Ан-30 (по кодификации НАТО: Clank — «Лязг») — самолёт воздушного наблюдения и аэрофотосъёмки. Разработан в ОКБ им. О. К. Антонова совместно с ОКБ им. Бериева. Ан-30 является модификацией самолётов Ан-24 и Ан-26 и предназначен для аэрофотосъёмочных и аэрогеофизических работ.История Разработка Ан-30 началась в 1964 году, когда перед ОКБ им. О. К. Антонова была поставлена задача создать на базе пассажирского самолёта Ан-24 самолёт для аэрофотосъёмки. Первоначально машина разрабытывалась в двух модификациях: Ан-30А для гражданской авиации и Ан-30Б для ВВС, однако позже пришли к единой компоновке с установкой различного фотооборудования и спецаппаратуры. Первый полёт самолёт совершил 21 августа 1967 года. В июле 1968 года завершились заводские испытания. Ан-30 запущен в серийное производство на Киевском авиационном заводе в 1971 году. Всего с 1971 по 1980 год было построено 115 машин, из них 23 самолёта на экспорт. Ан-30 поставлялся в Афганистан, Болгарию, Вьетнам, Китай, Кубу, Чехию, Монголию. Сейчас в Российской армии осталось не более 10 самолётов этого типа.Оборудование На Ан-30 установлен комплекс оборудования, обеспечивающего выполнение полётов днём и ночью, и комплекс автоматического и полуавтоматического оборудования для аэрофотосъёмки. В средней части фюзеляжа оборудованы пять остеклённых фотолюков, из которых можно производить плановую и перспективную аэрофотосъёмку. Штурман находится в остекленном носу самолёта, что позволяет качественно проводить сложную аэросъёмку. Аэрофотосъёмка выполняется в масштабах от 1:5000 до 1:200 000 аппаратами с различными фокусными расстояниями. Возможна обработка фотопленки прямо на борту самолёта. В носовом подфюзеляжном обтекателе возможно размещение метеорадиолокатора Гроза-30. Имеется комплекс спасательного оборудования. Кабины экипажа, штурмана и аэрофотосъёмочная герметичны и оборудованы системой кондиционирования воздуха. Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ-24ВТ и одного дополнительного реактивного двигателя РУ-19А-300.Применение В настоящее время самолёты Ан-30Б используются Россией, Украиной, Болгарией и другими странами для наблюдательных полётов в рамках международного Договора по открытому небу.ХарактеристикиГод создания 1974 Размах крыльев, м 29,2 Длина самолёта, м 24,26 Высота, м 8,32 Максимальная ширина фюзеляжа, м 2,9 Скорость, крейсерская, км/ч 435 Скорость, максимальная, км/ч 540 Практический потолок, м 8300 Дальность прегоночная, км 2630 Дальность действия, км 1240 Длина разбега по ВПП с бетон. покрытием, м 710 Средний расход топлива, кг/час 855 Максимальный взлетный вес, кг 23 000 Максимальный посадочный вес, кг 23 000 Масса пустого самолёта, кг 15 590 Вес фотооборудования, кг 650 Двигатели 2 × АИ-24ВТ + 1 × РУ-19А-300 Мощность одного АИ-24ВТ, э.л.с. 2820 Тяга реактивного двигателя РУ-19А-300, кгс 800 Экипаж 6 чел + 1 оператор
|