 поддонов 30 контейнеров LD3/10 поддонов 42 контейнера LD3/14 поддонов [править] Потери самолётов За годы эксплуатации было потеряно 5 машин типа А340, ни один человек при этом не погиб[3]. Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Краткое описание 20.01.94 Флаг ФранцииF-GNIA Флаг ФранцииПариж 0/0 При буксировке к терминалу на борту начался пожар. 24.07.01 Флаг Шри-Ланки4R-ADD Флаг Шри-ЛанкиКоломбо 0/0 Уничтожен в результате атаки «Тамильских тигров» на аэропорт 02.08.05 Флаг ФранцииF-GLZQ Флаг КанадыТоронто 0/309 При посадке в ливень вылетел за пределы ВПП. Ошибка экипажа. 09.11.07 Флаг ИспанииEC-JOH Флаг ЭквадораКито 0/349 При посадке взорвалось несколько шин. Вылетел с ВПП. 15.11.07 Флаг ФранцииF-WWCJ Флаг ФранцииТулуза 0/9 Техники запустили двигатели, забыв заблокировать шасси.
|