Ан-12 — транспортный самолёт для грузовых перевозок.Конструкция Ан-12 Фюзеляж самолёта Ан-12 с приподнятой хвостовой частью и большим грузовым люком обеспечивает удобные условия погрузки и выгрузки крупногабаритных грузов, а также их воздушный сброс на парашютах. Бортовое погрузочное устройство грузоподъёмностью 2,5 т и легкосъемный транспортёр облегчают и ускоряют процессы погрузки, швартовки и выгрузки. Конструкция фюзеляжа почти полностью совпадает с конструкцией фюзеляжа Ан-10. Главное отличие — задняя часть фюзеляжа самолета, имеющая грузовой люк, рампу и хвостовую стрелковую установку с кабиной воздушного стрелка. В средней части фюзеляжа вместо пассажирского салона Ан-10 находится грузовая кабина, передняя часть самолёта с кабиной экипажа почти полностью совпадает с передней частью Ан-10. Кабина экипажа герметична и отделена от негерметичной грузовой кабины гермопереборкой с гермодверью. Шасси самолета обладает высокой проходимостью, что позволяет ему взлетать с грунтовых аэродромов. Погрузка крупногабаритной техники и грузов осуществляется через грузовой люк с рампой в задней части фюзеляжа. Благодаря схеме «высокоплан», уровень грузоподъемного пола самолета расположен близко к земле, что упрощает и облегчает его загрузку. Погрузка и разгрузка осуществляется с использованием грузовых трапов, бортовых лебедок ГЛ-1500, кран-балки грузоподъемностью 1500 кг и транспортера ТГ-12М. Для парашютного десантирования техники на платформах на самолете устанавливается транспортер. На полу имеются гнезда для установки носилок и швартовочные узлы.Особенности конструкции после унификации производства с Ан-10 Ан-12 Из-за унификации производства Ан-10 и Ан-12 средняя часть фюзеляжа Ан-12 с грузовой кабиной конструктивно совпадала со средней частью фюзеляжа Ан-10, и фактически была конструктивно-герметичной. Но задняя часть фюзеляжа имевшая грузовой люк и рампу и сообщавшаяся со средней была изначально негерметичной и в целом герметизация грузовой кабины не обеспечивалась. После производства примерно 100 самолетов средняя часть фюзеляжа Ан-12 стала выпускаться негерметичнойДополнительно Ан-12 относится к категории самолетов выдающихся. Созданный удивительно своевременно, на хорошем техническом уровне и построенный в достаточном количестве, простой в освоении и неприхотливый в эксплуатации, он принес признание и мировую известность не только O.K. Антонову и коллективу ОКБ, но, вместе с истребителями А,И. Микояна и пассажирскими лайнерами А. Н. Туполева, и всей советской авиапромышленности. Наверное, начиная с середины 60-х годов ни одно крупное событие в истории страны, и даже всего человечества не обошлось без Ан-12. От освоения необжитых районов и оказания помощи при стихийных бедствиях до прямого участия в вооруженных конфликтах и государственных переворотах — вот диапазон применения машины, которая наряду с C-130 фирмы «Локхид» долгие годы оставалась основным транспортным самолетом планеты. Ходят легенды, что разработка самолета Ан-12 была инициирована Никитой Сергеевичем Хрущевым во время визита в АКБ. Он спросил во время осмотра Ан-8, какие есть аналоги за рубежом. После того, как узнал, что там есть аналогичные самолеты с четырьмя двигателями, предположил, что в СССР тоже должны делать самолеты с четырьмя двигателями. После чего Олег Константинович Антонов и задумал будущий Ан-12. Параллельно начались разработки Ан-10 и Ан-12. Для самолета были выбраны двигатели АИ-20. Первый Ан-12 взлетел в Иркутске 16 декабря 1957 года. С 1959 года самолет начал поставляться в ВВС. В процессе эксплуатации его разрешенная взлетная масса была увеличена до 61 а в последсвии идо 64 тонн. Самолет зарекомендовал себя как очень надежный аппарат, способный работать в сложных климатических условиях, и неприхотливый в обслуживании. Самолет активно применялся в военных целях, для переброски военной техники и состава, десантирования, в чрезвычайных ситуациях, для пассажирских перевозок. Именно он стал локомотивом развития влияния ВВС СССР. «Чёрный тюльпан» — самолет Ан-12, увозивший тела погибших советских военнослужащих (груз 200) с территории Афганистана в ходе Афганской войны (1979—1989).ПроизводствоВ СССР Ан-12 выпускался серийно на трёх авиазаводах в: Иркутске, 1957-62 гг., 155 экз.; Воронеже, 1960-65 гг., 258 экз., Ташкенте, 1962-72 гг., 830 экз. Представителями генерального конструктора на заводах были: Иркутск — А. И. Шиврин, A.M. Леонтьев, В. З. Брагилевский, Г. А. Луговой; Воронеж — Н. П. Соболь, А. М. Кондратьев, В. П. Теплов, Я. Д. Голобородько; Ташкент — В. Ф. Ерошин, П. В. Балабуев, Х. Г. Сарымсаков, Н. А. Погорелое, Я. Н. Приходько, И. Г. Ермохин. Ан-12 широко использовались в качестве летающих лабораторий для следующих работ: испытания двигателя АИ-24 с винтами АВ-72 для самолёта Ан-24 (1959 г.); отработка системы приземления спускаемых аппаратов космических кораблей (1960 г.); отработка систем самолётовождения «Полет-1» и сброса грузов «Купол» для Ан-22 и Ил-76 (в 1961 году); исследование аэрофотоаппаратов и оптико-электронных систем воздушной разведки (1965 г.); испытание тепловизора «Простор» для формирования тепловых карт местности и карт пожаров (1968—1971 гг.); исследование средств обнаружения пусков ракет, лазерного облучения и оперативной радиотехнической разведки (1971 г.); испытания новых катапультируемых кресел, в том числе из экспериментальной кормовой кабины, обеспечивающей катапультирование под любым углом к горизонту, а также с помощью буксировочного ракетного двигателя (1970-е гг.) ; создание искусственного обледенения (ЛЛ «Танкер», 1981 г.); испытания новых средств поиска подводных лодок (1980-е гг.).Модификации[2] Ан-12УД Ан-12 — базовая. На Иркутском авиазаводе в 1959-1962 годах выпущено 154 самолёта. Ан-12 «Танкер» — летающая водораспыливающая лаборатория для создания условий искусственного обледенения. Отличался баком для воды на 8000 л в грузовой кабине, водораспыливающим коллектором перед крылом. Переоборудован 1 самолёт в 1981 году. Ан-12А — первая серийная модификация. Отличается двигателями АИ-20А, увеличенным до 16600 л запасом топлива. Взлётная масса возросла до 61 т, грузоподъёмность — до 20 т. Выпускался на Воронежском авиационном заводе (1961—1965) и Ташкентском авиационном заводе (1961—1972). Изготовлено 155 самолётов. Ан-12Б — модернизированный. Отличается усиленным центропланом, увеличенным до 19500 л запасом топлива, составом обрудования. Выпускался с 1963 года на Воронежском авиационном заводе и Ташкентском авиационном заводе. Ан-12Б («изделие 93Т») — летающая лаборатория для метрологического обслуживания и проверки КЗА. Переоборудован 1 самолёт в 1972 году. Ан-12Б (ЛИАТ) — лаборатория исследования авиационной техники. Предназначен для проведения работ на местах лётных происшествий. Переоборудован 1 самолёт в 1972 году. Ан-12Б «Кубрик» — самолёт для исследования инфракрасного излучения надводных, наземных и воздушных целей. Изготовлен в 1969 году. Ан-12Б-30 — с увеличенной грузоподъёмностью до 30 т (проект). Отличался двигателями АИ-20ДК и винтами диаметром 5,1 м. Разработан в 1963 году. Ан-12Б-И — самолёт РЭБ. Отличается станцией индивидуального радиоэлектронного противодействия «Фасоль». В 1964 году построено 7 самолётов. Ан-12БЗ-1, Ан-12БЗ-2 — летающие лаборатории для отработки системы дозаправки топливом в воздухе (проект). Разработан в 1969 году. Ан-12БК — модернизированный. Отличается обновлённым бортовым оборудованием и двигателями АИ-20М. Ширина грузовой кабины увеличена до 3,12 м. Выпускался с 1966 года на Ташкентском авиационном заводе. Ан-12БК — коммерческий. Предназначен для гражданской авиации. Отличался отсутствием оборонительного вооружения. Ан-12БК-ВКП «Зебра» — воздушный командный пункт (проект). Оборудован средствами связи и 18 рабочими местами для оперативного и служебного расчёта. Ан-12БК-ИС — самолёт РЭБ. На борту установлены станции «Фасоль» и «Сирень». В 1970 году изготовлено 45 самолётов. В 1974 году переоборудовано ещё 105. Ан-12БКВ — бомбардировщик и постановщик мин. Мог брать на борт 12 т бомб. В 1969 году изготовлено несколько самолётов. Ан-12БКК «Капсула» — самолёт-салон командующего ВТА. Оборудован герметичной кабиной-капсулой на 20 человек. В 1975 году переоборудован 1 самолёт. Ан-12БКТ — заправщик самолётов фронтовой авиации. Мог одновременно заправлять на земле 2 самолёта (объём отдаваемого топлива 19500 л). Разработан в 1972 году. Ан-12БКЦ «Циклон» — лаборатория для исследования метеорологических процессов. В 1979 году переоборудовано 2 Ан-12БК. Ан-12БЛ — самолёт, оборудованный противолокационным ракетным комплексом Х-28. В 1970 году переоборудован 1 Ан-12Б. Ан-12БМ — самолёт для исследования возможности дальней радиосвязи через спутник «Молния-1». В 1962 году переоборудован 1 Ан-12Б. Ан-12БП («изделие 51») — разведчик радиационного заражения атмосферы. Отличался фильтрогондолами для забора воздуха, дозиметрами ДП-35, лабораторным оборудованием. Выпускался в 1968-1969 годах. Ан-12БСМ — гражданский самолёт для перевозки контейнеров. Отличался наличием двух кран-балок и роликовых дорожек. Мог перевозить 8 поддонов ПА-2,5 или 4 ПА-5,6, 8 контейнеров УАК-2,5 или 4 УАК-5А. Разработан в 1973 году. Ан-12БШ, Ан-12БКШ — самолёты для группового обучения штурманов. В грузовой кабине оборудовано 10 рабочих мест. В 1970 году переоборудовано несколько самолётов. Ан-12Д — опытный самолёт с увеличенным диаметром фюзеляжа. Разработан в 1965 году. Оснащён двигателями АИ-20ДК с винтами диаметром 5,1 м. Взлётная масса увеличена до 83 т. Ан-12Д УПС — с системой управления пограничным слоем (проект). Ан-12ЛЛ — летающая лаборатория. В разные годы переоборудовано несколько самолётов. Ан-12М — модернизированный. Отличается двигателями АИ-20ДМ мощностью 5180 л.с., винтами АВ-68ДМ. Изготовлен в 1972 году в одном экземпляре. Ан-12М ЛЛ — летающая лаборатория для отработки систем катапультирования. Отличается кормовой поворотной кабиной. Изготовлен в 1975 году. Ан-12П — с подпольными топливными баками. Выпускался с 1963 года. По типу Ан-12П в 1963-1989 годах дорабатывались Ан-12А и Ан-12Б (обозначены соответственно Ан-12АП и Ан-12БП). На самолётах Ан-12БП частично изменено радиооборудование. Ан-12ПЛ — полярный на лыжном неубирающемся шасси. В 1961 году построено 2 самолёта. Ан-12ПП, Ан-12Б-ПП, Ан-12БК-ПП, Ан-12БК-ППС — постановщики помех. Ан-12ПС — поисково-спасательный. Имеет на борту спасательный катер «Ёрш» или «Гагара». Разработан в 1969 году. Ан-12Р — с увеличенной до 25 т грузоподъёмностью (проект). Отличался ТРДД Д-36. Разработан в 1962 году. Ан-12РУ — с 2 стартовыми ускорителями ПРД-63 (проект). Разработан в 1962 году. Ан-12СН — самолёт специального назначения (проект). Предназначался для перевозки танка Т-54 на растояние 1500 км. Отличался двигателями АИ-20ДК, дополнительным ТРД РД-9, увеличенной грузовой кабиной, сокращённым составом оборудования. Разработан в 1965 году. Ан-12Т — топливовоз (опытный). Предназначался для перевозки различных видов топлива. Изготовлен в 1961 году. Ан-12ТП-2 — самолёт для полярной авиации. Отличается турбогенератором ТГ-16 в левом обтекателе шасси, подпольными топливными баками, средствами астронавигации и дальней радиосвязи, местами отдыха в кабине сопровождения. В сентябре 1961 года участвовал в дальнем перелёте Москва-Мирный (26423 км). Ан-12У — с системой управления пограничным слоем (проект). Разработан в 1962 году. Ан-12УД — самолёт увеличенной дальности. Разработан в 1960 году. Отличается двумя дополнительными топливными баками общей ёмкостью 7600 л (от бомбардировщика 3М). При этом запас топлива составил 21870 л. Ан-12УД-3 — увеличенной дальности с тремя дополнительными баками в грузовой кабине. Ан-40 — транспортный самолёт укороченного взлёта и посадки (проект). Отличался двигателями АИ-30, дополнительными разгонными ТРД РД-36-35. Разработан в 1964 году. Ан-42 — вариант Ан-40 с системой управления вектором тяги (проект). Y-8 — китайский вариант Ан-12БК. В 1974—1993 годах построено 667 самолётов различных модификаций. [править] Лётно-технические характеристикиДвигатели: ТВД АИ-20М (4х3128/4х4250 э.л.с.) Размеры: размах крыла (м) 38,015 длина самолёта (м) 33,109 высота (м) 10,525 Размеры грузовой кабины длина (м) 13,5 максимальная ширина (м) 3-3,5 максимальная высота (м) 2,4-2,6 Массы и нагрузки: взлётная (т) 64 пустого снаряжённого (т) 35,34 самолёта без топлива (т) 34,58 макс.ком. нагрузка (т) 20 посадочная (т) 58 запас топлива (т) 22,066 Лётные данные крейсерская скорость (км/ч) 570 эксплуатационный потолок (м) 9000,макс.10500 потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) (м) 900—2200 в зависимости от взл. весаКатастрофы По состоянию на 26 августа 2009 года было потеряно 187 самолетов типа Ан-12[3]. Крупнейшая авиакатастрофа с участием Ан-12 произошла 22 июня 1968 года около Юхнова. Военный Ан-12 столкнулся с гражданским Ил-14, пилот которого вопреки указаниям диспетчера был вынужден снижаться из-за сильной турбулентности. На борту обоих самолетов находилось 120 человек, все они погибли.[4] 1 августа 2007 года, грузовой Ан-12, принадлежавший авиакомпании «Атран», в ночь на 1 августа вылетел с грузом авиазапчастей из Домодедово в Комсомольск-на-Амуре с промежуточными посадками в Братске и Омске. Через четыре минуты после взлёта самолёт пропал с экранов радаров. Все 7 членов экипажа погибли. Причиной крушения грузового самолета, по мнению членов госкомиссии, расследующие этот инцидент, стали птицы.[5] 7 сентября 2007 года в Конго разбился грузовой Ан-12. При совершении посадки самолёт задел затвердевшие куски лавы и загорелся[6]. 26 мая 2008 года в аэропорту Челябинска разбился грузовой Ан-12 авиакомпании «Московия», погибли все 9 человек экипажа.[7] 13 ноября 2008 года в Ираке в районе города Фаллуджа разбился транспортный Ан-12, принадлежащий британской компании. Погибло 3 гражданина России. Предположительно, причиной катастрофы стали технические неполадки. [8] 20 февраля 2009 года в Египте в аэропорту города Луксор разбился украинский грузовой Ан-12. Погибло 5 человек. [9] 26 августа 2009 года в Конго разбился Ан-12. Самолет выполнял внутренний рейс по маршруту Пойнт-Нуар – Браззавиль. Ан-12 потерпел аварию и упал при заходе на посадку вблизи столицы Республики Конго города Браззавиля. Как сообщил представитель посольства РФ в Республике Конго, по предварительным данным, полученным от конголезских властей и представителей авиакомпании, в результате авиакатастрофы погибли шесть человек – двое граждан Республики Конго, сопровождавшие груз, и четверо членов экипажа — двое граждан Украины и двое граждан Молдавии [10] В связи с учащением катастроф власти ОАЭ, Судана и Ирана запретили полеты Ан-12 над территорией этих стран. [11]
|