Развертка лицевых панелей пультов и приборной доски рабочих мест командира и пилота:
ЩВ - щиток верхний; ПД - приборная доска; ПДП - панель приборной доски; БПНИ - блок пилотажно-навигационной информации; ВКУ - видеоконтрольное устройство телевизионного типа; ППЛ - панель пульта левого; ППП - панель пульта правого; ПЦ - пульт центральный; МФПУ - многофункциональный пульт управления (пульт бортового вычислительного комплекса - БЦВК); ПА - пульт абонента (унифицированный пульт управления связью); 653Б - бортовые часы космические; пульт "Вымпел " - пульт радионавигационной системы
Выше на рисунке показана примерная компоновка (внешняя часть ЭИ) панелей ПУ и ПД СОИ РМ1-2, а ниже - компоновка пульта РМ4. Пульт СОИ РМ5 по компоновке является зеркальным отображением пульта РМ4. СОИ РМ1-6 и навигационный планшет размещены на верхней палубе кабины, остальные - в соответствующих отсеках.
Панель пульта управления сближением и стыковкой (рабочее место 4 - ручки управления движением правая и левая расположены в вырезах пульта):
МФПУ - многофункциональный пульт управления; ВКУ - видеоконтрольное устройство; ПА - пульт абонента
Основными средствами взаимодействия человека и машины на всех этапах полета являются видеоконтрольное устройство (ВКУ) КЛ-111 телевизионного типа, МФПУ, дисплейная система УС-3 ДИСК, жидкокристаллические индикаторы. На этапах спуска и посадки основное значение имеют ВКУ, дисплейная система "Адонис", электромеханические приборы.
Дисплейные системы "Адонис" и УС-3 функционально эквивалентны, но конструктивно различны. Разделение средств под орбитальные задачи и задачи спуска и посадки - пример ведомственного подхода к созданию сложных систем, преодолеть который интеграторам СОИ не удалось. Это привело к большой избыточности дисплейных средств на корабле. Тем не менее в рамках данного проекта удалось решить задачи унификации ВКУ, унификации многофункциональных пультов, пультов абонента, средств сигнализации и многое другое.
На пультах РМ1-5 размещены унифицированные многофункциональные пульты управления (МФПУ). На РМ6 их два: один для бортового центрального вычислительного комплекса (БЦВК) корабля, второй (такой же) - для БЦВК полезного груза.
МФПУ, ВКУ, дисплейные системы "Адонис" и УС-3 совместно с вычислительной системой (ВС) СУ образуют аппаратную среду бортовой диалоговой системы, программная поддержка обеспечивается ВС СУ. Это не лучшее решение. Первоначально предполагалось выделение для задач СОИ периферийной ЭВМ, но в процессе разработки от этого варианта отказались, полагая что возврат к нему произойдет в процессе эксплуатации комплекса "Энергия-Буран".
Для ведения внутренних переговоров и внешней связи на всех РМ установлены унифицированные ПА - пульты абонентов. На всех панелях и пультах используются кнопочные органы управления, созданные специализированным предприятием по заданию СОКБ для обеспечения СОИ космических кораблей и станций.
Основным конструктивным элементом пультов является несущий каркас. Каркасы приборных досок и пультов всех предшествующих кораблей - клепаные из уголков. Приборные панели, как правило, фрезерованные.
Каркасы пультов СОИ ОК впервые выполнены в виде ажурных сварных трубчатых конструкций из нержавеющей стали. Каркас приборной доски РМ1-2 состоит их четырех сварных модулей, соединяемых болтами. Пульт ПБИ имеет три разъемных сварных модуля. Все пульты выполнены в габаритах, позволяющих протаскивание пультов через люки командного отсека.
Все приборы, кроме электромеханических приборов (ЭМП) пилотажно-навигационной группы, основой конструкции которых были авиационные индикаторы, устанавливаются с лицевой стороны, обеспечивая тем самым ремонтопригодность СОИ без снятия пультов с объекта. ЭМП установлены в БПНИ, который может выдвигаться из доски, обеспечивая тем самым их съем. За приборами в каркасе размещаются блоки управления и сопряжения. Доступ к ним обеспечивается после снятия соответствующих приборов.
Все пульты имеют оригинальную схему виброзащиты, основой которой являются тросовые амортизаторы.