Самолёты японской морской авиации имели несколько различных
наименований. Первое - краткое буквенно-цифровое, например А6М5с. Второе
– цифровое, производная от системы летоисчисления, например – морская
летающая лодка Тип 97 (использовалась до середины 1943 года). Третье –
имя собственное, например – «Райден». Четвертое – присвоенное союзниками
кодовое наименование, например – «Бетти». Неплохо. Разберем все по
очереди.
Первая система, первая буква - тип самолета:
А - авианосный истребитель
В - авианосный штурмовик (торпедоносец)
С - разведывательный самолет
D - авианосный бомбардировщик
Е - разведывательный гидросамолет
F - наблюдательный гидросамолет
G - ударный бомбардировщик (базовый торпедоносец)
Н - летающая лодка
J - базовый истребитель
К - учебный
L - транспортный
М - специальный гидросамолет
МХ - самолет специального назначения
N - гидросамолет-истребитель
Р - бомбардировщик
Q - патрульный самолет
R - базовый разведчик
S - ночной истребитель
Первая цифра - сквозная нумерация типов самолетов, принятых на вооружение (полный аналог наших И-15, И-16
и так далее). Самолеты иностранной разработки на месте буквы
производителя получали сокращенное название своей фирмы (для Хейнкеля,
например, А7Неl), а в случае если самолет приобретался в опытных целях,
то вместо цифры стояла буква Х, то есть, АХНеl.
Вторая буква - фирма производитель:
А – Аичи, а также Норт Америкэн
B – Боинг
C – Консолидейтед
D - Дуглас
G - Хитачи
Н - Хиро и Хоукер
He - Хейнкель
J - Нихон Когата и Юнкерс
К - Каваниси и Киннер
M - Мицубиси
N - Накадзима
P - Нихон
S - Сасебо
Si - Сёва
V – Воут-Сикорский
W – Ватанабе, позже Кюсю
Y - Йокосука
Z - Мидзуно
Эти три знака оставались неизменными всегда. Вторая цифра обозначала конкретную модель
самолета и менялась с каждой модернизацией. Более мелкие модификации
обозначались маленькой буквой после второй цифры (А6М5с). Таким образом
сочетание А6М2 обозначало авианосный истребитель; шестой по счету на
вооружении японского флота; построенный фирмой Мицубиси ; вторая модель.
Каждый самолет также имел номер модели из двух цифр. Первая указывала
на номер модели планера, а вторая - на номер изменения мотора. Модель 11
любого самолета была первоначальным планером с первоначальным
установленным мотором. Модель 52 означала пятую модификацию планера со
вторым мотором. Более мелкие изменения обозначались буквенной дабавкой.
А6М5 модель 52А имел ленты на 125 снарядов для пушек, вместо 100
снарядов у модели 52. Иногда это обозначение имело другой вид – Модель
2-2.
Японская система летоисчисления дала вторую систему названий. Две
последние цифры года принятия самолета в производство обозначали модель
самолета. Но здесь обязательно было указание типа так как название Тип
96 было присвоено 8 различным самолетам от авианосного истребителя до
ночного гидросамолета-разведчика.
В конце 1942 г длинная система обозначений была изменена с целью
сохранения секретности назначения самолета: она теперь включала кодовое
обозначение самолета. До того, в авиации флота прижилось, сравнительно,
немного ставших общепринятыми собственных имен самолетов. Так,
торпедоносец и пикировщик Аичи В7А2 получил прозвище "Рюсей" (Метеор).
Примерно в июле 1943 года японский флот начал помимо цифровых обозначений присваивать самолетам имена собственные.
Истребители - метеорологические явления:
авианосные - с окончанием pu или fu (ветер)
перехватчики - окончание den (молния)
ночные истребители - окончание ko (свет)
Штурмовики - названия гор
Разведчики - названия облаков
Бомбардировщики - названия звезд (sei) или созвездий (zan)
Патрульные - названия морей и океанов
Транспортные - названия небес
Учебные - названия деревьев, растений цветов
Прочие - названия деталей ландшафта
Кодовая система названий союзников имеет дату и место рождения, а также
конкретного создателя. Капитан 1 ранга Френк Т. Маккой, офицер разведки
американской 38-й бомбардировочной группы, в июне 1942 года был назначен
начальником разведслужбы авиации командования юго-западной части Тихого
океана. Вместе с сержантом Френсисом Уильямсом и капралом Джозефом
Греттеном он ввел систему названий, основанных на английских именах. К
концу 1942 года она была принята американцами повсеместно, хотя и
грешила некоторыми неточностями. Через несколько месяцев ее приняли и
англичане. Сам Маккой так описывал свою работу:
"Для идентификации японских самолетов сразу возникла настоятельная
задача ввести какую-то их классификацию, и мы решили для начала принять
собственную систему кодификации вражеских машин. Так как я сам из
Теннесси, то для начала мы использовали различные деревенские прозвища
Зик, Нейт, Руф, Джек, Рит простые, короткие и легко запоминаемые.
Я и сержант Вильямс рождали эти прозвища в многочисленных спорах, и
начали использовать наши кодовые обозначения самолетов с июля 1942 г.
Эта работа получила полную поддержку главы разведывательной службы
коммодора британских королевских ВВС Хевитта и его заместителя майора
американских ВВС Бена Кэйна, и они предложили срочно закончить эту
работу. Я им ответил, что и так работаю как одержимый, так как все
вокруг считают нас сумасшедшими. Только за первый месяц мы присвоили 75
кодовых обозначений".
После этого секция Маккоя уже официально получила задачу проводить
кодификацию всех новых японских самолетов. Кодовые обозначения при этом
присваивались бессистемно, но летом 1944 г эту задачу взял на себя
объединенный воздушный центр в Анакостии и ввел следующий принцип
присвоения кодов:
Мужские имена - истребители, разведывательное гидросамолеты
Женские имена - бомбардировщики, штурмовики, пикировщики, разведчики, летающие лодки, транспорты (первая буква Т)
Деревья - учебные
Птицы – планеры
Правда, были исключения из правил. Так, истребитель Накадзимы Ки 44, уже
получивший в Китае прозвище "Тодзе" по имени тогдашнего
премьер-министра Японии, со всеобщего согласия сохранил это кодовое
обозначение.
|