Ил-86 — четырёхмоторный широкофюзеляжный пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости, спроектированный в КБ Ильюшина. Первый и самый массовый отечественный широкофюзеляжный самолёт. Производился серийно в 1980—1993 на авиационном заводе ВАСО в Воронеже. Всего было выпущено 106 самолётов.История разработки Ил-86 авиакомпании Аэрофлот-Дон Самолет Ил-86 является первым серийным советским широкофюзеляжным самолётом. Потребность в таком самолёте возникла в нашей стране в 1967, когда «Аэрофлот» выработал требования к самолёту на 250—350 мест. В октябре 1967 было принято Постановление Совета Министров СССР о разработке такого самолёта. В ОКБ им. Ильюшина первоначально исследовали проект 250-местного варианта самолёта Ил-62-250 с удлинённым на 6,8 метров фюзеляжем. Однако данный проект развития не получил. Для размещения 350 пассажиров требовалось увеличить число кресел в ряду, но, стремясь сохранить достигнутый на Ил-62 уровень комфорта, в ОКБ проработали двухпалубный вариант, а также однопалубный вариант с фюзеляжем, имевшем овальное сечение с двумя раздельными кабинами. Но и эти предложения также были отклонены. В начале 70-х годов в ОКБ приступили к разработке самолёта Ил-86. Среди требований, предъявленных к самолёту, было условие обеспечения перевозки багажа по принципу «багаж при себе». Это условие потребовало провести обширный комплекс исследований, связанных с выбором диаметра фюзеляжа. Результатом этих исследований, в котором приняли участие специалисты ЦАГИ, стал фюзеляж, позволивший установить в одном ряду 9 кресел с двумя проходами, причём ширину этих проходов сделали больше, чем на однотипных зарубежных широкофюзеляжных самолётах типа McDonnell Douglas DC-10. Для обеспечения эксплуатации с относительно коротких ВПП была выбрана механизация крыла, состоящая из предкрылков и трёхщелевых закрылков, обеспечивающих высокую подъёмную силу. Первый полёт опытного самолёта Ил-86 выполнил 22 декабря 1976 года экипаж Э. И. Кузнецова. В июне 1977 года самолёт был показан на Парижском международном авиационно-космическом салоне. В конце сентября 1978 года были завершены заводские испытания, после чего приступили к сертификационным испытаниям. Эти испытания завершились в 1980, и в конце того же года самолёт Ил-86 выполнил первый регулярный рейс по маршруту Москва — Ташкент. В 1981 на Ил-86 было установлено 18 мировых рекордов скорости в полете по замкнутому маршруту с нагрузкой от 35 до 80 тонн. Один самолёт Ил-86 построен в специальном варианте «Россия» для обслуживания Президента России и ещё два в варианте воздушного командного поста Ил-87 для управления вооруженными силами на случай ядерного конфликта. В 80-х исследовались проекты самолётов Ил-86В и Ил-86Д, на которых предполагалось использовать английские двигатели ТРДД Роллс-Ройс RB211-22В тягой по 19000 кгс. Среднемагистральный самолёт Ил-86В имел удлинённый фюзеляж и рассчитывался на перевозку 450 пассажиров на расстояние 3600—4000 км. Самолёт Ил-86Д предназначался для перевозки 330 пассажиров на расстояния более 9000 км. Этот самолёт послужил основой для дальнемагистрального самолёта Ил-96-300. Во второй половине 90-х изучалась возможность установки на самолёт высокоэкономичных двигателей ТРДД CFM56-5C-2 (4 x 14160 кгс), которые позволили бы увеличить дальность полёта с 350 пассажирами до 6400 км, но, по бытующему мнению, КБ Ильюшина из практических соображений не стало доводить до конца ремоторизацию Ил-86: по стоимости и многим параметрами такой Ил-86 занял бы нишу Ил-96. ИЛ-86 считается одним из лучших самолётов России, и по оценке первого заместителя министра транспорта России, руководителя государственной службой гражданской авиации Александра Нерадько в 2003 году: «был и остаётся одним из самых надёжных авиалайнеров в мире»[1]. Такое утверждение не может считаться бесспорным в связи с тем, что количество выпущеных самолётов не столь значительно, как размеры серий сравниваемых типов. [править] Эксплуатация Ил-86 выпускался серийно в 1980—1993 на авиационном заводе в Воронеже. Всего было построено 103 самолёта. Три самолета были поставлены на экспорт в Китай. В 1980-х были реконструированы ВПП во многих крупных аэропортах СССР, что позволило им принимать самолёты Ил-86 [2]. Единственным гражданским пользователем лайнера в советское время был «Аэрофлот». После распада СССР большое количество Ил-86 перешло на баланс отдельных авиаотрядов бывшей монополии. В советское время основным назначением Ил-86 были внутренние регулярные рейсы средней протяженности, в постсоветское вместительная машина стала использоваться для выполнения чартерных рейсов на популярные курорты. Массовое списание и вывод из эксплуатации авиалайнеров этого типа началось с 2001 года. С 1 июня 2009 года запрет на полеты Ил-86 намерен ввести Египет, к 2010 году списать все лайнеры этого типа собирается «Атлант-Союз» (фактически рейсы прекращены с декабря 2008). Но с марта 2009 вновь начались полёты в рамках чартерной программы от туроператоров. [править] Нынешние операторы На конец февраля 2009 года в эксплуатации находилось 15 Ил-86. «Атлант-Союз» (7), «Казанское авиапредприятие» (3), «Аэрофлот-Дон» (4), «Уральские авиалинии» (3), ВВС России (3), по одному в Армении и Ливии.[3][4] [править] Бывшие операторы Среди операторов, имевших несколько самолетов: Внуковские авиалинии (до 2001), Аэрофлот (до 2005), Авиалинии Узбекистана (до 2006), Авиалинии Казахстана (до 2007), Красэйр (до 2008), Пулковские авиалинии (позднее ГТК Россия; до 2008), Сибирь (до 2008), Татарстан (до 2008) [править] Аварии и происшествия Из 103 построенных самолётов по состоянию на 8 июля 2008 года было потеряно четыре[Варианты Ил-87КП Ил-86 — базовый вариант. Один экземпляр выполнен в специальном варианте для обслуживания президента РФ. Ил-80/87 — летающий командный пост. От обычных Ил-86 его отличает отсутствие иллюминаторов и дополнительный аппаратный отсек («горб») в носовой части фюзеляжа. Построено 4 экземпляра. Ил-86Д — проект модифицированного Ил-86, на базе которого был разработан самолёт Ил-96. [править] Лётно-технические характеристики Экипаж 4 Пассажировместимость 350 Длина 59,94 м Размах крыла 48,06 м Высота 15,81 м Площадь крыла 320 м² Вес пустого самолёта 117,5 т Максимальный взлётный вес 215 т Крейсерская скорость 950 км/ч Максимальная скорость 970 км/ч Дальность полета 4 600 км Вместимость грузоотсека 16 LD3 Эксплуатационный потолок 11 000 м Требуемая длина ВПП 2 600 м Силовая установка ТРДД НК-86 (4 x 13000 кгс) Расход топлива 11 500 кг/ч
|