Аэродинамическая схема * Двухмоторный низкоплан со стреловидным крылом, однокилевым вертикальным оперением, с турбовентиляторными двигателями. [править] История [править] Разработка После успеха А300 консоциум Airbus начал разработку нового самолёта, призванного заменить самый популярный в то время самолёт — Боинг-727. Предполагалось создать самолёт аналогичных размеров, но более совершенный с точки зрения экономии и с различными вариантами пассажировместимости. Цифровые технологии дали бы А320 преимущество перед основными конкурентами — Боингом-727 и −737. Разрабатывался самолёт с целью заменить Боинг-727 и ранние варианты Боинга-737. [править] Особенности Кабина управления Аэробуса А319 По сравнению с другими авиалайнерами сходных размеров, серия А320 отличается просторным пассажирским салоном с большими полками для ручной клади, большой грузовместимостью нижней (грузовой) палубы и широкими люками для загрузки багажа (после выпуска А318, на остальных самолётах семейства А320, в основном выпущенных после 2000 года, были также применены новшества (Enhanced version), такие как: - замена облицовочных панелей салона; более вместимые полки для ручной клади (внутренний объём вырос на 11%; новая Flight Attendant Pannel (FAP) с сенсорным дисплеем; индивидуальное освещение над каждым пассажиром (Reading lights) на основе светодиодов; возможность регулировки яркости основного освещения в салоне от 0 до 100%; LCD дисплеи в кабине пилотов вместо электронно лучевых; Были также заменены некоторые компьютеры, логика компьютеров, изменения в механизмах и многое другое. По этим и другим причинам (включая сравнительно низкую стоимость обслуживания) А320 пользуется большой популярностью по всему миру. Другой особенностью Аэробуса А320 является передовая по технической оснащённости (по мерке 1980-х годов) кабина пилотов. Вместо механических стрелочных приборов, информация о положении самолёта и состоянии его двигателей и вспомогательных систем выводится на шесть электронно-лучевых экранов, занимающих большую часть приборной доски. Кроме того, классические самолётные штурвалы заменены специальными рукоятками-"джойстиками", расположенными по бокам кабины. Эти джойстики не связаны с плоскостями управления напрямую; любое движение джойстика обрабатывается бортовым компьютером, и информация передаётся по проводам к гидравлическим приводам, которые приходят в действие и совершают необходимые движения рулевых плоскостей.. Уровень шума взлетающего Аэробус А320 — 82 децибела. [править] Производство Компоненты с различных заводов концерна «Аэробус» перевозят для окончательной сборки в Гамбург (А318, А319, А321) и Тулузу (А320). Практически все перевозки выполняются на самолёте A300-600ST «Белуга». В ходе экономического оздоровления концерна Airbus в 2007 году немецким менеджерам удалось добиться переноса производства A-320 из Франции в Германию. Планируется повысить число выпускаемых самолётов до 36 в месяц с 1 июля 2008 года . Кроме того производство авиалайнеров типа «Аэробус 320» налажено в Китайской Народной Республике. Планируется с 2010 года, что китайские заводы концерна будут выпускать до 50 самолётов в год. А-320 помогает «Аэробус Индастри» компенсировать потери, связанные с проблемами в производстве самолёта-гиганта А-380. Портфель заказов формируют азиатские авиакомпании и лизинговые предприятия. Самой большой проблемой для «Аэробус Индастри» остаётся низкий курс доллара. Оплата за самолёты производится в долларах, а большая часть производства размещена в еврозоне. [править] Эксплуатация Официально программа самолета А320 началась в марте 1984 г. Первый полет опытный самолет А320 с двигателями CFM56-5A1 совершил 22 февраля 1987 г. В конце февраля 1988 г. самолет был сертифицирован в Европе, а в декабре — в США. В марте 1988 г. авиакомпания "Эйр Франс" получила первый самолет. Самолет А320 является первым в мире пассажирским самолетом с электродистанционной системой управления (ЭДСУ), кабиной экипажа, оснащенной боковыми рукоятками управления вместо обычных штурвальных колонок, и горизонтальным оперением, изготовленным полностью из композиционных материалов. Самолет А320 послужил основой для разработки самолетов А321 (185-местный, 1994), А319 (124-местный, 1996) и А318 (107-местный, 2003). Аэробус А-320 летает до 4 900 км без посадки, крейсерская скорость-901 км/ч. Вместимость — 150—179 пассажиров. Аварии на ранних стадиях эксплуатации, в том числе катастрофа А320 Air France, серьёзно подпортили имидж самолёта и его компьютеризированной системы управления. Окончательно причина аварии так и не определена, хотя в официальном заключении комиссии указывается на ошибку пилота. Тем не менее существует мнение, что виной всему компьютерные системы и ранее выявленные недостатки самолёта. [править] Конкуренция Главным конкурентом для семейства А320 являются самолёты семейства Boeing 737NG. Boeing 757 конкурирует с А321, обладая несколько большей дальностью и несколько большей пассажировместимостью, однако его производство было закончено в 2005 году. Для моделей A318 и A319 конкурирующими моделями могут быть устаревшие DC-9 и его модификации, такие как снятый с производства Boeing 717. Также как конкурент может быть рассмотрен Ту-204, однако, по причине небольшого количества проданных экземпляров влияние его незначительно. В будущем конкуренцию должен составить российский проект МС-21, находящийся по состоянию на август 2009 года в стадии начальной разработки. В 2003 году компания «Аэробус» впервые продала больше пассажирских самолётов, чем «Боинг». [править] Технологии Самолет оснащен цифровым комплексом авионики EFIS производства французской фирмы "TOMCOH-CSF", состоящим из шести цветных многофункциональных дисплеев для вывода пилотажно-навигационной информации, а также данных о работе бортовых систем и предупреждений об отказах. Вся авионика соответствует стандарту ARINC 700. Обширное применение композитных материалов (около 20%) в конструкции самолёта. В основном используется Glass-fiber reinforced plastic (усиленный фиберпластик), Carbon-fiber reinforced plastic (усиленный углепластик или пластик на основе углеродного волокна), honeycomb core (сотовый заполнитель). Практически вся механизация крыла выполнена из композитных материалов (предкрылки, закрылки, панели спойлеров, лючки, носовой обтекатель), а вертикальный стабилизатор полностью изготовлен из композита. Передняя кромка горизонтального стабилизатора также композитная. [править] Варианты [править] А320 A320 — это 2-х моторный самолёт с центральным проходом в кабине, 4 пассажирскими входами и 4 запасными выходами. В аэробусе A320 могут максимально разместиться 180 пассажиров. В типичном 2-классном исполнении (2-2 кресла в бизнес-классе и 3-3 кресла в экономическом) в кабине размещаются 150 пассажиров. В грузовом отсеке могут поместиться 7 контейнеров AKH — 3 в передней части, 4 в задней. A320 является — как говорит уже само его имя — моделью-основоположницей удачной семьи А320. [править] А319 Модификация А320 с укороченным фюзеляжем за счет уменьшения пассажирских кресел на два ряда. Благодаря выпуску вариантов с разной дальностью полета и вместимостью, эксплуатанты этого типа самолета получают весомые преимущества. Помимо базовой модели, рассчитанной на перевозку 124 пассажиров на дальность до 6650 км, заказчикам предлагается вариант с увеличенной вместимостью до 156 кресел. [править] А319CJ Модификация частного самолёта с увеличенной дальностью. [править] A319LR [править] A321 Лайнеры А321, которые были введены в эксплуатацию в начале 1994 года, обладают наибольшей размерностью среди самолетов семейства А320. Типовая компоновка А321 предусматривает размещение 185 пассажиров в двух классах или до 220 пассажиров в одном классе для чартерных и низкотарифных, при этом дальность полета составляет 5600 км. [править] A318 А318, рассчитанный на перевозку 107 пассажиров в типовой двухклассной компоновке или до 132 пассажиров в компоновке одного класса, был введен в эксплуатацию в июле 2003 года. Он может выполнять полеты на расстояние до 5750 км. А318 может эксплуатироваться на более коротких ВПП, чем другие самолеты аналогичной размерности. Помимо этого, в 2007 году А318 был сертифицирован на выполнение посадок с более крутой траекторией снижения. Благодаря этим качествам в сочетании с низким уровнем создаваемого шума, А318 становится удобным самолетом для эксплуатации c аэропортов, расположенных в центральной части больших городов. На А318 был внедрен ряд улучшенных бортовых систем, которыми сейчас оснащаются и другие модели семейства А320, что позволяет повысить надежность самолетов в эксплуатации и сократить затраты на техобслуживание и закупку запасных частей. В их числе внутрисалонная информационно-управляющая система с интерактивным экраном, размещенном на панели управления оборудованием салона (Cabin Intercommunication Data System). [править] A318 Elite Самый маленький и молодой из корпоративных самолётов Airbus; цена самолёта — около $50 млн[3]. Он выставлялся на выставке Jet Expo-2007 во «Внуково-3» осенью 2007 года. Airbus A321-200 Иорданских авиалиний Airbus A320-214 Swiss air в Домодедово Airbus 319 А318 в корпоративной раскраске Airbus [править] Катастрофы По состоянию на 15 января 2009 года в авариях и катастрофах было потерян 21 самолёт, погибло 625 человек.[4] Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Описание происшествия 26.06.88 Флаг ФранцииF-GFKC Флаг ФранцииМюлуза 3/136 показательный полет на малой высоте, врезался в деревья 14.02.90 Флаг ИндииVT-EPN Флаг ИндииБангалор 92/146 разбился при заходе на посадку из-за ошибки пилотов 20.01.92 Флаг ФранцииF-GGED Флаг Францииоколо Страсбурга 87/96 разбился при снижении, экипаж неверно понял показания приборов 14.09.93 Флаг ГерманииD-AIPN Флаг ПольшиВаршава 2/70 при посадке вылетел за пределы ВПП из-за ошибок экипажа 10.07.97 Флаг ОманаA4O-EM Флаг ОАЭАбу-Даби 0/115 прерванный взлёт 22.03.98 Флаг ФилиппинRP-C3222 Флаг ФилиппинБаколод 3+0/130 при посадке один двигатель забыли перевести на реверс 11.04.00 Флаг МексикиF-OHMD Флаг МексикиМинатитлан 0/0 сгорел при заправке 23.08.00 Флаг ОманаA4O-EK Флаг БахрейнаБахрейн 143/143 Рейс Каир-Бахрейн, не смог уйти на второй круг, разбился в море 07.02.01 Флаг ИспанииEC-HKJ Флаг ИспанииБильбао 0/143 Грубая посадка 24.07.01 Флаг Шри-Ланки4R-ABA Флаг Шри-ЛанкиКоломбо 0/0 Атака «Тамильских тигров» на аэропорт 28.08.02 Флаг СШАN635AW Флаг СШАФиникс 0/159 Грубая посадка 19.01.03 Флаг СШАN313NB Флаг СШАНью-Йорк 0/2 Врезался в стену при движении к терминалу, ошибка техников 21.03.03 Флаг ТайваняB-22603 Флаг ТайваняТайнань 0/175 Грубая посадка 03.05.06 Флаг АрменииEK-32009 Флаг Россииоколо Сочи 113/113 Разбился в море при заходе на второй круг, ошибка КВС 05.05.06 Флаг АрменииEK-32010 Флаг БельгииБрюссель 0/0 Сгорел в ангаре 05.05.06 Флаг ИталииSX-BVB Флаг БельгииБрюссель 0/0 Сгорел в ангаре 17.07.07 Флаг БразилииPR-MBK Флаг БразилииСан-Паулу 12+187/187 При посадке вылетел за пределы ВПП и врезался в склад ГСМ 30.05.08 Флаг СальвадораEI-TAF Флаг ГондурасаТегусигальпа 2+3/124 Вылетел за пределы ВПП 27.11.08 Флаг Новой ЗеландииD-AXLA Флаг Францииу Перпиньяна 7/7 Испытательный полёт после техобслуживания 15.01.09 Флаг СШАN106US Флаг СШАГудзон 0/155 В двигатели попали птицы. Аварийная посадка на воду. [править] Технические характеристики A318 A319 A320-200 A321 Пассажировместимость 107 чел. 124 чел. 150 чел. 185 чел. Длина 31,45 м 33,83 м 37,57 м 44,51 м Размах крыла 34,10 м 34,10 м 34,10 м 34,10 м Площадь несущих поверхностей 122,4 м² 122,4 м² 122,4 м² 122,4 м² Высота 12,56 м 11,76 м 11,76 м 11,76 м Двигатели 2 x CFM56-5 либо 2xPW 6000A 2 x CFM56-5 либо 2 x IAE V2500 Максимальная скорость M 0.82 M 0.82 M 0.82 M 0.82 Дальность 5300(7300 CJ) км 5490(11900 CJ) км 4900 км 4 400 км Масса пустого 39,3 т 40,6 т 42,4 т 48,2 т Макс. взлётный вес 66 т 64 (70) т 75,5 т 89 т
|