По состоянию на 30 июня 2006 года было заказано 574 Airbus A330, а 420 машин были переданы. Распределение по вариантам модели следующее: 322 (227 поставлено) для A330-200 и 252 (191 поставлено) для A330-300 [3]. Модели A340-300 и A330-300 одинаковы, кроме числа моторов (два для A330, четыре для A340). Все варианты A330 комплектуются моторами Pratt & Whitney, Rolls-Royce или General Electric. Новейшей моделью является A330-300X, которая во многих деталях (например дальности полёта) является улучшенной версией A330-300. Аэродинамическая схема * двухмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением. [править] История Airbus A330-300 авиакомпании Air Canada Программа по разработке самолётов для линий большой протяжённости A330/A340 была начата в июне 1987 года, чтобы потеснить Boeing с доминирующих позиций на рынке пассажирских самолётов дальнего действия. Первоначально планируемые версии 200 и 300 были практически идентичными: обе модели были с одинаковыми крыльями, фюзеляжами, управлением и только количество моторов различало модели. Такое решение позволило, с одной стороны, уменьшить расходы на разработку самолёта, а с другой, упростило и уменьшило расходы для авиакомпаний при эксплуатации и техническом обслуживании самолётов. В качестве основы для разработки был взят корпус Airbus A300 который был сделан длиннее. Кабина (кокпит) была сделана похожей на кабину A320. Таким образом, получившейся самолёт был смесью из технических новшеств серии Airbus A320 с фюзеляжем от A300/A310. Первое представление самолёта состоялось 14 октября 1992 года. Меньше чем через месяц, 2 ноября 1992, A330 в варианте «300» поднялся первый раз в воздух. Третий прототип был сделан уже с внутренней отделкой и покрашен в цвета первого заказчика — Air Inter — и был использован как образец для сдачи летных испытаний. Испытания состоялись в августе 1993 года под руководством ETOPS, во время них A330 летел на протяжении 6 часов с одним мотором над северной Атлантикой. Тестовые полёты были закончены в декабре 1994 года после успешного проведения всех тестов. Airbus A330-200 авиакомпании bmi Посторойка укороченного варианта 200 была принята в ноябре 1995 года. А 13 августа 1997 года этот вариант совершил свой первый полёт. Самолёт был 29 апреля 1998 года передан заказчику — ILFC и его партнёру по лизингу — Canada 3000. После дальнейшей критики, особенно ILFC и Singapore Airlines, 17 июля 2006 года на выставке в Farnborough (Фарнборо) Airbus сообщил, что разработка этого самолёта прекращается и вместо него был представлен принципиально новый проект под именем A350 XWB. Этот тип самолёта должен быть полностью новой конструкцией с большим диаметром корпуса, и в её основе не будет A330. Сокращение XWB обозначает eXtra-Wide Body — сверхширокий фюзеляж. [править] Взаимозаменяемость В различных частях самолёта Airbus A330 находит применение так называемый принцип взаимозаменяемости. Это означает, что системы различных типов самолётов одинаковы, что, таким образом, позволяет экономить средства. * A330 близкий родственник Airbus A340. Несущие поверхности у четырёхмоторного A340, который разрабатывался для дальних и сверхдальних полётов, в области внешних моторов не усилены. Остальные характеристики, за исключением незначительных деталей, у обеих моделей идентичны. * Электроника управления A330 одинаковая с A340 и A320. * Кабина управления одинаковая для A320 и A330. Кабина управления A380 и A350 сделана на основе серии A330. Благодаря этому обучение лётчиков для этих моделей происходит по схожим программам. [править] Новые технологии Во всех вариантах A330 применяются следующие новые технологии: * цифровая система управления полётом Fly-by-Wire также называемая электродистанционной системой управления (ЭДСУ), * джойстики вместо штурвалов, * стеклянная кабина с ЖК дисплеями, * первые секции фюзеляжа из композиционных материалов. [править] Варианты [править] A330-100 Первая модель, Airbus A330-100, оказалась неудачной. Она создавалась как замена Airbus A310 и Airbus A300. Эта версия должна была иметь более укороченный корпус, чтобы получить равную пассажировместимость. Было запланировано, что корпус от A330 будет скомбинирован с крыльями от A300-600; позже были использованы крылья от A330, чтобы получить взаимозаменяемость деталей с линейкой A330. Предполагалось, что эта модель станет конкурентом для Boeing 767-300ER и Boeing 767-400ER [4]. [править] A330-200 Airbus A330-200 авиакомпании LTU Модель A330-200 была разработана, чтобы заменить Airbus A300-600R и создать реальную конкуренцию для Boeing 767-300ER. Программа создания A330-200 официально стартовала в ноябре 1995 года, первый заказ из 13 самолётов сделала лизинговая компания ILFC в феврале 1996-го. Первый полёт состоялся 13 августа 1997 года, а допуск к эсплуатации — в апреле 1998-го. A330-200 базируется на 300-серии самолётов Airbus, с практически такими же крыльями и частями корпуса, который, впрочем, был укорочен на 10 отсеков (примерно 6 метров). A330-200 может поднять на борт 256 пассажиров в трёх классах. Из важных отличий от А300 следует отметить увеличенное хвостовое оперение и дополнительный топливный бак, который позволил увеличить дальность полёта до 12 500 км. A330-200 эксплуатируется такими авиакомпаниями как Air China, Air France/KLM, Austrian Airlines, China Eastern, China Southern, Emirates, Etihad, Korean Air, Malaysia Airlines, Northwest Airlines, Qantas, Swiss International Air Lines, TAP Air Portugal, Yemenia, Аэрофлот и другими. В связи с тем, что этот тип самолёта продавался так хорошо, что практически вытеснил с рынка Boeing 767, Boeing начал разработку нового самолета, который должен составить достойную конкуренцию A330-200. Изначально разработка называлась 7E7, а через некоторое время стала известна как Boeing 787. Первый полёт этой модели был запланирован на 2007 год, однако Boeing 787 не поднялся в воздух до сих пор. [править] A330-200 MRTT/FSTA и KC-30 Airbus A330-200 авиакомпании Air Transat Расшифровка обозначений: MRTT означает Multi Role Tanker Transporter («многоцелевой заправщик»); FSTA означает Future Strategic Tanker Aircraft; на рынке США эта модель имеет обозначение KC-30). Так как Airbus A330 имеет такие же крылья, что и Airbus A340 (только у последнего на 2 турбины больше), эту модель было относительно легко переоборудовать в заправщик. Вместо дополнительных моторов были сделаны крепления для устройств заправки в воздухе, которые позволили производить заправку до 2-х самолётов единовременно. При этом осталась возможность использовать A330 для перевозки пассажиров и грузов. Эти свойства позволили Airbus победить своего конкурента Boeing на конкурсе английских Военно-воздушных сил. После этого австралийские ВВС заказали 5, а английские — 16 таких машин. Фирма EADS борется за большой заказ для ВВС США. Речь идёт о заказе до 100 таких заправщиков; EADS предлагает вариант A330-200 с кодовым обозначанием KC-30. Без дополнительных баков A330-200 MRTT берет на борт 111 тонн керосина, что, к примеру, в два раза больше, чем использующийся в английских ВВС Vickers VC10. [править] A330-200F Airbus в течение долгого времени планировал использовать модель A330 как коммерческий транспортный самолёт. Но после событий 11 сентября 2001 года эти планы были заморожены. Только в начале 2006 года стали появляться сведения (не в последнюю очередь вследствии скорого окончания производства A300, включая его грузовую версию), что планы снова могут быть приняты в разработку. [5]. [править] A330-300 Airbus A330-300 авиакомпании Dragonair A330-300 разрабатывался как альтернатива и замена A300. Его фюзеляж базируется на A300, но был заметно удлинён. Вариант 300 позволяет перевозить 295 пассажиров в трёх классах, 335 при двух классах и до 440, если самолёт имеет только один класс, на расстояние до 10 500 км. Кроме этого, машина может взять на борт много груза — объём грузового отсека A330 сравним с Boeing 747. Некоторые авиакомпании используют эти свойства для транспортировки грузов в ночное время. В самолёте используется 2 двигателя General Electric CF6-80E, Pratt & Whitney PW4000 или Rolls-Royce Trent 700. Все двигатели сертифицированы по ETOPS-180. Первая поставка состоялась в 1993 году. Также Airbus предлагает улучшенный (в том числе с точки зрения дальности полёта) вариант A330-300 под обозначением A330-300X. Прямым конкурентом A330-300 является Boeing 777—200(ER) и находящийся в состоянии проектирования Boeing 787-9. [править] КС-45 КС-45 разрабатывается для ВВС США как альтернатива и замена самолёту-заправщику KC-135. Совокупная стоимость контракта оценивается в $40 млрд. Всего ВВС США намерены закупить 179 танкеров KC-45.[6] [править] Аварии и катастрофы Всего было потеряно 6 самолётов типа А330[7]: Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Краткое описание 30.06.94 Флаг ФранцииF-WWKH Флаг ФранцииТулуза 7/7 Симуляция отказа двигателей. Ошибка пилотов. 15.03.00 Флаг Малайзии9M-MKB Флаг МалайзииКуала-Лумпур 0/266 Химическая коррозия фюзеляжа при нелегальной перевозке опасного груза. Лайнер списан. 24.07.01 Флаг Шри-Ланки4R-ALE Флаг Шри-ЛанкиКоломбо 0/0 Уничтожен в результате атаки «Тамильских тигров» на аэропорт 24.07.01 Флаг Шри-Ланки4R-ALF Флаг Шри-ЛанкиКоломбо 0/0 Уничтожен в результате атаки «Тамильских тигров» на аэропорт 01.06.09 Флаг ФранцииF-GZCP Атлантический океан 228/228 Упал в океан, ведётся расследование [8][9][10] 24 августа 2001 года A330-200 авиакомпании Air Transat из-за нехватки керосина совершил самый длинный полёт машины с турбореактивными двигателями в режиме планера. Эта аварийная ситуация возникла в результате использования непредусмотренных запчастей при плановом ремонте двигателя и из-за ошибки экипажа, который не смог правильно оценить возникшую ситуацию с потерей топлива, как показывал компьютер. Безмоторный полёт длился полчаса, в течение которых было пройдено 120 км, до аварийной посадки на авиабазе Лажеш (Lajes) (Азорские острова, Португалия). Пассажиры во время этого происшествия не пострадали. [править] Технические данные Описание A330-200 A330-300 Длина 59 м 63,60 м Размах крыла 60,30 м 60,30 м Высота 17,89 м 16,70 m Диаметр фюзеляжа 5,64 м 5,64 м Ширина кабины 5,28 м 5,28 м Дальность полёта 12.500 км 10.500 км Скорость M 0.86 M 0.86 Макс. высота полёта 12.500 м 12.500 м Макс.взлётный вес 233 т 233 т Макс.посадочный вес 182 т 187 т Мест 253 295 Двигатели (2 шт.) General Electric CF6-80E, Pratt & Whitney PW4000 или Rolls-Royce Trent 700 каждый 303—320 кН General Electric CF6-80E1, Pratt & Whitney PW4000 или Rolls-Royce Trent 700 каждый 303—320 кН
|