Ан-22 «Антей» (по кодификации НАТО: Cock — «петух») — транспортный турбовинтовой самолёт. Выполнил первый полёт в 1965 году, серийно произведено 68 экземпляров, включая два для прочностных испытаний. Использовался в ВВС СССР, затем постепенно заменялся более крупным реактивным Ан-124 «Руслан».Аэродинамическая схема четырехмоторный турбовинтовой высокоплан с двухкилевым оперением и хвостовым грузовым люком.История создания[1] Работы по самолёту Ан-22 (в то время “изделие 100”) начались в 1960 году, возглавил их заместитель главного конструктора А.Я.Белолипецкий. Грузовая кабина проектировалась с учётом всей имеющейся в стране военной и гражданской техники массой до 50 т. Чтобы снизить крутящий момент при отклонении руля, было применено двухкилевое оперение. Для возможности эксплуатации с грунтовых аэродромов применено многоколёсное шасси с пневматиками низкого давления. Самолёт планировалось оснастить четырьмя турбовинтовыми двигателями НК-12МВ с винтами АВ-90 диаметром 6,2 м. В августе 1961 года состоялось заседание макетной комиссии по "изделию 100". В 1963 году началось изготовление первого прототипа, который был готов к лету 1964 года. 18 августа 1964 года состоялась передача первой машины на летные испытания. С этого момента новый самолёт получил обозначение Ан-22 "Антей". В связи с тем что новые винты еще небыли достаточно испытаны, первый самолет оснастили винтами АВ-60. Первый полёт Ан-22 совершил 27 февраля 1965 года, за штурвалом которого находился экипаж в составе командира Ю.В.Курлина, второго пилота В.И.Терского, штурмана П.В.Кошкина, бортинженера В.М.Воротникова, бортэлектрика М.П.Раченко, бортрадиста Н.Ф.Дробышева и ведущего инженера по испытаниям В.Н.Шаталова, с аэродрома Киевского авиазавода в Святошино. Посадку самолет произвел на военном аэродроме в г. Узин Киевской области. Первая публичная демонстрация самолёта состоялась 15 июня 1965 года на авиасалоне в Ле Бурже. Серийное производство Ан-22 было организовано на Ташкентском авиазаводе. Первые "Антеи" стали поступать в ВВС в январе 1969 года. Производство самолёта продолжалось до января 1976 года. С ноября 1965 года по январь 1976 года было выпущено 66 "Антеев", из них 22 - в варианте Ан-22АТехнические характеристики Основные характеристики Экипаж: 5—6 чел. Пассажировместимость: 29 чел. в пассажирской кабине Грузоподъёмность: 80 т Длина: 57,92 м Размах крыла: 6,2 м Высота: 12,53 м Площадь крыла: 345,0 м² Масса пустого: 114 000 кг Нормальная взлётная масса: 225 000 кг Максимальная взлётная масса: 250 000 кг Масса топлива во внутренних баках: 43 000 кг Силовая установка: 4 × ТВД НК-12МА Мощность двигателей: 4 × 15 000 (4 × 11 033) Воздушный винт: АВ-90 Диаметр винта: 6,2 м Лётные характеристики Максимальная скорость: 760 км/ч Крейсерская скорость: 560 км/ч Практическая дальность: 5250 км Перегоночная дальность: 10 950 км Практический потолок: 7500 м Длина разбега: 1460 м Длина пробега: 800—1040 м Предназначен для перевозки на большие расстояния тяжелой и крупногабаритной боевой техники и войск, а также для десантирования парашютным и посадочным способами воздушных десантов.Модификации Ан-22 — базовый Ан-22А (Ан-122) — самолёт с увеличенной до 80 т коммерческой нагрузкой и взлётной массой 250 т (проект). Разрабатывался в 1966 году. Ан-22А — доработанный. Отличался воздушными стартерами. Изготовлено 28 самолётов. Ан-22ПЗ («перевозчик») — самолёт для перевозки крупногабаритных деталей Ан-124 и Ан-225 на внешней подвеске. В 1980—1983 годах переоборудовано 3 самолёта. Ан-22ПЛО — противолодочный с ядерной силовой установкой (проект). Разрабатывался с октября 1965 года. Ан-22ПС — поисково-спасательный (проект). Разрабатывался в 1967 году. Ан-22Р — носитель межконтинентального авиационно-ракетного комплекса (проект). Разрабатывался в 1969—1970 годах. Ан-22Ш — самолёт с расширенным за центропланом фюзеляжем до 9,6 м (проект).Эксплуатация В 1965—1975 годах было произведено 68 самолетов данного типа, которые активно эксплуатировались ВВС СССР (затем ВВС России) на протяжении последующих двадцати лет. Со 2-й половины 1980-х постепенно выводятся из эксплуатации, массовое списание машин произошло в 1997—1999 годах. По состоянию на начало 2008 года используется 8 Ан-22: 7 принадлежат ВВС России, еще один эксплуатируется украинским КБ Антонова. Бортовые номера самолётов, которые «отметились» в МВЗ: 08832, 09309, 09328, 09329, 09332, 09342, 09344.Эксплуатация Катастрофы и аварии В процессе эксплуатации Ан-22 «Антей» было потеряно 8 машин[3][4
|